729 материалов по 149 объектам, 14 176 фотографий
- GPS
- Италия, Campiello del Piovan, 3790, 30122 Castello, Venezia VE, Italy
- https://sangiovannibattistabragora.it/?page_id=174
Церковь Сан Джованни ин Брагора — под музыку Вивальди
Находится церковь недалеко от Сан-Марко, но при этом вдалеке от туристических троп.
Своим появлением, согласно легенде, она обязана Магнусу фон Одерцо, который был итальянским епископом и в 629 году бежал в Венецию после того, как лангобарды захватили его город.
Святой Магнус Одерцо с воскресшим Иисусом и "неверующим" апостолом Фомой, картина Чима да Конельяно. Картина находится в Академии в Венеции.
Во сне он получил божественное поручение построить здесь восемь церквей. Говорят, что Иоанн Креститель явился ему в видении и повелел построить в Венеции два новых храма – в честь самого пророка и его отца, святого Захарии. Повеление было исполнено с усердием, и эти церкви стали одними из первых, построенных на островах в Венецианской лагуне.
Первоначально храм был построен в стиле православной архитектуры: алтарная часть отделялась деревянным иконостасом. Позже его не раз перестраивали, постепенно превращая в базилику и приводя интерьер в согласие с канонами эпохи Раннего Возрождения.
В 10 веке церковь была перестроена по настоянию дожа Пьетро III Кандиано, для того, чтобы принять на хранение мощи святого Иоанна Крестителя, имя которого она носит.
Фото из интернета
Иоанн Предтеча родился "во граде Иудином", современном Айн-Кареме. У евангелистов не сказано, каким образом младенец Иоанн был спасен от воинов царя Ирода, как оказался в пустыне и как прошли его детские и юношеские годы. Вероятнее всего, святая праведная Елисавета бежала с сыном в пустынные Хевронские горы. Исследователи предполагают, что после смерти матери Иоанн Предтеча жил в общине ессеев, которые принимали и воспитывали сирот.
11 сентября Православная Церковь вспоминает и отмечает днем строгого поста Усекновение главы Иоанна Предтечи. Это событие произошло в 32 году по Рождестве Христовом. Пророк и Предтеча обличал людские грехи и пороки, в том числе и беззаконное поведение царя Ирода Антипы, который развелся с женой, дочерью набатейского царя Арефы, и в нарушение закона женился на Иродиаде, жене своего брата (из-за этого разразилась война с Набатейским царством, обернувшаяся для Иудеи катастрофой). По наущению Иродиады царь приказал арестовать Предтечу и заточить его в крепости Махерон неподалеку от Мертвого моря. Во время пиршества в честь дня своего рождения опьяневший Ирод Антипа пришел в такой восторг от танца своей падчерицы красавицы Саломии, что клятвенно пообещал исполнить любое её желание. Наученная матерью, юная дева попросила в подарок голову Иоанна Крестителя. Окровавленную главу Предтечи Саломия передала матери; в знак своего торжества Иродиада булавкой пронзила язык Иоанна и велела бросить главу в нечистое место.
Позже праведная Иоанна, жена царского домоправителя, тайно взяла главу святого пророка и похоронила её в сосуде на Елеонской горе, где она и была обретена несколько столетий спустя. Тело пророка его ученики перенесли из Махерона в Севастию, столицу Самарии, и положили в гробнице. Провинция Самария была неподвластна Ироду Антипе, и там телу Крестителя не угрожало поругание. Во время правления последнего языческого императора Юлиана Отступника (361-363 гг.) гробницу Предтечи разорили, однако многие частицы мощей были спасены и сохранены в различных обителях Востока, откуда через несколько столетий попали в Европу.
Фото из интернета
В девятом веке венецианский патриций Доменико Талонико привез с Востока на острова Венецианской лагуны ребро Иоанна Крестителя. Обретённые святые мощи поместили в храме Сан-Джованни-ин-Брагора, сам же благородный патриций впоследствии стал епископом.
В церкви крестили Пьетро Барбо, будущего Папу Римского Павла II, в последующем понтифик даровал церкви Сан-Джованни ряд важных привилегий.
