111 материалов по 55 объектам, 1 372 фотографии
- GPS
- Россия, Уфа, ул. Гоголя, 27
- (347) 273-42-36
- www.museum.ru/M1487
М.В. Нестеров. Жизнь и живопись. Ч.2
.
Такой подарок Михаил Васильевич сделал Уфе, поскольку родился и вырос в этом городе.
Дом его детства не сохранился, но место, где он стоял, обозначено памятной доской.
Официальное открытие музея состоялось в 1920 году, а в 1954 году художественному музею было присвоено имя Михаила Васильевича Нестерова.
Музей расположен в исторической части города в усадьбе принадлежавшей до революции купцу-лесопромышленнику М.А. Лаптеву. Особняк построен в 1913 году в стиле модерн по проекту известного архитектора из Самары, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств А.А. Щербачёва.
Ах, Самара-городок! Бремя или благословение модерна
В коллекции уфимского музея нет таких потрясающих полотен прославивших художника на весь мир. Они были куплены известными коллекционерами в свои частные галереи прямо с выставок.
М.В. Нестеров. Жизнь и живопись. Ч.1
Уфимская коллекция живописи Михаила Васильевича Нестерова не менее ценная — камерная и душевная, в основном — это пейзажи родного края и лирические виды Италии, запавшие в душу.
Я и теперь дивлюсь, как моё молодое сердце могло тогда вместить, не разорваться от тех восторгов и сладкого томления.
.
Он любил рисовать реку Белая
.
и крутой утёс над нею.
Много картин написано под впечатлениями от путешествий на Кавказ,
.
Крым и Урал.
..
В музее находятся эскизы для больших узнаваемых картин, а также картины на историческую тему, например, о герое Иване Сусанине.
.
Нестеров пишет деревню и простых людей,
.
он очарован русской природой, словно по волшебству, меняющейся в разные времена года.
..
Расписывать Владимирский собор в Киеве, художник поехал вместе с дочерью, забрав Ольгу у родителей из Уфы — ей пора было учиться. Нестеров выбрал для Оли лучшее учебное заведение в городе — институт благородных девиц. Девочка радовала отца успехами в учёбе, но здоровьем была слаба.
Над росписями Владимирского собора в Киеве работали несколько гениальных художников: М. Врубель, В. Васнецов и М. Нестеров. Художник сблизился с большой семьей Адриана Прахова — историка искусства и археолога, руководившего работами в соборе, а его дочь Елена Прахова или, как её называли, Лёля — стала близким другом. Художник находил её очень талантливой, необычайно чистой и доброй и выбрал её в качестве модели для образа святой Варвары. Работал художник вдохновенно, окончил фреску менее чем за месяц и остался очень доволен этой работой.
В результате сходство святой и Лёли оказалось так велико, что одна из высокопоставленных киевских дам, жена генерал-губернатора, графиня С. Игнатьева взбунтовались и заявила: "Не могу же я молиться на Лёлю Прахову!". От Нестерова потребовали переписать образ, и ему пришлось изменить позу и лицо святой.
В 1899 году, «после десятилетней дружбы», М.В. Нестеров сделал Е.А. Праховой предложение.
Оно было принято, но вскоре помолвка расстроилась — открылась тайна о гражданской жене и внебрачных детях художника.
Возлюбленной М.В. Нестерова и его гражданской женой, долгое время была учительница — Юлия Николаевна Урусман. В браке они не состояли, но Нестеров признавал их общих детей (Вера, Михаил, Федор) и дал им свою фамилию.
Среднюю внебрачную дочь Веру, Нестеров изобразил на нескольких своих картинах, но самый удачный — портрет.
Он написал её в пышном бальном платье с открытым декольте с цветами на груди, сшитом по эскизам прошлого века. В качестве интерьера художник выбрал гостиную в старом доме, который стал музеем.
С весной 1902 года связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова.
Пришедшая посмотреть его картины, Екатерина Петровна Васильева, спустя несколько месяцев стала его женой. В пору первой встречи и знакомства Е.П. Васильева работала классной дамой в Киевском институте благородных девиц, где училась его старшая дочь Ольга.
"Портрет дочери Ольги"
"Портрет Е.П. Нестеровой в костюме монахини"
С возлюбленной, Юлией Николаевной Урусман, художнику пришлось объясниться, но их роман давно себя изжил и не нанёс душевных ран. От этой любви его дочь — Вера Михайловна Нестерова-Титова, прожила долгую жизнь и оставила после себя двух внучек, а сама не дожила одного года до столетия.
Портрет Е.П. Нестеровой, написанный конце января 1905 года в Киеве, художник считал своим первенцем в жанре портрета. Однажды в зимнее солнечное утро, Екатерина Петровна сидела в кресле у стола, на котором стоял букет ярких азалий. Михаил Васильевич остановился и сказал: "Вот так и написать. Сиди, как сидишь". Нестерову легко работалось над этим портретом, ни зарисовок, ни эскизов — всё рождалось сразу на холсте.
