Экспозиция «Шагал. Мир в смятении» («Chagall. Welt in Aufruhr») сейчас проходит в Выставочном зале Schirn во Франкфурте, она посвящена работам художника 30−40 годoв прошлого века, когда в Европе буйным цветом расцвёл фашизм.
На экспозиции представлены более 60 произведений Марка Шагала из собраний Центра Помпиду, «Метрополитен-музея» в Нью-Йорке, Музея современного искусства Стокгольма, национального музея Марка Шагала в Ницце, собраний в Амстердаме, Лондоне, Тель-Авиве.
Директор музея Себастьян Баден (Sebastian Baden) считает эту выставку очень актуальной, ведь Европа сейчас переживает новую войну и мир в целом, как и во времена Шагала, «проходит через очень тяжёлые этапы». Oн уверен, что посетители будут удивлены, обнаружив в картинах такие детали, о которых они раньше и не знали в творчестве художника – беженцы, свастика, кровь на снегу.
Выставка построена хронологически.
Осенью 1923 года семья Шагала переехала в Париж, в 1931 году он отправился в Палестину для создания иллюстраций к Библии.
Но пока Марк и его жена и муза Белла радовались жизни в Париже, в Германии к власти пришёл Гитлер. В 1934 году по приказу рейхсканцлера картины Шагала, которые находились в музеях Германии, публично сожгли. В 1937 году несколько оставшихся произведений вместе с творениями других крупных немецких художников были представлены на выставке под названием «Дегенеративное искусство». В том же 1937 году художник получил французское гражданство.
Грустный еврей со свитком Торы виден на переднем плане картины «Одиночество» (1933). Утешает его только корова, возле которой лежит скрипка. Этим полотном Шагал реагирует на антисемитизм, бушующий в Европе, а скрипка напоминает о его родном и любимом Витебске. В небе парит ангел. Может быть, он принесёт евреям спасение?
В 1939 году немцы оккупировали Париж, а в 1941 году художник был арестован нацистами в Марселе. И только вмешательство генерального консула США Харри Бингхэма (Harry Bingham) помогло освободить мастера. 22 июня 1941 года, в день, когда Германия объявила войну СССР, Шагалы пересекли границу США.
На картине «Жёлтое распятие» (1942) – горящие дома, измождённые люди, тонущий корабль, огромная Тора и Иисус в тфилине, явно говорящий о трагической судьбе евреев в Европе. Шагал ещё не знает о том, что произошло на самом деле, но ощущение колоссальной беды – основной мотив его картин этого времени.
В «Войне» (1943) уже царят не ангелы, а солдаты. Мир сошёл с ума, кони встают на дыбы, на снегу лежит убитый человек в пятнах крови. Город, который обычно у художника являлся уголком спокойствия и уединения, стал местом кошмара и кровопролития. С ужасом узнал Шагал о нападении фашистов на СССР и его родной Витебск.
Одно из основных полотен на выставке во Франкфурте – «Падение ангела», над которым художник работал больше 20 лет. Картина была закончена в 1947 году, когда стало известно о чудовищных масштабах Холокоста. В окончательном варианте ангел не белый, а кровавый, и падает в пропасть, его рот и глаза широко открыты в ужасе от того, что они видят на Земле.
В 1944 году скоропостижно умерла Белла Шагал. Воспоминаниям о Белле повящен следующий зал "Белла и вокруг нее".
Представлены на выставке костюмы и эскизы, выполненные мастером для балетов «Алеко» и «Жар-Птица» по заказу «Метрополитен-оперы» в Нью-Йорке.
После войны в творчество Шагала постепенно возвращается радость жизни, яркие краски, юмор и легкомыслие, и мы узнаём знакомые мотивы. Неслучайно одна из последний картин на выставке – «Корова с зонтиком» (1946) – уже вселяет оптимизм и вызывает улыбку. Корова танцует над крышами Витебска, оранжевое солнце освещает полотно. А внизу лежит мужчина, в одежде цвета солнца и в лице его нетрудно узнать черты самого Шагала. В это время Шагал женится на своей экономке и решает возвращаться в Париж.
Текст я частично позаимствовала из статьи в РГ, что не считаю большим грехом. Он очень близок по содержанию к выставочному аудиогиду