39 материалов по 5 объектам, 876 фотографий
- GPS
- Россия, 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 46
- 8 (38822) 2-78-75
- www.musey-anohina.ru/
Национальный музей Республики Алтай. От и до
История музея начинается 29 октября 1918 года с приобретения Алтайской Земской управой палеонтологических, минералогических коллекций, научной библиотеки и архива у сибирских ученых и известных исследователей Алтая С.И. и Н.С. Гуляевых.
Одним из его первых организаторов и директоров был исследователь традиционной культуры народов Южной Сибири А.В. Анохин (1869-1931), имя которого с 1989 года носит музей.
.
Национальный музей расположен в столице Республики Алтай — городе Горно-Алтайске в специально для него построенном здании, в котором в 2008-2012 годах проведена большая реконструкция и расширение. Современное здание, имеет многоярусный динамичный объём.
Геометрическая кровля и наклонные поверхности стен напоминают горные крутые склоны и таинственные курганы. Главный вход в музей с верхним естественным светом, словно вход в таинственное сакральное пространство...
Экскурсовод, словно опытная школьная учительница, стала рассказывать нам о своём крае,
и мы на одном дыхании, зачарованные её мягким голосом, слушали, стараясь не пропустить ни одного слова.
В музее организованы постоянные экспозиции, для каждой отведено по нескольку залов:
Древняя история;
Природа Алтая;
Комплекс плато Укок;
Этнография;
Современная история;
Изобразительное искусство;
Горный Алтай, расположенный в пределах Центральной Азии, на границе гор и пояса великих степей, путях переселений многих древних народов является одним из богатейших регионов России по количеству и концентрации археологических памятников всех эпох от каменного века до позднего средневековья.
Уникальными археологическими объектами каменного века являются пещерные стоянки, в них находят каменные орудия, остатки костров, кости ископаемых животных. Толщина культурных отложений в пещерах достигает нескольких метров. На Алтае хорошо исследованы Денисова, Усть-Канская, Каминная, имени Окладникова и Страшная пещеры.
Палеолит Горного Алтая в экспозиции представлен характерными для данной эпохи предметами – галечными рубящими орудиями, скребками и прочими инструментами.
Эпоха неолита меняет технику обработки камня на более совершенные орудия труда, а с луком и стрелами индивидуальная охота становится господствующей.
В медно-каменный век или энеолит появляются носители так называемой афанасьевской культуры – первые сибирские скотоводы. Керамические сосуды необычной формы, изделия из меди, а позже из бронзы — раньше считалось, что афанасьевская культура сформировалась на территории Южной Сибири пришлыми племенами из западных районов. Предполагали, что эти племена принесли сюда новые формы хозяйства: скотоводство и земледелие. Сейчас родиной культуры называют территорию Южной Сибири и Центральной Азии, хотя все её носители принадлежали к европеоидному типу и средний рост афанасьевцев был 180 см — 2 метра.
Одной из ранних культур бронзового века можно назвать каракольскую культуру. Немногочисленные пока курганы этой археологической культуры дали очень яркий, необычный материал. В ряде погребений, которые были совершены в каменных ящиках, стенки плит были покрыты различными рисунками, выполненными гравировкой, выбивкой, краской.
.
В музейных витринах представлены наиболее яркие экспонаты, изготовленные из бронзы – ножи, кельты, топоры, наконечники стрел и копий.
В I тыс. до н.э. начинается период раннего железа, связанного с существованием культуры скифского типа. Это наиболее изученный период в древней истории Горного Алтая представлен памятниками майэмирской и пазырыкской культур – это знаменитые Пазырыкские, Башадарские, Шибинские, Укокские курганы скифских вождей.
Экспозиция, посвящённая этой эпохе, расположена в двух залах: орудия труда, предметы быта, оружие, лошадиная сбруя, детали одежды, украшения, культовые изделия и другие категории предметов, изготовленные из железа, бронзы, других цветных металлов, рога, кости, камня, глины, дерева, войлока и кожи.
.
В III в. до н.э. на степных просторах Центральной Азии складывается мощное хуннское государство, их войско разгромило многие народы Центральной Азии, Саяно-Алтая (возможно пазырыкцев) и стало гегемоном в степях.