Статус храма повысился, что, в свою очередь, привлекло щедрые пожертвования венецианской знати, что позволило в конце 15 века начать реконструкцию под руководством архитектора Себастьяно Марини да Лугано.
Тогда к оригинальному зданию, построенному в форме базилики, был добавлен простой кирпичный фасад в стиле поздней готики, отличающийся простотой, можно сказать даже аскетичностью. Вверху его круглое окно, которое увенчано крестом из истрийского камня и украшенное виноградом и листьями, которые остались от предыдущего здания. Появились боковые двери, а над центральным порталом видно остатки фрески, изображающей крещение Иисуса.
Именно тогда церковь получила свой нынешний облик.
Немного в стороне стоит небольшая колокольня с тремя колоколами – она была построена на месте другой, снесенной в 1826-м году.
youtu.be/TiD_Fv0oLls весна
Меня поразило то, что при посещении храма звучала музыка Вивальди из его цикла "Времена года". Это было так необычно, позволило лучше почувствовать атмосферу этого места, хотелось сесть на скамью и задуматься о чём-то хорошем, сокровенном и никуда не спешить.
Оказывается, что именно в приходе Сан-Джованни родился венецианский гений Антонио Вивальди.
4 марта 1678 года будущий "рыжий священник", как его звали в Венеции, был крещён в купели, которую и сейчас можно увидеть в храме Иоанна Крестителя, слева от главного портала, в нише. В день, когда он родился, в Венеции случилось землетрясение, и повитухи, решив, что ребенок не выживет (он родился слабым), срочно окрестили его в ближайшей церкви.
Купель в открытом виде. Фото из интернета
Купель состоит из нескольких частей, относящимся к разным эпохам. Самая старая середины 15 века, состоит из восьмиугольной чаши из красного веронского мрамора и украшена мотивом листьев аканта, над купелью бронзовая скульптура Иоанна Крестителя.
Первоначально купель была обшита золочёной кожей, но в 18 веке её заменили на медную, также позолоченную.
Рядом на стене установлен бюст маэстро и
под ним висит копия его свидетельства о крещении, которая до сих пор напоминает об этом моменте.
Небольшой стенд, посвящённый композитору с его шуточным портретом, с надписью:
"Рыжий священник, сочинивший оперу для театра Капраника в 1723 году", он был сделан карикатуристом Гецци.
Приняв духовный сан, Вивальди отслужил здесь свою первую мессу и в этих же стенах явил миру многие из своих бессмертных музыкальных творений. Великий композитор также обучал воспитанниц знаменитого своим хором приюта "Пьета" при этом храме.
Умер Вивальди в Вене, в нищете, и был похоронен в простой могиле на кладбище для бедняков, которая не сохранилась. Печальный конец гениального великого музыканта, память о котором останется здесь в этой скромной церкви.
Внутреннее убранство храма украшено картинами Чима да Конельяно, Альвизе Виварини, Бартолемео Виварини, которые были отреставрированы в 1990-х годах.
В Венеции, впрочем как и других городах, столетиями церкви становились хранителями произведений искусства, своеобразными музеями, местом вечного единения — поклонения и культуры.
Интерьер церкви в виде вытянутой трехнефной базилики замыкает хор и две абсидиальные часовни с прямыми концами . Разделение на три нефа осуществляется восемью колоннами, каждая с неукрашенными капителями, на которых опираются заостренные арки, поддерживающие потолок в форме корпуса корабля. Колонны — один из немногих элементов, которые напоминают предыдущее здание 1178 года.
Вид на неф. Внутреннее убранство прекрасно своей сдержанной красотой.
В пресвитерии очень красивый потолок, над алтарём можно увидеть главный живописный шедевр церкви "Крещение Христа", кисти Чимы да Конельяно. (1494).
Она окружена сложной мраморной рамой, вырезанной Себастьяно Мариани из Лугано, образуя изысканное сочетание живописи и скульптуры эпохи Возрождения.
