1545 материалов по 1 540 объектам, 55 818 фотографий
- GPS
- Россия, Новинский бульвар, 25
- +74956056515
- https://music-museum.ru/museums/museum-manor-chaliapin.html
"В Москве есть три чуда:Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас"
Этот совет является частью дневника «Музеи Москвы»
13 февраля 2023 года исполнилось 150 лет со дня рождения певца. К этому событию приурочен целый ряд культурных мероприятий у нас в стране, даже снят сериал о нём, который показывали по телевидению. В нём я увидела знакомые интерьеры и тоже решила внести свою лепту )) Несколько лет назад я посетила дом-музей Шаляпина, а делюсь своими впечатлениями только сейчас, как раз представился случай.
Музей находится на Новинском бульваре и хорошим ориентиром служит памятник Федору Михайловичу Шаляпину, который установлен практически рядом.
Дом был построен в 1790-х годах купчихой К.Баженовой и впоследствии продан губернскому прокурору и литератору Степану Жихарёву — другу Александра Пушкина.
Фёдор Шаляпин приобрёл деревянный особняк со штукатурным декором в 1910 году за 106 тысяч рублей, оформлен он, правда, был на его жену Иолу Игнатьевну, связано это, видимо, было с тем, что она уже знала о существовании второй его семьи в Петербурге.
Тогда он был уже одним из кумиров Первопрестольной, солистом Большого театра, отсюда пошла и его мировая слава.
Дом был одноэтажным со стороны фасада, а во дворе располагались двухэтажные внутренние флигели. Сейчас сохранился только правый флигель, на месте левого — улица.
Фото из интернета На фото 1910 года видно, как он выглядел в то время, когда его приобрел Ф.И.Шаляпин. Перед домом стоят импресарио певца И. Дворищин и сын Шаляпина — Борис.
Дом приглянулся Фёдору Михайловичу в первую очередь из-за того, что он был деревянным и из-за системы отопления, в нём были голландские печи, так как паровой обогрев был вреден для голосовых связок певца.
Перед заселением тут провели масштабные ремонтные работы, проводившиеся под руководством первой жены Шаляпина Иолы Тарнаги. Здание было перестроено в европейском стиле: зелёную крышу украсили резными дымниками и лепниной, а на столбах чугунных ворот установили декоративные вазы.
Были проведены газ, водопровод, электричество, в подвале оборудована газовая котельная, подававшая воду в три ванные комнаты, которых тоже ранее не было. Газ в этом районе был проведён для уличного освещения, но Иола нашла ему другое применение.
По тем временам для Москвы это было целым событием, поэтому многие приходили посмотреть на нововведения.
Залы второго этажа по просьбе Иолы Игнатьевны были перегорожены, чтобы у каждого из детей была своя комната, а их в семье было пятеро.
Кухню разместили в подвале, откуда еду доставляли в буфетную при помощи подъемника. Был установлен телефон, бывший в то время дорогостоящей и редкой вещью, и куплен пылесос, который потом так и не смогла освоить прислуга.
В каретном сарае оборудовали гараж.
Трудно представить, что всё это воплотила в жизнь хрупкая, маленькая женщина, с художественным вкусом и инженерной жилкой, она привнесла в дом то, что соответствовало европейским стандартам комфорта.
Благоустраивалась и территория вокруг дома, в большом саду появились: беседка с которой открывался вид на реку, липовая аллея, кусты жасмина, сирени, красивые клумбы с яркими цветами и скамейки. Для семьи это был настоящий семейный дом, в котором хорошо жилось и взрослым, и детям, до этого своего жилья у них не было, жили в съёмном.
За годы проживания многое случилось и хорошего, и плохого, как в семье, так и в России.
Во время Первой Мировой войны на средства Ф.И.Шаляпина, по его инициативе, в левом флигеле его особняка на Новинском был открыт госпиталь для солдат, о чем публично он не говорил.
В 1918 году дом был национализирован, и превратился в обычную московскую коммуналку. он Шаляпиным оставили только две комнаты на втором этаже, а в дом въехали еще 16 семей.
