Последний день пребывания в Стамбуле выдался не менее насыщенным, чем предыдущий. Основным отличием было то, что передвижение по городу на сей раз у нас было исключительно автомобильным.
Конечно, ездить на авто по Стамбулу – то ещё удовольствие! Но выбирать не приходилось: оставлять машину возле отеля и затем снова возвращаться… В общем, — сплошное неудобство. Да и расстояния между пунктами запланированного маршрута были весьма большими.
Подъём был ранний, в 6 утра, чтобы успеть собраться, привести себя в порядок, позавтракать и успеть выбраться из района Султанахмед с его безумным движением пораньше, пока не все автомобили с их водителями проснулись и не успели перегородить узкие улочки своими «телами».
Удалась эта затея нам средне, поскольку, как я уже сетовал ранее, завтраки в отелях Турции подают поздно, причём в Hotel Saba, где мы провели две ночи, ещё более-менее – к 08.00 часам.
Мы вышли чуть раньше, чтобы не только сэкономить время, но и занять выгодные места на террасе с видом на Босфор, опередив возможных конкурентов.
Таким образом, выехать нам удалось лишь в 08.30. Движение в районе Султанахмед к тому времени было уже весьма интенсивным.
Немного выдохнуть удалось, лишь вырвавшись из тисков улиц исторического центра города, на авеню Kennedy.
Поскольку надеяться на то, что в дальнейшем не попадём в «пробки», было наивным, мы добавили на ближайшей АЗС в бак ещё десяток литров горючего.
Возле заправки я обнаружил мойку, поэтому решил не переносить «удовольствие» на вечер и привести автомобиль в порядок заранее.
Мойка оказалась самообслуживающаяся. Цена вопроса – 16 лир, что радовало. Ну, а не радовало то, что машину нужно было мыть самому. А поскольку опыта пользования такой мойкой у меня не было, тем более, за границей, я перед процессом мытья своего автомобиля стал набираться опытом, наблюдая, как это делают местные жители.
В общем, дело оказалось несложным. Один жетон даёт возможность «намылить» авто шампунем, другой – смыть пену с грязью с автомобиля.
Ну, а так как «фен» в этом эконом-варианте отсутствовал, пришлось пожертвовать своей футболкой для протирания стёкол и кузова нашего «корейца».
Ничего, справился. Теперь можно было спокойно следовать запланированному маршруту.
Первую остановку мы сделали не абы где – возле резиденции константинопольского патриарха — Fener Rum Ortodoks Patrikhanesi Kutuphanesi.
По простоте душевной вместо находящейся по соседству церкви Святого Георгия, мы заявились в само здание резиденции.
Сообразив, где мы находимся, поскольку никого у входа не было, я начал кликать патриарха. Правда, как к нему обращаться, я не знал. Поэтому перебрал все возможные варианты: «папа, падре, святой отец, ваше преподобие, благородие... На последнее обращение отреагировало лицо явно не православной внешности, снизошедшее со второго этажа здания.
Лицо поинтересовалось, с каким глобальным вопросом я так назойливо ломлюсь в эту «святая святых»?
Вопрос у меня, разумеется, был политицкий: отчего его благородное святейшество развёл такой бардак во всём православном мире: автофекалии по всему миру разбрасывает, дефицитные термосы и томосы кому попало раздаёт?
Узнав о моём поводе для визита, лицо заявило, что его Божественное Всесвятейшество (так патриарха, оказывается, положено называть) в настоящее время занят – почивает после всенощных бдений, да и, вообще, сегодня не приёмный день для русских православных. А очередной приёмный день состоится уже при следующем патриархе и то без гарантий.
Уяснив, что нас здесь не надо, мы, перейдя двор резиденции, зашли в церковь Святого Георгия.
Вообще, район Фенер, где на неприметной улочке стоит главный Кафедральный собор Вселенского Патриархата, когда-то был заселён греческой общиной. Так было до гонений на греков в 20 веке. Пишут, что до того времени, когда церковь Св.Георгия стала резиденцией Константинопольского Патриарха, здесь был женский монастырь. А с 1601 года место резиденции Патриарха не менялось. Здесь несколько раз проводилась реставрация, в том числе после пожаров в 1720 и 1738 годах.
Довольно скромная снаружи, внутри церковь Св.Георгия выглядит весьма красиво.
Кроме того, здесь хранится ряд важных для христиан святынь.
