5 материалов по 3 объектам, 90 фотографий
- GPS
- Россия, Томтор, Оймяконский улус, Якутия
Туора-Юрях и Тарын-Юрях достигает почти двух тысяч километров. Истоки Индигирки берут своё начало в хребте Сунтар-Хаята и Оймяконском нагорье, затем река рассекает хребты огромной горной системы Черского и несёт свои воды по Момо-Селенняхской межгорной котловине.
Река во многих местах заполнена порогами — шиверами, так на сибирском диалекте называются речные пороги, поэтому судоходство по Индигирке возможно только в среднем и нижнем течении, от впадения реки Момы.
После не очень высоких отрогов Момского хребта, Индигирка выходит на равнину, где и течёт в низменных берегах оставшиеся чуть более тысячи километров вплоть до Восточно-Сибирского моря.
С языков местных народов перевести название можно как «Собачья река», но по другой версии тут жил эвенский род инди. Индигыр – люди рода инди.
Река под этим именем стала известна с 1636 года, когда тобольский казак Иван Ребров добрался сюда морским путём от устья Яны — это было первое открытие Индигирки русскими.
В 1639 году отряд служилых людей под началом Постника Иванова с верховьев реки Яны, где уже тогда был Верхоянск, сухим путём, на лошадях, пришёл на Индигирку и среди отрогов Момского хребта поставил зимовье. Это была одна из опорных точек в продвижении интересов Российской империи на восток.
В середине века зимовье было обнесено острожной стеной, а внутри были амбары для хранения ясака, который собирали с местного населения в виде пушнины. По углам острога построили несколько башен. На прилегающей к острогу территории жили юкагиры.
В конце XVII века, Зашиверск (за порогами) дважды перестраивался — четыре раза подвергался осаде местного люда, не желавшего платить ясак. Тогда же была выстроена деревянная Спасо-Преображенская церковь бригадой местных плотников во главе с Андреем Ховаровым или может быть — Хабаровым. Эта церковь — шедевров русского деревянного зодчества, как полагается, была построена без единого гвоздя из лиственницы.
фото церкви и колокольни с сайта Соборы
Русское население села было немногочисленным и состояло из нескольких казаков, приказчика и 2-3 промышленных людей. В 1740 году в Зашиверске было 10 дворов и несколько балаганов.
В 1783 году острог стал уездным городом Якутской провинции Иркутского наместничества и в его округе проживало две сотни русских.
Каждый год в декабре в городе проводилась ярмарка, на которую собиралось русское и местное население Индигирки и Колымы. В 1803 году Зашиверск стал провинциальным городом.
Конец его истории связан с жестокой эпидемией черной оспы, обрушившейся на горожан в 1833 году и погубившей всех.
Якутия пережила немало пандемий лепры, кори, туберкулеза, трахомы и сифилиса, но самой смертоносной считается черная оспа. После этого город не восстанавливался.
фото А.П. Окладникова
Как символ вечности и красоты, как вызов времени, как память о былом, природа сохранила для потомков удивительное по красоте произведение древнерусского деревянного зодчества — Спасо-Зашиверскую церковь, с которой был связан расцвет Зашиверска и его короткая, но яркая летопись.
Полярные лётчики первыми обратили внимание на красивую церковь среди лунного пейзажа...
Спустя полтора столетия после безлюдия и заброшенности на древнюю землю Зашиверска пришли люди — участники экспедиции Сибирского отделения Академии наук СССР под руководством академика А.П. Окладникова, которые произвели обмеры церкви и обследовали дельту Индигирки.
фото А.П. Окладникова
Экспедицией был обнаружен необычный способ захоронения умерших от оспы жителей — их завалили стенами и крышей собственных домов и яранг, так как прикасаться к ним все боялись. Среди догнивающих "могильников", только церковь стояла в своём великолепии.
В 1971 году Спасо-Зашиверская церковь, была разобрана по брёвнышку ( шатровый купол с крестом был снят с помощью вертолёта) и перевезена в историко-архитектурный музей под открытым небом у Новосибирского Академгородка.
..
Вместо церкви, на её месте, в 2000 году была поставлена Часовня Спаса Нерукотворного Образа, как памятник городку, где жили суровые и сильные люди, освоившие и прирастившие к России новые земли.
Ещё пару слов об Индигирке. В 1926 -1935 годах С. Обручев изучал бассейн Индигирки и впервые установил, что здесь есть промышленные запасы золота. Он продолжил исследование большой горной системы в бассейне Индигирки, начатое И. Д. Черским (1845-1892 гг.), и назвал её именем первооткрывателя — хребтом Черского.
В настоящее время Индигирка остается одной из главных водно-транспортных артерий на Северо-Востоке России.
Особое внимание учёных притягивают горы, на которых сохранились древние письмена и рисунки первобытных жителей Якутии. В Якутии найдено 115 писаниц на скалах и в пещерах рек Лена, Синяя, Алдан, Амга, Олекма, Марха и Индигирка. Горы с писаницами место проведения обрядов, отметинами захоронений знатных людей, остерегающими знаками, указателями мест хорошей охоты и удобного жилья.