Тогда же появились первые сообщения о разграблении советскими отрядами имущества Шаляпина. В 1920-м артист был вынужден обратиться к наркому просвещения Анатолию Луначарскому за ордером на охрану помещения:"Анатолий Васильевич, помогите! Я получил извещение из Москвы, что какие-то солдаты без надлежащего мандата грабят мою московскую квартиру. Они увезли сундук с подарками — серебряными ковшами и проч. Ищут будто бы больничное белье, так как у меня во время войны был госпиталь. Но белье я уже давно роздал, а вот мое серебро пропало, как пропали 200 бутылок хорошего вина." Из воспоминаний Фёдора Шаляпина.
Фото из интернета
Весной 1922 года Шаляпин не вернулся из зарубежных гастролей, хотя продолжал некоторое время считать свое невозвращение временным.
Он прожил в этом доме двенадцать лет, это было время расцвета его таланта, время зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы.
В последующие годы здание трижды избежало сноса. Первый раз в тридцатые годы, когда прокладывалось и застраивалось Садовое кольцо, второй раз когда строилось высотное здание на площади Восстания, в это время приехал сын Шаляпина Борис и, конечно же, он хотел посетить родной дом, где он провёл своё детство.
В 1978 году коммунальные квартиры расформировали и находящийся в аварийном состоянии особняк передали Музею музыкальной культуры имени Михаила Глинки. В ходе перестройки центра Москвы к Олимпиаде-1980 власти думали снести дом. Однако благодаря инициативе группы артистов здание удалось сохранить.
С 1981 года в здании проводилась крупномасштабная реставрация, благодаря чему удалось полностью восстановить исторические интерьеры. Они были воссозданы по воспоминаниям и заметкам дочери Ирины, сыновей Бориса и Фёдора, жены Иолы и рассказам современников
Во время своего последнего приезда в Москву Фёдор подарил будущему музею несколько картин Серова, Левитана, Коровина, Поленова, указав, в каких комнатах и на каких местах они висели, а также передал письма, документы и прочие бесценные реликвии, которые сейчас включены в музейную экспозицию.
Открытие музея состоялось 24 сентября 1988 года.
Войдём в музей и сразу же попадаем в прихожую. Так как Шаляпин часто гастролировал, в ней видим предметы, сопровождавшие его в многочисленных гастрольных поездках: кофры, шляпные коробки, чемоданы. Стоящий сверху небольшой коричневый чемодан английской фирмы Cotts Hatters — предмет мемориальный.
Далее располагается парадная анфилада комнат. Из прихожей гости попадали в Зеленую гостиную. Федор Иванович при желании мог сразу пройти к себе в кабинет.
Кабинет являлся одновременно и библиотекой, в формировании которой активное участие принимал Максим Горький. Она включала книги Александра Пушкина, Ивана Тургенева, Мигеля де Сервантеса и Уильяма Шекспира. Часть мемориальных книг представлена в небольшом книжном шкафу. Все они в кожаных переплетах, на которых золотом тиснена монограмма Шаляпина.
Фёдор Иванович был из бедной крестьянской семьи, поэтому в детстве у него не было своей библиотеки. Собирать коллекцию книг он начал почти сразу, как у него появились деньги.
В витринах представлены личные вещи певца: печатки с его инициалами и факсимильной подписью, лупа, бинокль, он любил необычные аксессуары.
Письменный стол представляет собой запирающееся на ключ бюро. На нём портрет отца .Шаляпина, нарисованный (бумага, карандаш) в 1915 году им самим и бюст А.С.Пушкина неизвестного автора.
Кресло ампирное. Локотники в виде стилизованного рога изобилия. Верх спинки оформлен точеной деталью.
В кабинете стоит "Виктрола" – это разновидность граммофона встроенного в тумбу, которая выполняет две функции: за нижними дверцами находится отделение для хранения грампластинок, за верхними — раструб для усиления звука. Федор Иванович одним из первых стал записывать свой голос. С 1902 года он записал около трехсот граммофонных пластинок.
В своём кабинете Фёдор Иванович любил отдыхать и работать, он был человеком многогранного таланта и известен не только своими потрясающими актерскими данными, но и талантом живописца, скульптора, художника-гримера.
Далее Зелёная гостиная" — в настоящее время она позиционируется музеем как небольшая картинная галерея, в которой представлены работы Исаака Левитана, Аполлинария Васнецова, Константина Коровина, подаренные авторами Шаляпину.
На диване, рядом с гитарой, лежит, перекинутая через спинку, лента с надписью "Спеши еще наполнить звуками нам душу", преподнесенная Шаляпину поклонниками.