Главная из них — часть колонны бичевания с остатками кольца. По преданию, именно к ней во время бичевания был привязан Иисус Христос.
У правой стены ещё одна святыня — старинная икона Пресвятой Богородицы «Всеблаженная» (Паммакариста) в богатом золотом окладе. Это одна из особо почитаемых икон Константинопольского патриархата.
Справа, вдоль стены стоят саркофаги святых великомучениц царицы Феофании, Соломонии и Евфимии. А слева ковчежцы с мощами Евангелистов, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Ещё одна реликвия — Патриарший трон, по преданию, на котором восседал Иоанн Златоуст, великий духовный учитель и один из Отцов Церкви.
Меня особенно покорила атмосфера старого храма. Этому способствовало и то, что в церкви никого не было. Я — большой любитель осматривать такие места, не отвлекаясь на других присутствующих. На этот раз, считаю, нам крупно повезло. И Слава Богу!
Церковь Святого Георгия открыта к посещению каждый день с 08.30 до 17.30. Вход бесплатный. Здесь можно свободно фотографировать.
В галерее перед входом можно взять свечи, которые находятся в свободном доступе, и оставить пожертвование в специальном ящике.
Адрес резиденции патриарха и церкви Святого Георгия: Yavuz Sultan selim Mah. Dr. Sadık Ahmet Cad. Nr. 19, 34083 Fatih, Турция.
В общем, побеседовать с патриархом вам вряд ли здесь удастся, но удовольствие, как минимум, эстетическое, здесь точно можно получить. Для христиан, конечно, это к тому же сакральное место.
Решив совместить приятное с … приятным, мы заехали в находящийся неподалёку от патриаршей резиденции район Балат, чтобы прогуляться среди Цветных домиков этого района.
Строго говоря, Балат (Balat) – это не район, а старинный еврейский квартал в районе Фатих в Европейской части Стамбула. Привлекает он туристов необычной атмосферой, фотогеничными цветными домиками, обилием кафе и арт-объектов.
Балат считается одним из беднейших и старейших районов Стамбула. За всю историю квартала здесь успели пожить не только евреи, но также армяне, мусульмане, греки и даже цыгане, поэтому как такового единого архитектурного стиля в Балате нет. Тут запросто можно встретить cредневековые глиняные домишки с шиферной крышей, от которых так и веет стариной, а в следующем проулке будут уже красочные отреставрированные здания. В общем, здесь как никогда ощущаешь, что попал в город контрастов.
Как и во всех старых районах Стамбула, Балат совершенно не приспособлен для автомобильного движения.
Здесь узенькие улицы, где с трудом удаётся разминуться даже легковым автомобилям. Очень непросто найти тут и парковку.
Мне кое-как удалось обнаружить небольшую площадку на месте снесённого, видно, недавно дома, чтобы оставить машину. Но радость халявы длилась недолго. Когда я, возвратившись после получасовой прогулки, уселся в автомобиль, откуда ни возьмись, ко мне примчался турок и начал, жестикулируя, орать, что здесь «Оtopark», а, значит, нужно раскошелиться на 40 лир.
Сначала хотел послать, ведь вокруг не было никаких обозначений «отопарка», потом, чтобы избежать лишнего запаха, дал тридцатку, прибавив, что этого ему хватит за глаза.
Как пишут, волна массового фото-туризма захватила Балат относительно недавно, но даже с появлением туристов район не утратил свою уникальность. До сих пор тут можно наблюдать за жизнью местных жителей.
Популярность к Балату пришла в 2017 году после съемок турецкого сериала «Cucur», место действия которого разворачивалось именно на здешних улочках. Так сюда потянулись первые туристы, а местные начали открывать первые кафе и ресторанчики.
Честно говоря, за турецкими сериалами я не слежу и о районе узнал исключительно из интернета.
На меня он не произвёл какого-то особенного впечатления. Нечто подобное я испытал в Малайском квартале (Бо-Каап) в Кейптауне годом раньше.
Вроде, достопримечательность, а внутреннего отклика – никакого. Хотя, судя по картинкам в интернете, в этом районе можно найти домики поинтереснее, чем те, которые нам попались.
По соседству с кварталом Балат в Стамбуле находится квартал Фенер, с подобными цветными домами. Туда мы идти поленились, ограничившись получасовым променадом по Болату. Тем более нас ожидали более интересные места в Стамбуле.