Фото из интернета
Чима да Конельяно остался в истории искусства как выдающийся мастер больших религиозных картин, украшавших церковные алтари. Святых он, как правило, размещал на фоне обширных, залитых солнцем пейзажей, с далекими замками на возвышенностях. Исследователи считают, что художник воплощал в картинах виды холмов, у подножья которых разместилось его родное поселение Конельяно, но не фотографически точно, а внося свою фантазию.
Пейзаж у него является не фоном, как на картинах других художников того времени, а самостоятельным элементом, где происходят какие-то свои события.
В 1988 году WMF присоединился к организации "Спасти Венецию", чтобы сохранить пресвитерию Сан-Джованни-ин-Брагора. Картина была спрятана под многочисленными слоями перекраски 16 века, затемнена нанесением лака.
Реставрация началась на Крещение Христово со снятия перекраски и лака, обнажив первоначальную поверхность в хорошем состоянии с яркими синими тонами на фоне деревенского пейзажа. Самое раннее крупномасштабное изображение сцены Крещение Христа, показывает его, безмятежно стоящего на фоне холмистой местности, в то время как Иоанн Креститель готовится к обряду, а ангелы отдыхают на облаках в голубом небе. Лепнина и мраморный каркас также были реставрированы.
В приделе слева от главного алтаря находится триптих Бартоломео Виварини "Мадонна с младенцем, св. Иоанном и св. Андреем".
У церкви есть и другое название — Церковь святого Иоанна Милостивого. В настоящее время в церкви хранятся нетленные мощи святого патриарха Александрийского Иоанна Милостивого.
Он был александрийским патриархом. Родился в 6 веке на Кипре в семье знатного вельможи.
По велению отца женился, но жена и дети рано умерли, и Иоанн занялся благотворительной деятельностью. Главным своим делом он считал подаяние и благодеяния всем нуждающимся.
Не будучи ни монахом, ни клириком был избран, по желанию народа на патриарший престол. Решение было утверждено императором Ираклием. Став патриархом в 610 году, он приказал сосчитать всех нищих и убогих в Александрии, которых оказалось свыше семи тысяч человек. Всем этим людям он ежедневное выдавал бесплатное пропитание. Два раза в неделю, в среду и пятницу, он выходил к дверям патриаршего собора и, сидя на паперти, принимал всех нуждающихся: разбирал распри, помогал обиженным, раздавал милостыню. Три раза в неделю он посещал больницы, оказывая помощь страдальцам.
Иоанн послал милостыню ко Гробу Господню, давал у себя приют и помощь бедствующим, выкупал пленных.
Святой Иоанн Милостивый был известен своим кротким отношением к людям.
"Однажды святитель вынужден был за какую-то провинность отлучить от Церкви одного клирика. Провинившийся озлобился на Патриарха. Святитель хотел призвать его для беседы и забыл об этом. Во время совершения Божественной литургии святой вспомнил слова Евангелия: когда приносишь свой дар на алтарь и вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, – оставь дар свой и прежде помирись с братом твоим (Мф. 5, 23 – 24). Святитель вышел из алтаря, призвал к себе провинившегося клирика и, пав перед ним на колени, всенародно просил прощения. Потрясенный клирик раскаялся в содеянном, и впоследствии стал благочестивым священником".
В те годы по попущению Божиему персы вторглись в священный Иерусалим. Они разорили город, захватили многих христиан и увезли с собою Честное Древо Креста Господня. Патриарх отправил им ради выкупа многочисленные суда из Александрии с золотом и пшеницей. По милосердию его многие жители Иерусалима выкуплены были тогда из плена.
А когда персы, вторгшись в Египет, угрожали Александрии, и её жители стали разбегаться, Иоанн отправился в Константинополь ходатайствовать о немедленной присылке войск для защиты города, но на пути, остановившись в своей родине, городе Амафунте, скончался около 619 года.
Погребли подвижника в родном Амафунте, в церкви святого Тихона Чудотворца. В приходе том находились мощи еще двух почитаемых епископов. Когда тело угодника хотели водрузить в усыпальницу, тела епископов раздвинулись, будто бы то были живые люди, и дали место между собою почившему святителю.