Здесь же фонограф начала 20 века, принадлежавший певице Ирме Яунзем.
В простенке между окнами висит портрет Шаляпина кисти К. Коровина, а на столике стоит граммофон Hohner Record (Германия, начало 20 века). Певец любил стоять рядом и слушать музыку. Это часто видели с улицы прохожие.
Голова короля. Абрамцевская мастерская. 1900-е. Керамика, тонирование.
На столике — скульптурная работа Паоло Трубецкого "Извозчик" (1901 г.)
Во времена Шаляпина здесь была организована маленькая театральная студия для своих детей и их друзей. Среди них оказались будущие мастера отечественного театра – Ольга Андровская, Рубен Симонов, Михаил Астангов.
Следующая комната дома Ф.Шаляпина – Столовая. Во всю стену стоит мемориальный буфет.
В советские годы, когда дом Шаляпина был превращен в коммунальную квартиру, буфет передали в санаторий Академии наук "Узкое". После открытия музея буфет возвратили на историческое место и наполнили посудой, принадлежавшей семье Шаляпиных с ручной росписью и символами императорской семьи. Один расписан известным художником С,В. Чехониным, другой — с двуглавым орлом и с изображением Святого Георгия.
Раскладной стол более чем на двадцать персон и стулья — предметы мемориальные. В столовой Шаляпин праздновал вместе со своими друзьями успешные бенефисы — за столом могло уместиться более тридцати человек.
В гостях у семьи часто бывали писатели и артисты: Максим Горький, Леонид Андреев, Мария Ермолова, Александр Куприн, Валентин Серов и Сергей Рахманинов, Иван Бунин и Константин Станиславский.
По воспоминаниям детей Федора Ивановича, в начале дружеских встреч разговоры крутились, как правило, вокруг политических вопросов или искусства, однако, все всегда заканчивалось забавными историями и шутками.
На камине список любимых блюд Фёдора Ивановича, составленных его поваром, часто недоедавший в молодые годы, он любил хорошо поесть, знал толк в изысканных блюдах. Любимое вино — "Бордо" — присылалось для Федора Ивановича из Франции. На этикетке стояла надпись "Специально для господина Шаляпина". Его любимыми блюдами были пельмени в масле с бульоном, хорошо проперченный бефстроганов, солянка с оливками, каперсами и томатами. Ну а черную икру он мог есть не то, что ложками — ведрами! За один присест Шаляпин съедал килограмм деликатеса.
Сервиз "Чёрный ирис".
В центре стола почетное место занимал самовар. Певец любил чай с бубликами и брусничным вареньем. Чай должен был быть именно из самовара, а баранки — нагретые на нем.
В столовой находится декоративное керамическое авторское блюдо А.Головина "Жар-птица" и блюдо в виде доски по эскизу Врубеля, всё из Абрамцевской мастерской.
На стенах картины Коровина, Серова.
В.Серов. Рассуждение о рыбе и о прочем, посвященное Ф.Шаляпину. 1907. Холст, масло. Историю создания картины Ф. Шаляпин описал в своей автобиографической книге "Маска и душа. Мои 40 лет на театрах: "Целые дни проводили мы на воде, а вечером забирались на ночлег в нашу простую рыбацкую хату. Коровин лежит на какой-то богемной кровати, так устроенной, что её пружины обязательно должны вонзиться в ребра спящего на ней великомученика. У постели на тумбочке горит огарок свечи, воткнутый в бутылку, а у ног Коровина, опершись о стену, стоит крестьянин Василий Князев, симпатичнейший бродяга, и рассуждает с Коровиным о том, какая рыба дурашливее и какая хитрее... Серов слушает эту рыбную диссертацию, добродушно посмеивается и с огромным темпераментом быстро заносит на полотно эту картинку, полную живого юмора и правды".
В витринах небольшие вещицы, принадлежавшие семье, некоторые расписаны Шаляпиным.
Последняя комната анфилады — Комната Иолы Шаляпиной.
В этом доме была прожита необыкновенная история любви. У любви всегда два героя, так вот в нашей истории она была прожита ими совершенно по-разному, но прожита до конца искренне.
Иола Ло-Прести была выдающейся итальянской балериной (выступала под материнской фамилией Торнаги), которая к 22 годам покорила всю Европу. Шаляпин познакомился с ней в театре у Мамонтова, где она выступала в антрепризе, увидел и влюбился, оказывал всяческие знаки внимания по отношению к хрупкой танцовщице, но она оставалась холодна и неприступна. Языковой барьер только усложнял общение.
