- GPS
- Россия, Москва, ул. Волхонка, 12
- (495) 697-7998
Сарматы – древний кочевой народ, заселявший обширные пространства степной полосы Евразии от Уральских гор до Дуная. Наименование сарматы известно нам из письменных источников, так древние авторы называли кочевников, проживавших в степях к востоку, и к западу от Танаиса (Дона). В научной литературе этноним сарматы используется для обозначения группы кочевых ираноязычных племен, живших в VII в. до н.э. – IV в. н.э. в степной полосе Восточной Европы, Средней Азии и Приуралья, и объединенных общей археологической культурой.
Сарматы были классическими кочевниками и не имели долговременных поселений. Информацию о социальном устройстве и организации, культурно-экономических связях и религиозных верованиях сарматов мы имеем только благодаря раскопкам их некрополей.
Филипповские курганы — комплекс из 29 курганов возле села Филипповка Илекского района Оренбургской области. Здесь археологами были обнаружены сенсационные находки: множество предметов из золота, в том числе золотые фигурки оленей. Сегодня обнаруженные артефакты хранятся в Эрмитаже, в Башкирском музее археологии и этнографии и стали частью постоянной выставки «Сокровища сарматских вождей» в Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее.
На основе этих находок также были созданы выставки, которые побывали в Музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, в «Палаццо Реаль» в Милане, в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в Государственном Историческом музее в Москве.
И вот теперь выставка открыта в ГНИИ им. Пушкина. Уникальность выставки в Пушкинском в том, что здесь впервые экспонируются некоторые предметы, которые не выставлялись даже в самих музеях и были известны только узкому кругу специалистов. Конечно, я не расскажу обо всех экспонатах, только о самых, на мой взгляд, интересных.
Давайте пройдём и посмотрим на произведения искусства древних кочевников.
Первое, что нас встречает на выставке – памятники, которые и были обнаружены первыми — знаменитые золотые олени.
Сами олени были выполнены из дерева – из берёзы и ивы, и сверху по вырезанной деревянной фигурке покрыты тончайшими пластинами из золота и серебра. Пластинки были прибиты к дереву с помощью бронзовых гвоздиков. Благодаря тому, что дерево было покрыто металлом, оно сохранилось до нашего времени.
Интересно, что чем выше отделка к рогам оленя, тем в сплаве больше золота, чем ниже – больше серебра. Постамент полностью покрыт серебряными пластинами.
Конечно, золотые олени не точная копия оригинального животного, а очень сильно стилизованное изображение и, что характерно для искусства кочевого стиля – отдельные части фигуры животного чрезмерно преувеличены. Например, морда оленя и, конечно же – рога.
У древних индоиранских племён было особое представление о мире – мир состоит из трёх частей: подземный, земной и небесный. По одной из версий, для каждого из этих миров соответствовал свой вид животного.
Подземный мир – мир смерти — и ему соответствуют хищники, земной мир – мир людей и травоядных животных, и небесный мир – это птицы. Когда человек умирает, он должен отправиться из срединного мира в загробный и ему необходим проводник, который поможет ему совершить это путешествие. Так вот, олени, которые были найдены не в самом погребении, а в тайнике рядом с погребальной камерой и по-видимому использовались неоднократно, и были теми проводниками в мир иной.
Почему именно олени? Если приглядеться повнимательнее, то золотые фигурки оленей соответствуют всем признакам животных, обитающих в трёх мирах: сам олень – травоядный, но на мордочке можно увидеть стилизованное изображение клыков, т.е. здесь присутствует и подземный мир. Что же касается небесного мира, то он тоже здесь представлен – на самом верху оленьих рогов, в самой последней их части, можно увидеть маленькие головы с большими острыми клювами. Это стилизация птиц, которые в научной среде часто называют сарматскими грифонами.
То есть фигурка оленя – это некий медиатор, который путешествует между мирами и сопровождает умершего человека.
На выставке представлены также несколько видов ритуальных сосудов.
Ритуальная чаша в виде медведя с золотыми накладками. Оригинальная чаша была деревянная, но дерево не сохранилось, поэтому для наглядности реставраторы изготовили имитацию из полимерной глины.
Существует предположение, что этот медведь у сарматов был связан с чуть более древними представлениями о мире, чем олень и, возможно, это изображение некоего тотемного животного.
Интересно, что голова медведя на сосуде разломана пополам, но это не случайно. Согласно представлениям некоторых народов, через образ изображаемого животного его характеристики передаются тому, кто этим образом владеет. То есть, чтобы стать таким же быстрым, как олень, или таким же сильным, как медведь, необходимо изобразить его на одежде, на оружии и других предметах. В том числе, можно изобразить его в виде чаши, из которой, выпивая напиток, человек получал и силу, и защиту этого животного. Но магический образ по представлению многих древних народов после исполнения ритуала нёс для обладателя изображения некую опасность, поэтому после ритуала образ необходимо было уничтожить.
Потрясающий иранский сосуд, который был привезён сарматами из одного из своих походов. Он тоже был найден в одной из погребальных камер.
