730 материалов по 149 объектам, 14 227 фотографий
- GPS
- Италия, Piazza San Marco, 328, 30124 Venezia VE, Италия
- +390412708311
- www.basilicasanmarco.it
Золотой алтарь Pala d'Oro собора Святого Марка
Этот совет является частью дневника «Италия - волшебный край»
Слово «пала» происходит от латинского «palla» — ткань, с изображениями святых для покрытия алтаря или создание его фона во время церковной службы. Затем эти ткани стали делать из золотых или серебряных нитей, отсюда и название Pala d'Oro (золотая ткань) или Pala d'Аrgento (серебрянная ткань).
Pala d'Oro венецианского собора Святого Марка представляет собой не алтарь в обычном понимании, а является алтарной картиной размером 3,34 × 2,51 м, сделанной на золоте и серебре, с 187 эмалевыми пластинам и украшенной 1927 драгоценными камнями (526 жемчужин, 330 гранатов, 320 изумрудов, 255 сапфиров, 183 аметиста, 175 агатов, 75 рубинов, 34 топаза, 16 сердоликов и 13 яшм).
Золотой алтарь Pala d'Oro венецианского собора Святого Марка
В Интернете и во многих путеводителях пишут, что «это произведение искусства украшало монастырь Пантократора в Константинополе, и было вывезено венецианцами вместе с другими сокровищами в 1204 году из захваченной во время Четвертого крестового похода столицы Византии». Но это совсем не так.
Во время восстания жителей Венеции против дожа, которого называли «надушенный князек, отгороженный от своих подданных отрядом иностранных наемников», в 976 году сгорела первая базилика Святого Марка. В результате последовавшего дворцового переворота 23-м венецианским дожем стал Пьетро I Орсеоло, который пожертвовал бóльшую часть своих личных средств на строительство второй базилики Святого Марка. Дож приказал изготовить в Константинополе из серебра и золота картины для ниши алтаря евангелиста Марка. Современные ученые и искусствоведы до сих пор ведут дебаты сохранилось ли хоть что-нибудь от алтаря того периода.
Базилика Святого Марка служила наглядным доказательством богатства Венецианской республики, поэтому в XI веке было принято решение о возведении совершенно новой и значительно большей по размеру «церкви невиданной красоты и роскоши» — третьей базилики Сан-Марко. Венецианцы считали ее своего рода живым организмом, который достраивали и украшали 30-й, 31-й и 32-й венецианские дожи.
Портреты венецианских дожей в зале Большого Совета Дворца дожей
Историю создания Pala d'Oro начинает в 1105 году 34-й венецианский дож Орделафо Фальер, по заказу которого в Константинополе были сделаны на листовом золоте центральные и боковые эмали. В центре Золотого алтаря находится изображение сидящего на троне Христа Пантократора — Небесного Царя и Судии, с Евангелием в левой руке, а правая рука — в благословляющем жесте. Вокруг фигуры Христа расположены изображения четырех евангелистов, над его образом в окружении двух архангелов и двух херувимов помещен пустой престол уготованный, приготовленный для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мертвых в Судный день.
Центральная часть Pala d'Oro с изображением Христа Пантократора
Ниже фигуры Христа расположен образ Богородицы Оранты, представляющий ее с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми наружу ладонями, в традиционном жесте заступнической молитвы. По бокам от Девы Марии — 34-й венецианский дож Орделафо Фальер и императрица Ирина, первая женщина в истории Византии, правившая самостоятельно. Дож, как заказчик Pala d'Oro, потребовал от византийских мастеров, чтобы изображение его головы было окружено нимбом, знаком высшей власти и святости. Находчивые византийцы исполнили требование заказчика, но при этом написали голову слишком маленькой по сравнению с телом, и, желая подчеркнуть, что не считают венецианского дожа равным византийской императрице, изобразили его в черной обуви, в то время как императрицу Ирину и Деву Марию – в красной.
В центре — Богородица Оранта, справа — византийская императрица Ирина, слева — венецианский дож Орделафо Фальер
По сторонам центральной композиции расположены 3 ряда миниатюр (по 12 в каждом) архангелов, апостолов — непосредственных учеников Иисуса Христа, и пророков Ветхого Завета (по 6 с каждой стороны).
Слева от центральной части Pala d'Oro изображены архангелы (верхний ряд), апостолы (средний ряд), пророки (нижний ряд)
Архангелы держат в руках копье и финиковую ветвь, апостолы – книгу Библию, ветхозаветные пророки – свитки с цитатами их пророчеств.
Справа от центральной части Pala d'Oro изображены архангелы (верхний ряд), апостолы (средний ряд), пророки (нижний ряд)
Верхний горизонтальный ряд над центральной частью Pala d'Oro включает 6 эмалей с изображением дьяконов по 3 с каждой стороны с кадилом и ладаницей в руках и 11 эмалевых изображений событий Нового Завета: Благовещение, Рождество, Сретение Господне, Крещение Иисуса, Тайная вечеря, Распятие, Сошествие в Лимб, Воскресение, Неверие Фомы, Вознесение и Пятидесятница.
Изображение дьяконов. Вверху — на левом краю верхнего ряда над центральной части Pala d'Oro, внизу — на правом краю верхнего ряда над центральной части Pala d'Oro
События Нового Завета. Слева на право Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Тайная вечеря, Распятие
События Нового Завета. Слева на право Сошествие в Лимб, Воскресение, Неверие Фомы, Вознесение, Пятидесятница
10 миниатюр с эпизодами из жития Святого Марка расположены в двух вертикальных рядах по краям Pala d'Oro: слева изображены события из жизни апостола, справа — эпизоды, связанные с его мученичеством в Александрии и перенесением его мощей в Венецию.