Фёдор Шаляпин и Иола Торнаги, кажется, были полными противоположностями. Фёдор — двухметровый великан с могучим басом, она — невысокая хрупкая балерина. Он — сын вятского крестьянина, она — дочь сицилийского аристократа. "Аллегро, анданте, модерато!" — кричал ей басом белокурый гигант при встрече — он не знал других итальянских слов, а она лишь робела…
Два человека, два разных мира — Фёдор и Иола, разные по духу, по рождению и по воспитанию встретились и влюбились друг в друга.
Сблизиться им помог случай: Иола заболела и слегла с температурой. Узнав об этом, воздыхатель пришел к ней домой с кастрюлей куриного бульона, девушка проявление заботы оценила, а потом ещё и признание на генеральной репетиции "Евгения Онегина". Иола была приглашена и сидела в ложе вместе с Мамонтовым. Шаляпин в роли Гремина пропел:
"Онегин, я клянусь на шпаге,
Безумно я люблю Торнаги...
Тоскливо жизнь моя текла,
Она явилась и зажгла..."
Фото из интернета
Два года потребовалось, чтобы добиться благосклонности итальянки: та согласилась пойти под венец и навсегда оставить балет. Летом 1898 года пара обвенчалась в небольшой деревенской церквушке. Скромная свадьба, веселая попойка с коллегами, Саввой Мамонтовым и Сергеем Рахманиновым, поход за грибами после первой брачной ночи. Спустя год молодожены стали родителями. Первенца назвали Игорем, Шаляпин ласково называл его Игрушкой.
"...Игрушка мой — это мое наслаждение! Это такой замечательный мальчик, что я положительно считаю себя счастливцем, что имею такого сына!.."
В 1903 году от аппендицита мальчик умер, потеря ребенка глубоко потрясла отца, в припадке отчаянья он чуть было не застрелился; страдания его были жестоки, он долгое время не мог прийти в себя.
В браке с Торнаги у Шаляпина, родились дочери Ирина и Лидия, сын Борис, названный так в честь роли Бориса Годунова, и близнецы Федор и Татьяна.
Зеркало, которое видело хозяйку дома в горе и радости. На нём фото Иолы с сыном Игорем и дочерью Ириной.
А певец колесит по миру, зарабатывая на семью и не отказывая себе в любых удовольствиях, но неизменно отправляя жене нежные письма.
"/Милая моя радость, прошу тебя написать мне, как вы оба себя чувствуете с моим Игрушкой, и сказать, в котором часу ты можешь быть свободна, чтобы поговорить со мной по телефону. Я боюсь, что, когда попрошу тебя к телефону ты оставишь нашего ангела Игоря, а потому ты должна написать мне, в котором часу ты будешь свободна. Ты не можешь себе представить, дорогая Иолинка, как я скучаю в Петербурге, не знаю почему, но ничего меня не интересует, и я жду с восторгом дня, когда смогу увидеть тебя и целовать без конца. Радость моя, очень-очень хочу тебя обнять. Ты далеко от моего сердца, но оно бьется и будет биться только для тебя и для моего дорогого Игрушки".
Так как Шаляпин служил ещё в Императорском театре, то часто бывал в Петербурге, где не смог устоять перед мягкой настойчивостью вдовы владельца пивных заводов Марии Петцольд, кротко следовавшей за ним с домашними котлетками, и чаем с вареньем.
Она была вдовой с двумя детьми от первого брака. Новая избранница родила от Шаляпина дочку Марфу. Однако, бросать Иолу и пятерых детей певец не собирался. Теперь он не только разъезжал по гастролям, но и разрывался на две семьи в двух столицах.
Вскоре Иола узнала о романе мужа, но не стала устраивать истерик, будучи уверенной, что муж будет ее поддерживать финансово. Мария Петцольд родила еще двух дочерей Марину и Дасию. Двойная личная жизнь Шаляпина продолжалась до его отъезда в Европу, он уедет не с итальянкой, когда-то бросившей ради него все, а с любовницей и её детьми, правда, спустя несколько месяцев к нему приедут четверо детей от Торнаги, старшая дочь останется с матерью.