Ещё один очень интересный сосуд состоит из двух материалов – серебра и золота. Соединение этих двух материалов символизирует два света – лунный и солнечный, день и ночь, жизнь и смерть. Мы видим, как будто два сосуда соединены вместе, спаяны одной стенкой, но на самом деле, это не так. Это единая чаша.
Кроме оленей, медведей и баранов у южно-уральских сарматов встречается ещё и изображение верблюдов. Один из предметов, найденных непосредственно в погребальной камере – часть конской сбруи.
Здесь изображены два дерущихся верблюда и, предполагают, что данный предмет происходит из Ирана, так как сами сарматы изображали верблюдов несколько иначе.
Например, на предмете, назначение которого до сих пор не ясно, существует изображение верблюда, а также птицы и волка. В данном случае стилизация животного указывает на то, что изготовлен предмет был именно сарматами.
На выставке представлено множество предметов с изображением кошачьих.
Это и ручки у сосудов,
И нашивки на одежду.
Тут же представлены великолепно выполненные браслеты, оканчивающиеся изображением различных животных.
В Филипповских курганах найдено много предметов иранского происхождения. Это связано не только с набегами сарматов, но и с тем, что, согласно некоторым источникам, среди кочевников были и наёмники и, вероятно, драгоценные предметы были получены в качестве оплаты.
Так, например, античные историки писали, что в сражении с Александром Македонским царь Дарий призывал в своё войско огромное количество кочевников, среди которых были и сарматы.
Серебряный кувшин – один из таких предметов. Его ручка выполнена в виде козла с крыльями, которые превращают животное в фантастическое существо.
Потрясающее серебряное зеркало, часть которого с разнообразными элементами украшения была сделана иранскими мастерами, при этом ручка из золота к нему изготовлена по сарматскому заказу.
В центральной части зеркала размещена священная птица Авесты Варагн, а вокруг расположены крылатые быки. Образ быка характерен именно для иранской культуры. А вот на ручке видны «летящие» олени с длинными завитыми рогами, что указывает на сарматские племена.
Ещё несколько экспонатов с выставки
Выставка продлится до 23 июля. Очень рекомендую к посещению!
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 22 июн 2023, 16:08удалитьПотрясающие находки! Какая тонкая работа!
Лена, спасибо за поход на выставку. Глядя на все эти изделия, понимаешь, что их ценность не меньше найденных артефактов в Египте. И еще — одна мысль не дает мне покоя — как мало у нас раскопок, которые могли бы, если уж не перевернуть всю историю мира, так хотя бы дать нам понятие об истории НАШИХ предков! - 25 июн 2023, 08:13удалитьТанечка, спасибо!
На самом деле, раскопки ведутся — вот хотя бы пример этой выставки: раскопки проводились не только с 1986 по 1988 гг, но и в 2004 и 2013 гг. И, конечно, не все найденные артефакты находятся в Москве или Санкт-Петербурге, многие из них можно найти в краеведческих музеях даже небольших городов. Конечно, раскопки ведутся не с такой интенсивность, как хотелось бы нам :)), да и редко, когда находки бывают такими сенсационными. - 26 июн 2023, 00:30удалитьЛеночка, спасибо, что познакомила с выставкой. Посмотрела твоими глазами! Это ещё раз подтверждает, что сарматы заложили иранскую культуру)))) не просто кочевали — а основывали)))) и не только иранскую...( но это не очень популярное мнение). Спасибо!!!!!
- 7 июл 2023, 21:53удалитьИрочка, извини, что сразу не ответила!
"сарматы заложили иранскую культуру" — интересно! Не рассматривала с этой точки зрения! - 7 июл 2023, 11:40удалитьЛена, прекрасный материал! С удовольствием прочла и посмотрела!
Я тоже успела побывать на выставке, как только вернулась из Оренбурга! ;))
На этот раз она от меня не ускользнула! ;)) В собрании узнала и ценности из Уфы!
Молодцы организаторы — собрали всё в "московский курган"! ;)) - 7 июл 2023, 21:55удалитьАлечка, спасибо!
Было бы обидно пропустить такую выставку! А я в эти выходные снова иду туда! На этот раз веду друзей :) Я им сказала, что они обязательно должны это увидеть! - 24 июл 2023, 21:48удалитьЛеночка, вашим друзьям повезло с "гидом"! ;))
Лучше не бывает! Молодец! - 24 июл 2023, 18:22удалитьУх, ты! Спасибо, Елена, за идею посетить выставку! Обязательно схожу!
- 31 июл 2023, 22:01удалитьДорогая — как с материальной точки зрения, так и с духовной :)
- 10 сен 2023, 14:14удалитьперенес на объект, а выставка классная — увидеть эти легендарные вещицы вживую дорогого стоит
- 28 сен 2023, 09:31удалитьКоля, я так обрадовалась, узнав, что экспонируется эта выставка в Пушкинском! Мне очень хотелось увидеть эти уникальные произведения! И, хотя уже была запланирована поездка в Уфу, но здесь были представлены ещё и вещцы из Омского музея 😊.
- 18 сен 2023, 12:37удалитьНаяву увидеть, конечно, не удаться. Только благодаря беспокойным турбиновцам. Очень дорогая выставка.
- 28 сен 2023, 09:33удалитьО да, наши турбиновцы — беспокойные сердца! 😊
Выставка потрясающая!