В 1907 году художник впервые показал его на своей персональной выставке. В 1914 году портрет демонстрировался на знаменитой Международной выставке в Мальмё; война и революция задержали портрет в Швеции на много лет.
Нестеров считал портрет утраченным и очень жалел о нём, но в 1923 году устроители выставки русских художников в Северной Америке смогли получить портрет и вывезти его в США. После окончания выставки портрет вернулся в СССР и был приобретён Третьяковской галереей.
В течение сорока лет Екатерина Петровна была неразлучной, верной спутницей всего жизненного и творческого пути Нестерова. Он писал картины, а она посвятила себя семье и быту.
Через год после заключения брака у Екатерины Петровны и Михаила Васильевича родилась дочь Наталья, в конце 1904 года еще одна дочь — Настенька, которая умерла в младенческом возрасте, в 1907 году — сын Алексей.
В 1901-1906 годах художник написал несколько полотен, главной темой которых является кровное единство человека и природы:
"Соловки"
«Лето»
«Свирель».
Тревожным настроением проникнут портрет дочери Ольги. Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую. Портрет рождён страхом за её жизнь, и потребностью запечатлеть любимые черты.
Художник акцентирует внимание на невесомости её фигурки, болезненной бледности лица.
Незадолго до революции, когда в Москве было уже голодно, жена художника с детьми, дочерью и сыном, главным образом из-за слабого здоровья сына, уехала на юг к дальним родственникам.
Началась революция, и вернуться в Москву они не смогли, выехать было невозможно.
Тогда Нестеров, закрыв квартиру и мастерскую на Новинском бульваре в доме Щербатова, поехал за ними сам.
С трудом, окольными путями добрался он к своим в Армавир.
Не только с семьёй, но и один он долгое время не мог выехать в Москву, вернулся только в 1920-м.
В отсутствие Нестерова была вскрыта мастерская, где хранились вещи, библиотека, а главное — этюды и рисунки. Все картины, что не были к этому времени приобретены музеями, и оставались у художника — пропали.
В течение всей оставшейся жизни Екатерина Петровна ходила в комиссионный на Арбат, где продавали картины и выискивала пропавшие работы Михаила Васильевича. Кое-что, удалось с годами вернуть, но основная часть исчезла.
"Кремль зимой"
Октябрьская революция стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. Гонения на церковь и веру, разорения храмов, а с ними гибель фресок и икон, аресты и расстрелы невинных граждан, трагедии и эмиграция соотечественников не могли оставить равнодушным русского художника-патриота.
Многое ему пришлось пережить, но он остался на Родине, не уехал, как многие его друзья.
В послереволюционное время Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.
Первым произведением в новом жанре, которым художник остался по-настоящему довольным, был портрет его жены Е. П. Нестеровой, написанный в киевской квартире в 1905 году, за ним последовали другие портреты близких и дорогих ему людей.
"Наташа на садовой скамейке"
Дочь Наталья Михайловна Нестерова — 16-летняя девушка изображена со свободно льющимися волосами, с интересом читающая книгу. В 1919 году, когда был написан этюд, художник жил вместе с семьей в Армавире.
Н.М. Нестерова впоследствии стала издательским работником. Её первым мужем был пушкинист М.Д. Беляев, один из основателей Музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке. Вторым мужем — Ф. С. Булгаков, сын русского философа С.Н. Булгакова, изображенного на картине М.В. Нестерова "Философы".
Сын — Алексей Михайлович Нестеров, очень болезненный с детства, в юности тяжело заболел,
долго не могли поставить диагноз, потом он боролся с туберкулёзом, и умер в один год с отцом.
Как портретиста, Нестерова привлекали также выдающиеся люди, его современники. Лица героев его картин написаны с конкретных людей: учёный А.Н. Северцов, художник В.М. Васнецов; братья Корины, скульпторы И.Д. Шадр и В.И. Мухина, мыслители П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков, писатели Максим Горький и Лев Толстой, хирург С.С. Юдин и физиолог И.П. Павлов.
В 1941 году за портрет И.П. Павлова, созданный в 1935 году, художнику была присуждена одна из первых премий в области искусства — Сталинская премия первой степени. Уникальность портрета в том, что Павлов не позировал Нестерову. Художник хотел застать академика в его естественной среде, во время какого-нибудь повседневного действия. Нестеров успел нарисовать Павлова во время обычного утреннего чаепития.
В 1942 году он стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР.
Как часто я вспоминаю Лёлю — этот источник поэзии и истинного художественного вдохновения. Она старенькая, с обручиком на немногих седеньких оставшихся волосах, помню какие они были пышные, сидит себе посейчас, а около неё идёт жизнь, и догорающие лучи былой Лёли ещё греют тех, на кого они упадут...
Осенью 2014 года Художественный музей им. М. В. Нестерова переехал в новое четырехэтажное здание, по соседству от прежнего, и стал ещё более привлекательным и удобным посетителям.
.
- Адрес:
27, ул. Гоголя, Уфа
- Телефон:
(347) 273-42-36
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Уфа