Законная семья осталась в Москве, фактически в заложниках... и это Шаляпин считал своим самым большим грехом. Он просил Дзержинского не превращать жизнь его и детей жены в ад.
Комната Иолы Игнатьевны (так её стали называть в России) сильно изменилась после реставрации, раньше она была более уютной, на стенах висели многочисленные семейные фотографии.
В углу стоит шкаф, в зеркало которого любил смотреться Федор Шаляпин, готовясь к спектаклям, рядом с ним дамский письменный стол розового дерева с фарфоровыми медальонами. Над ним картина В. Поленова.
В музее есть ещё одна картина Поленова с изображением горы Аю-Даг. Певец очень любил отдыхать в Крыму. Он даже купил там скалу за один рубль, она так и называется — Шаляпиская.
В витрине выставлены личные вещи Иолы: её платье, туфли, венчальные свечи — видимо они были ей очень дороги, что сохранились через столько лет! А ещё её карандашный портрет, выполненный Валентином Серовым в 1905 году.
.
Инсталляция "Волшебный фонарь".
Инсталляция "Музыкальная шкатулка Иоле" — реконструкция балетного костюма конца 19 — начала 20 века.
Иола Торнаги прожила в России целых 64 года и покинула её в глубокой старости в 1960 году по приглашению сына Фёдора. Из вещей балерина взяла с собой лишь фотоальбомы со снимками Шаляпина.
Из комнаты Иолы, минуя лестницу на второй этаж, попадаем в Бильярдную.
Федор Иванович очень любил игру в бильярд, и Иола Игнатьевна подарила ему старинный бильярдный стол фирмы "В.К. Шульц", изготовленный в 1863 году, в надежде на то, что муж будет больше проводить время дома.
Светлые пятна на сукне и шары проецируются на поверхность стола.
У окна — ломберный столик. Шаляпин любил раскладывать пасьянсы, а еще играл в бридж с гостями.
Полочки для шаров и полочка для записи результатов.
В витрине — флакон для духов "В честь Ф.И. Шаляпина", Москва, товарищество Броккар и Ко. 1916 год и альбом.
На стене автографы людей, бывавших здесь.
Телефон Датского акционерного общества L.V. & CO. Stockholm.
Белый зал, ранее он был бальным, теперь концертный.
Именно здесь Фёдор Иванович любил распеваться и репетировать, иногда устраивать импровизированные концерты своим друзьям. Те, кому посчастливилось их слушать, под аккомпанемент Рахманинова, были единодушны во мнении, что это были лучшие, неповторимые концерты.
Зал кажется воздушным. Очень красивый потолок с лепниной, которая смотрится очень нежно и изящно. Лёгкость создают ещё и прозрачные стулья, очень правильное решение, не отвлекают внимания.
Рояль C. Bechstein, на котором играл Рахманинов, был подарен Федору Ивановичу в 1913 году санкт-петербургскими друзьями и почитателями.
Над роялем – портрет Ф.Шаляпина, который начал писать Константин Коровин, но он ему чем-то не нравился и был заброшен, певец сам попробовал подправить образ, но только ухудшил дело, положение спас Валентин Серов, успешно закончивший картину.
Иола Игнатьевна подарила этот портрет Большому театру.
У Шаляпина было большое количество поклонников, которые одаривали его подарками — это и сигаретницы, блокноты в серебряной обложке, посуда из драгоценных металлов.
Серебряный венок. Начало 20 века. Фёдору Ивановичу Шаляпину. Дарственная надпись. "Укор невежд, укор людей души великой не печалит. Пускай шумит в волнах морей, утёс гранитный не повалит".
Не оставляли без внимания и главы государств короли и президенты. Эти награды можно увидеть в Белом зале. В их число входит Орден Почётного легиона Франции, литовские и болгарские награды.
Здесь можно послушать несколько шедевров из репертуара певца и посмотреть фрагменты фильма с его участием. В 1933 году он снялся в фильме "Дон Кихот" немецкого режиссёра Георга Пабета.
Сейчас в зале проходят временные экспозиции, а также музыкальные вечера.
Из Белого зала входим в Зал всемирной славы, его музейное название, а раньше это была спальня Шаляпина.
Главным экспонатом комнаты является подлинное кресло-бержер Шаляпина. На подлокотнике кресла лежит его мобильная пепельница. Оно прибыло из Парижа. История такова, директору музея позвонила Марина Фёдоровна, дочь певца, проживавшая в Париже, и попросила его приехать. В результате чего кресло и ряд других мемориальных вещей были подарены музею.
