6 материалов по 2 объектам, 148 фотографий
- GPS
- Танзания, Танзания Дука-Бову
Молоко и кровь
К коровам у маасаи — особенно трепетное отношение. До сих пор, богатство человека в буше, определяется не величиной кошелька, а количеством крупного рогатого скота. В некоторых источниках написано, что морани – молодые масаи, недавно посвященные в воины, «питаются только кровью и молоком». Это преувеличение – но и то, и другое действительно входит в их рацион. Дело в том, что коровы – это не просто «священные животные», это смысл и основа жизни маасаев.
Деревня Дука Бову находится в 30 километрах от Аруши. Туристы, проезжая мимо деревни, по направлению к нацпаркам Тарангире и Нгоро-Нгоро, часто заезжают в местный музей маасаи, и, если повезет, то попадают и на маасаи маркет. Но последний бывает довольно нечасто — примерно раз в месяц.
Скот — это не только мясо, молоко и шкуры, но это еще и определенные традиции и обряды, в которых важное место занимают животные. И эти обычаи у разных народов и племен имеют свойственные только им особенности, причем, порой очень своеобразные. И все же, наверное, самые экзотические традиции, связанные с домашними животными, развились у масаев Восточной Африки.
Причин такому почитанию несколько, но, вероятно, самая главная из них заключается в том, что масаи считают животных своеобразным "мостом" в потусторонний мир. Причем в этой вере значительное место занимает колдовская магия. По крайней мере, колдуны племени масаев, которых называют олоибони, в своих магических ритуалах очень часто используют домашний скот, особенно, коров и быков. Колдуны, например, считают их носителями воли потусторонних сил или же охранными талисманами.
Основным же инструментом, с помощью которого проводили свои "колдовские" сеансы олоибони, являлся рог буйвола или быка. Процедура ворожбы была, на первый взгляд, очень простой. Колдун насыпал в рог определенное количество мелких камешков, костей и рожек мелких антилоп, затем некоторое время тряс рог вместе с содержимым и шептал при этом определенные заклинания, а потом уже сообщал предполагаемый сценарий будущих событий.
Как и у подавляющей части племен, в жизни масаев определенное место занимали стычки с соседними племенами, причем нередко их инициаторами являлись сами масаи. Чаще всего они совершали набеги на соседей с одной целью; увести скот, чтобы пополнить им свои стада. Но в то же время у себя в племени они довольно жестко расправлялись с ворами. Впрочем, это наказание обычно сводилось к крупному штрафу.
Например, если несколько человек из общественного стада уводили вола и их ловили в тот момент, когда они лакомились мясом украденного животного, каждый из воров обязан был уплатить штраф в пять коров. Еще большим было наказание для похитителя телки: он должен был пополнить стадо семью животными.
Еще строже наказывали за убийство. Правда, масая обвиняли в этом преступлении лишь в том случае, если оно совершалось в пределах своего племени. Убийство же "чужака" практически не каралось. Но опять же, наказание за это преступление сводилось к уплате штрафа, который обычно равнялся 49 головам скота. Однако цифра эта могла меняться, к тому же в довольно значительных пределах: так, известны случаи, когда преступника обязывали привести в стадо 249 коров.
У них очень интересная обувь. Это сандалии, которые делают из автомобильных покрышек, к которым пришивают перемычки из ткани или кожи. Сандалии получаются очень крепкие.
Я тоже оценил преимущество данной обуви: В сандалиях, гуляя по бушу, неоднократно наступал на острые колючки акаций. Эти шипы легко пробивают подошву армейских берцев и трекинговых ботинок. В обычной же обуви, вы наверняка, заработаете травму и долго не сможете ходить. В маасайских сандалиях можно ходить по колючкам, как по асфальту.
Шкуры масаи носят редко в наши дни.
Кстати, в негласных законах масаев наказание за убийство распространялась только на мужчин, поскольку женщина в племени никогда физическому насилию не подвергалась. Масаи были убеждены: того, кто поднимет на женщину руку, в будущем ждут различные несчастья. Причем не только одного его, но и его родственников. И все же, если случалось убийство женщины, то, согласно традиции, виновник должен был пройти специальный очистительный обряд — уплатить близкой родне погибшей штраф. Но он состоял не из быков и коров, а из овец, число которых должно было оканчиваться на цифру восемь.
Церемония посвящения в мужчины у масаев также не обходится без скота. Начинается она с того, что вступавшие во взрослую жизнь юные масаи должны поймать и связать бычка голыми руками. И тот, кто проявил в этом наибольшую ловкость, становится лидером своей группы и остается а этом качестве до самой смерти.
Впрочем, победой над быком церемония не ограничивается. Примерно раз в 15 лет проводится инициация нового поколения воинов — юношей возрастом от 12 до 25 лет. Во время этого обряда проводят обрезание ("эморат"), причем без обезболивания. Однако молодой человек должен выдержать операцию спокойно и не кричать от боли. Заживает полученная рана в течение 3–4 месяцев, И все это время юноши носят черные одежды.
- Адрес:
Танзания Дука-Бову
- Дополнительная информация:
Рынок работает нерегулярно, примерно раз в месяц
Дешёвый ✈️ по направлению Дука-Бову
- 9 дек 2022, 22:20удалитьОказывается, что масаи берегут не только скот, но и женщин
- 10 дек 2022, 04:35удалитьКоровам когда- нибудь достается живая трава. Жуют сено.
Хорошая традиция- беречь женщин. - 10 дек 2022, 12:10удалить...Дело в том, что коровы – это не просто «священные животные», это смысл и основа жизни маасаев.
Священные коровы, прямо как в Индии - 10 дек 2022, 17:34удалитьОчень интересно,,, Я очень люблю коровушек, зелёных полей с сочной травой не хватает коровам там
- 25 янв 2023, 21:37удалитьА как у них система правления выглядит — старшие представители кланов входят в своего рода совет старейшин? кто законы эти формирует и корректирует?
- 26 янв 2023, 09:04удалитьПомимо совета старейшин, есть департамент по маасайским делам при правительстве.
- 21 дек 2023, 17:40удалитьВ Аруше был, а вот об этой деревне даже и не слышал