От усыпальницы подвижника подавались многие чудеса. В дальнейшем мощи его перенесли в столицу Византии. Частицы мощей патриарха развезли по многочисленным христианским приходам Европы. Так, глава его в наши дни находится в Греции, в Большой Метеорской обители.
В российской столице частицы мощей святителя есть в церкви великомученицы Екатерины на Всполье, в храме иконы Божией Матери "Знамение" в Кунцево и в церкви Пророка Божия Илии в Обыденском переулке. В Санкт-Петербурге частица мощей угодника находится в Александро-Невской лавре. Есть подобная святыня и в Ростове-на-Дону, в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы.
День памяти 25 ноября.
Современники говорили, что щедрость его подобна была "непрестанно текущей обильной реке, напояющей всех жаждущих".
В церкви есть капелла ди Сан-Джованни, построенная в 1481 году для останков святого, которые положили в позолоченный деревянный ковчег, позднее заменённый другим, "более богато украшенным и приличным".
Над реликварием находится картина Якопо Мариески, изображающая святого, раздающего милостыню.
Капелла со стрельчатами арками с лепниной. Колонны из цветного мрамора создают контраст белой урне, поддерживаемой завитками в стиле рококо и увенчанной гирляндой цветов, на которой находятся три путти. Скульптором мраморной группы и исполнителем украшения всей часовни был некий Анзоло Стае.
Справа от входа находится Капелла делла Беата Верджине Аддолората, с Пьетой немецкой школы 15 века из полихромной терракоты на алтаре.
Фото из интернета
На её стенах картины Леонардо Корона, ученика старшего Тициана. По некоторым данным, он завершил некоторые из незаконченных полотен своего учителя Тициана после смерти мастера.
Автор картин для нескольких церквей, часовен и частных коллекций Венеции, в частности, и в этой капелле "Коронация шипами" и "Бичевание".
Одна из его картин "Святое семейство", находится в России, в Эрмитаже.
Над входом в ризницу находятся картины "Воскресение" Альвизе Виварини (1498) и "Константин и св. Елена по обе стороны креста" Чимы да Конельяно (1502).
Часовня Сан Джузеппе. Справа на стене висит картина "Мадонна с Младенцем" Бартоломео Виварни.
Фото из интернета
На стене левого придела находится небольшая картина " Благославляющий Христос" Альвизе Виварини.
В настоящее время в церкви хранятся нетленные мощи святого патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, шип из тернового венца Спасителя, а также крест с частицами Древа Святого Животворящего Креста Господня, им пользовался во время богослужений преподобный Савва Освященный.
Церковь Сан-Джованни ин Брагора наряду с другими достопримечательностями Венеции была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Адрес:
Campiello del Piovan, 3790, 30122 Castello, Venezia VE, Italy
- Дополнительная информация:
Время работы с понедельник — суббота
9:00-11:00 15:30-17:30 - Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Венеция
- 6 мая 2023, 09:50удалитьКак всегда, ваш рассказ, Нина, насыщен историей и сопровождается прекрасными фотографиями. Спасибо.
Читая, и окунаясь в нить рассказа, по-новому смотришь на вроде бы невзрачную снаружи церковь! Помню ее - 6 мая 2023, 13:05удалитьСпасибо! Я только в своё последнее посещение её увидела, мне она тоже запомнилась.
- 8 мая 2023, 00:31удалитьКакая прекрасная находка! Жаль, не посетила...зато теперь узнала!
- 8 мая 2023, 07:50удалитьЯ тоже о ней не сразу узнала, хотя находится совсем рядом с Сан- Марко, атмосферное место.
- 5 июл 2023, 18:29удалитьОчень люблю Вивальди, и в его композициях, легких и воздушных, если подумать, есть много венецианского. Раньше я об этом не думал, а сейчас мне это кажется очевидным )
- 6 июл 2023, 06:27удалитьМне тоже нравятся его произведения, поэтому вдвойне приятно было услышать их в таком месте.