А через несколько недель Марина Шаляпина скончалась.
Здесь представлены подлинные сценические костюмы певца, в которых он выступал не только в Москве и Северной столице, но и в многочисленных городах России. В создании одного из костюмов принял участие великий Николай Рерих.
Театральные костюмы Федора Шаляпина: Дон Кихота (опера Ж.Массне "Дон Кихот"), Олоферна (опера А.Серова "Юдифь"), Бориса Годунова (опера М.Мусорского "Борис Годунов").
На стенах комнаты эскизы декораций, изготовленные К. Коровиным и И. Билибиным.
Я.А.Троупянский. Статуэтка "Ф.Шаляпин в роли Бориса Годунова". 1922. Фарфор, роспись. Россия.
Гримёрная В бывшей ванной комнате, примыкающей к спальне певца, расположилось помещение условно так названное.
Известно, что Шаляпин не только самостоятельно гримировался, но и сам разрабатывал свои сценические образы. На гримировальном столике с мемориальным трехстворчатым зеркалом расположены шаляпинские парики и накладные носы.
Повторяю, не было артиста более взыскательного к себе. Отсюда внимание его к костюму и гриму. В этом отношении он осуществил целую революцию в оперном деле. До него певцы и представить себе не могли такого реализма, а порой и такой художественной стилизации драматической маски (Олоферн), такого внимания ко всем деталям театральных доспехов, будь то легендарное облачение, боярский кафтан, рыцарская кольчуга или рубаха плотника. Возведение оперы в ранг музыкальной драмы, в сущности, идет от Шаляпина.
С. К. Маковский. "Портреты современников".
Блюдо с изображением Ф.Шаляпина в образе Ивана Грозного. 1901. Дерево.
Кушетка, на которой можно было отдохнуть или подумать над образом. Ножки кушетки выполнены в виде птичьих лап, опирающихся на золоченые шары.
Из гримёрной по лестнице можно подняться еще в одну комнату в антресолях — Голубятню, так Шаляпин называл это помещение. После "уплотнения" дом превратился в коммунальную квартиру, в которой поселилось еще 16 семей — "всего" 70 человек.
Иоле Игнатьевне с детьми были отведены две комнаты. Федору Ивановичу досталась "голубятня" — свое последнее прибежище на антресольном этаже.
Об её обстановке, запечатленной на фотографии, которую (фотографию) Шаляпин увез в эмиграцию, напоминают ковер да турецкий диван с подушками вместо спинки и валиками вместо локотников. У Шаляпина был похожий.
Из мемориальных вещей здесь представлен домашний пиджак Шаляпина.
Вид из окна "Голубятни".
Антресоли В них проводятся интерактивные занятия с детьми, поэтому здесь и организован детский уголок. Он небольшой и скромно обставлен. Раньше здесь были комнаты детей, был их
их мир детсва со сказками, игрушками, подарками, кукольным театром
Кукла Петрушка, играя с которой Федор Иванович рассказывал детям истории. Дети просто обожали своего отца. Многие из них по примеру Федора Ивановича выбрали творческие профессии.
Зал небольшой и скромно обставлен. Старинная резная мебель.
На столике фотографии супругов с детьми.
Милые детские игрушки, возможно, такими же играли и дети Шаляпина.
Но есть одна игрушка, которая принадлежала дочери певца от второго брака Марине это обезьянка Кину, сидящая на стульчике.
Известна она ещё тем, что была запечатлена Кустодиевым на знаменитом портрете Шаляпина, написанном в 1921 году. Шаляпин во всей своей красе стоит на холме вместе с любимым бульдогом Ройкой. За холмом, внизу, мы видим личного секретаря Шаляпина Исая Дворищина в сопровождении Марфы и Марины Шаляпиных. Кину в руках у Марины.
На стенах рисунки Фёдора Ивановича, которые он рисовал для своих детей.
На полу стоит большой мемориальный фибровый дорожный сундук (Западная Европа, первая треть 20 века.) Когда формировалась коллекция музея, многие дети Шаляпина жили в Америке. Свои дары музею они отправляли через консульство СССР в Нью-Йорке.
.
.
В музее представлены фото и рисунки певца в костюмах в разных ролях.