Вертикальные ряды по краям Pala d'Oro. Слева события из жизни Святого Марка, справа — его мученичество в Александрии и перенесение мощей апостола в Венецию
Второй этап создания Pala d'Oro связан с Четвертым крестовым походом, когда Венеция вместе с западными рыцарями-крестоносцами в 1204 году завоевывала Константинополь и захватила «большое наследство», состоявшее из веками накопленных богатств Византийской империи.
В Константинополе вторым по величине после собора Святой Софии был храм монастыря Христа Пантократора, алтарь которого описал в книге «Завоевание Константинополя» участник Четвертого крестового похода французский рыцарь Робер де Клари: «Главный престол был столь богат, что нельзя было бы его и оценить, потому что доска, которая была на престоле, была из золота и драгоценных камней, расколотых и сплавленных вместе». Эта часть византийского алтаря была вывезена в Венецию, а его эмалевые пластины по приказу 42-го дожа Пьетро Дзиани в 1209 году дополнили верхнюю часть Pala d'Oro.
Продолжаем читать в книге «Венеция. История города» Мартина Гарретта: «В верхний регистр вошли панели, взятые из монастыря Пантократора, места погребения императоров в Константинополе. Архангел Михаил, с длинными крыльями и нимбом, богато украшенный драгоценными камнями, окруженный небольшими круглыми изображениями святых, стоит между полукруглых панелей, указывая на «Вход Господень в Иерусалим», «Сошествие Христа в Ад», «Распятие Иисуса Христа», «Вознесение Господне», «Тайная вечеря» и «Успение Богородицы». В Пантократоре эти панели являлись частью большой серии, связанной с последовательностью двенадцати святых дней, но в Pala d'Oro вошли только шесть».
Левая сторона верхней части Pala d'Oro. «Вход Господень в Иерусалим», «Сошествие Христа в Ад», «Распятие Иисуса Христа», архангел Михаил в окружении святых
Эти шесть сцен на Pala d'Oro расположены в неверном порядке с точки зрения византийской иконографии и как сказано в одной научной статье [1] «в искусстве Византии венецианцев привлекала не столько его догматическая сторона, сколько его торжественная репрезентативность, и соображения каноничности здесь не играли основной роли — похищенные из монастыря Христа Пантократора эмалевые образы должны были добавить блеска храму, в котором покоились мощи евангелиста Марка — главная святыня Венецианского государства».
Правая сторона верхней части Pala d'Oro. Архангел Михаил в окружении святых, «Вознесение Господне», «Тайная вечеря», «Успение Богородицы»
Третий этап создания Pala d'Oro, как запрестольного образа именно в том виде, в каком его лицезреют сегодня, был осуществлен в 1343-45 годах по распоряжению 54-го дожа Андреа Дандоло. Венецианские ювелиры украсили Pala d'Oro 1927 драгоценными камнями и изготовили для него готическую раму из позолоченного серебра.
Золотой алтарь Pala d'Oro венецианского собора Святого Марка
Pala d'Oro, считавшийся праздничным алтарем собора Святого Марка, открывался только в моменты торжественных богослужений, в остальное время он закрывался другим алтарным образом, известным как «ferial» («будни» с итальянского). Это была роспись по дереву, выполненная во время третьего этапа создания Pala d'Oro одним из основателей венецианской школы живописи Паоло Венециано. Сейчас роспись находится в музее Сан-Марко, а на ее месте установлена работа позднеготического мастера первой половины XV века.
Будничный алтарь венецианского собора Святого Марка. Роспись по дереву первой половины XV века
Когда в 1797 году Венецию захватила армия Наполеона и французские солдаты стали грабить собор Святого Марка, ризничий храма, указывая руками на Pala d'Oro, не уставал повторять, что все его украшения сделаны из простого стекла. Эта простодушная хитрость хранителя соборных сокровищ спасла Золотой алтарь, из которого было похищено всего лишь несколько драгоценных камней. Можно отличить настоящие камни от тех, что поставили на место похищенных: у оригиналов огранка кабошон, а у новых — фасетная.
Золотой алтарь Pala d'Oro венецианского собора Святого Марка
В настоящее время Pala d'Oro расположен в алтарной части собора Святого Марка, обращенной по направлению к апсиде, т.е. развернут в обратную сторону от находящихся в храме. Чтобы увидеть Золотой алтарь надо к входному билету за 3 € покупать дополнительный билет за 5 €.
Входные билеты в собор Святого Марка и Pala d'Oro
[1]. Левочская М. Алтарный комплекс собора св. Марка в Венеции. Между романским Западом и византийским Востоком // Искусствознание. — 2016. — № 1-2. — С. 224-243.
- Адрес:
Piazza San Marco, 328, 30124 Venezia VE, Италия
- Телефон:
+390412708311
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Венеция
- 25 мар 2023, 22:03удалитьНе жалели драгоценные камни и в результате получили красивости
- 25 мар 2023, 23:03удалитьШедевры, которые моя память слабо сохранила. Спасибо за показ!
- 27 мар 2023, 04:01удалитьКроме хитрости ризничего, упомянутой в конце совета, другой информации не нашел
- 31 мар 2023, 16:48удалитьРизничий обладал даром внушения или соврал "на голубом глазу"!
Благодаря ему уцелел мировой шедевр!
Спасибо, Виктор! - 1 апр 2023, 10:12удалитьРизничий как церковнослужитель наверняка обладал даром внушения
- 3 апр 2023, 19:45удалитьСпасибо, Виктор, что показали и рассказали об алтаре. Уже не помню почему, но я в свое время не увидел его, хотя внутри собора был...
- 4 апр 2023, 19:38удалитьPala d'Oro "спрятан" за алтарем и его совсем не видно. Надо знать, что сбоку от алтаря есть небольшой проход с охранниками-билетерами.