Эти скалы сквозь тысячелетия, сквозь туман исчезнувших веков, сохранили послания древних людей, которые ещё не разгаданы полностью. Рисунки показывают, каким удивительно богатым был их внутренний мир и представления об окружающем мире.
.
Среди местных народов существует легенда реки Индигирки, которую переложил на стихи поэт Алексей Бештау:
"Однажды, богатырь Сунтар-Хаят, в Звезду влюбился Севера, нежданно…
Он сердца родниками был богат — хотел любимой их отдать отчаянно!
Была любимая далёкой, неземной — даря холодный свет в ночи полярной,
А сердце жаждало души родной, с теплом, что согревает Север Крайний...
Капкан из гор сковал богатыря, заплакал он и побежали слёзы –
Туора и Тарын — Юрях, в моря посланье понесли любви и грёзах.
Соединившись в мощную реку, образовали слёзы — Индигирку,
Бурнотеченьем Ора, на бегу, пробила путь она, найдя лазейку!
Звезда заулыбалась: "Милый мой, пусть слёзы украшают Крайний Север,
Но дом на юге ты увидишь свой — лети на юг, словно пчела на клевер!"
Сунтар-Хаят отправился на юг, где женщину, по сердцу, свою, встретил.
Риг Веда закружилась в танце вьюг — в межбровии её — Звезду заметил...
Сунтара она нежно обняла — живи в гармонии, забудь о страсти битвы,
Звездою Севера в моём челе взошла твоя слеза, как Гимн Святой молитвы!"
Как и на всех других реках, на берегах Индигирки издревле селились люди. Когда-то юкагиры, эвены и другие народы, позднее якуты и русские, но и до сих пор здесь не так много населённых пунктов.
Наиболее крупный из них посёлок Усть-Нера, с населением около шести тысяч человек, хотя в лучшие советские времена, в период расцвета геологической деятельности, здесь численность жителей достигала двенадцати тысяч.
Сейчас для Усть-Неры есть перспективы — посёлок расположен на двух транспортных артериях — Колымской трассе и реке Индигирке, которая в этом качестве работает не только летом, но и зимой. Зимник по Индигирке это отдельная тема, достойная своего рассказа, дорога суровая и опасная, но другой здесь нет.
Посёлок Томтор стоит не на Индигирке, а на её левом притоке Куйдусун. Чтобы попасть от Томтора на Индигирку, нужно проехать ещё около 20 километров дальше, по старой Колымской трассе, при этом преодолев полуразрушенный деревянный мост через Куйдусун.
Отправились мы туда на снегокатах. Прежде всего на нас одели огромные куртки, как одевают на сплаве спасательные жилеты. Не знаю, дают ли они тепло, но тяжесть на плечах я ощутила.
Слово «оймякон» в переводе с эвенкского языка означает «незамерзающий источник», «теплый ключ», «незамерзающая вода». В этой местности действительно есть ручьи, участки рек, которые не замерзают даже в сильные морозы, присущие самому холодному месту в Якутии.
Среди подобных чудес природы особое место занимает Шаман-ручей, о котором я уже написала.
И вот ещё одно феноменальное место — незамерзающий в лютый мороз участок реки!
.
Потрогать воду нам не разрешили, так как лёд наверняка подмыт и от этого края его очень тонкие, могут не выдержать вес человека. Купаться никто не решился!
.
Говорят, что в этом месте есть геотермальные источники, но их происхождением и причиной такой активности никто не занимался.
Геотермальный источник — это выход на поверхность подземных вод, нагретых выше 20 °C. Обычно такие источники питаются водой, подогреваемой расплавленной магмой (в районах активного вулканизма). Другой случай — подземные воды просачиваются до глубины более 1000 метров и нагреваются от горячей земной породы.
Такие источники не замерзают даже в холодных регионах не только Якутии, но и в Пым-Ва-Шор, расположенные в Ненецком автономном округе. Этот памятник природы находится за Полярным кругом, поэтому Пым-Ва-Шор считают самыми северными термальными источниками в мире.
Вот всё, по Индигирке и по Якутии, что я хотела вам рассказать.
- Адрес:
Томтор, Оймяконский улус, Якутия
Дешёвый ✈️ по направлению Томтор
- 14 мая 2023, 23:51удалитьАлечка спасибо!
Вы открыли нам страну Якутию!
Положу в копилку! )) - 17 мая 2023, 18:30удалитьУ нас в России зима — это прелесть что. И Якутия даст фору многим местам.
Спасибо за путешествие! - 18 мая 2023, 11:58удалитьМолодец, Аля! Поездка непростая, но интересная. Нет некрасивых пустых мест. Последнюю заметку унесла в копилку, а вдруг....
- 17 июл 2023, 23:23удалитьКлассный рассказ! А вообще Тунгуска и Индигирка две самые загадочные реки России, и самые труднодосягаемые из больших