Есть его собственные рисунки. Автопортрет в роли Дон Кихота.
Афиши выступлений.
В витринах можно увидеть либретто опер, в которых пел Шаляпин.
После осмотра музея можно отдохнуть в саду, который его окружает, в жаркую погоду это настоящий оазис в центре Москвы.
Немного о Ф.И. Шаляпине.
12 апреля 1938 года великого певца не стало. Ему было 65 лет. Почти всё своё имущество он завещал второй супруге и трём младшим дочерям.
Похоронили Шаляпина, который мечтал найти свой последний приют на родине, на кладбище Ботиньоль в Париже. В 1984 году его сыну Федору удалось договориться о перезахоронении праха отца в СССР. С тех пор могила Федора Ивановича находится на Новодевичьем кладбище в Москве.
Обе его жены — Иола и Мария, умерли в Риме, Иола в возрасте 92, а Мария — 82 лет.
[
.
После осмотра музея можно отдохнуть в саду, который его окружает, в жаркую погоду это настоящий оазис в центре Москвы.
- Адрес:
Новинский бульвар, 25
- Дополнительная информация:
среда 11:00 — 19:00
четверг 12:00 — 21:00
пятница 12:00 — 21:00
суббота 11:00 — 19:00
воскресенье 11:00 — 18:00
Ближайшая станция метро: Баррикадная.
Санитарный день Первая среда месяца, часы работы с 11:00 до 15:00 - Телефон:
7 (495) 605 6515 (доб. 1166 — касса, 1168 — администратор)
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 20 фев 2023, 13:16удалитьНина, спасибо за рассказ. А чья это цитата в заголовке?
- 20 фев 2023, 14:19удалитьКогда писала заметку, то было просто написано " в газетах писали ", сейчас нашла — критик Юрий Беляев
- 20 фев 2023, 13:18удалитьСпасибо, Нина!
Великолепная повесть, написанная с любовью! - 20 фев 2023, 14:23удалитьСпасибо! Пока писала, прослушала романс в исполнении других певцов раз 15, заодно и узнала об авторе слов. ))
- 20 фев 2023, 19:14удалитьПрекрасно, что Царь-бас нашел свое упокоение на родине! Замечательный мемориальный музей.
- 20 фев 2023, 20:36удалитьДа, пожелание его сбылось, была на Новодевичьем на его могиле, но цветы Хворостовскому положила.
- 21 фев 2023, 01:21удалитьНина, спасибо за рассказ, прекрасное повествование о нашем любимом Шаляпине
- 21 фев 2023, 06:40удалитьНаше достояние, старалась, давно хотела написать, юбилей напомнил.
- 22 фев 2023, 01:42удалитьС удовольствием прошлась по дому Шаляпиных. Многого не знала. Спасибо за такую работу!
- 22 фев 2023, 06:15удалитьЯ такие прогулки называю "ходить в гости', так что побывали в гостях у Шаляпина ))
- 22 фев 2023, 20:39удалитьСпасибо, Нина. Очень интересно.
Как раз сейчас по телевидению идет многосерийный фильм про Шаляпина. Я еще не смотрела, только недавно узнала от знакомой, так как у нас дома не подключено телевидение. Но знакомая так интересно рассказывала эпизоды биографии Шаляпина, что мне захотелось посмотреть.
Не знала, что у него было так много детей.
Вообще мало знала о его личной жизни. - 22 фев 2023, 21:00удалитьСпасибо, Марина! Я фильм смотрела, не могу сказать, что я от него в восторге. Я жизнью Шаляпина интересовалась раньше, поэтому смотрела с предвзятостью.
- 22 фев 2023, 21:02удалитьВозвращайтесь на Турбину. У вас столько материала собралось, делитесь здесь.
- 26 фев 2023, 22:14удалитьНина, спасибо за то, что сходили в гости и нам рассказали об этом.
Очень люблю с детства Кустодиевский портрет шикарного Шаляпина.
Очень сочувствую Торнаги, которая бросила свою жизнь к ногам гения. Но так бывает, и у великих, как правило, трагическая личная жизнь - 27 фев 2023, 01:30удалитьДа, богатые и великие тоже плачут. Торнаги жалко, вела себя достойно в сложившейся ситуации. Очень много сделала для Шаляпина
- 16 апр 2023, 22:13удалитьИнтересная развязка любовного треугольника и много конечно же других деталей