Начиная со II в. до н.э. здесь происходит довольно резкая смена археологических культур. Хунно-сарматское государство передаёт эстафету пазырыкской культуре, а она трансформируется в другую археологическую культуру – булан-кобинскую.
В тематических витринах представлены предметы вооружения, украшения и детали костюма.
.
Средневековье – это богатая событиями огромного исторического масштаба эпоха. Этот период связан с историей средневековых государств – каганатов: Первого и Второго Тюркского, Уйгурского, Кыргызского.
Тюрки были отменными плавильщиками, рудознатцами и искусными мастерами.
.
Железо очень высокого качества шло на собственные нужды и на торговлю, хотя Алтай находился вдали от Великого Шелкового пути, неслучайны находки импорта: шёлковые ткани, зеркала и монеты.
Огромным достижением тюркской культуры было изобретение письменности. Памятники рунического письма известны в Хакассии, Туве, Монголии и Горном Алтае. Надписи наносились на скалах, стелах, бытовых предметах. В экспозиции представлены оригинальные тексты с переводами.
Коренное население Алтая разделено на две территориальных группы алтайцев: северные алтайцы — кумандинцы, челканцы, тубалары и южные алтайцы — кижи, теленгиты, телеуты. Они отличаются по быту, антропологическому типу и диалектам языка.
Этническая культура южан складывалась на основе кочевого скотоводства, а у северян она вырабатывалась в течение столетий на основе таёжной охоты, рыболовства и собирательства.
Язык алтайцев относится к тюркской группе алтайского языка.
Алтайская этнография представлена центральным экспонатом — алтайским шестиугольным срубным айылом с внутренним убранством, в котором предметы размещены с соблюдением деления жилища на женскую и мужскую половины. Посуду делали из берёзы, лиственницы и кедра, для сыпучих продуктов использовали кадки из ствола дерева и кожаные мешки.
На потолке над айылом размещён алтайский календарь двенадцатилетнего животного цикла. Календарь диаметром 5 м, выполнен в технике резьбы по дереву.
Кроме этого календаря есть годовой календарь. Центр круга занят изображением лягушки со знаком вечности — улзий на спине. Это космическая лягушка, которая, согласно легендам, поддерживает землю. Пояс, в котором плавают две рыбы, изображает мировой океан. Рыбы также несут на себе землю.
Мерилом богатства для алтайцев и других представителей кочевого народа являлся скот. Особый статус имеет конь, который оценивался как двойник своего хозяина, а снаряжение коня как социальный статус его хозяина.
.
Заинтересовал алтайский ритуал с пуповиной ребёнка — балакын кини, по представлениям алтайцев, душа ребёнка была связана с его отпавшей пуповиной. Её сохраняли в кожаных мешочках, вместе закладывали зёрна ячменя, можжевельник, пуговицу, шёлковую нитку, раковину каури, а мальчику ещё пулю или кусочек свинца. Мешочек украшали и когда дети вырастали его отдавали в качестве оберёга, что обеспечивало им долголетие и удачу в жизни.
Много в витринах национальной одежды и украшений.
...
Традиционной религией на территории Алтая до ХХ века являлся — «кам янг» шаманизм. Главное в шаманизме — одушевление и одухотворение всего окружающего мира: небесного (верхнего) — это добрые божества — Улген; подземного (нижнего) — тёмные духи — Эрлик; земного (среднего) — духи-хозяева. Посредником между божествами, духами и людьми выступал шаман.
Для проведения обряда (камлания) шаман облачался в специальную одежду с атрибутами — бубном и колотушкой. Шаманское ритуальное одеяние являлось священным.
Одежда состояла из множества украшений: жгутов, подвесок, когтей , клювов, крыльев, бубенцов и колокольчиков. Шапка-птица с перьями филина или беркута, с бахромой и раковинами каури.
Одежда и бубен были свидетельством его принадлежности к мирам Вселенной.
Шаманов камлавших божествам и духам всех трёх зон Вселенной на Алтае называли Укту Кам, что значит — потомственный, родовитый кам.
Бубен из кожи марала имеет деревянную рукоятку с внутренней стороны и железную кирши с подвесками, которые отражают злых духов. Вверху по обе стороны лица ээзи, символа умершего кама, висят ухо и серьга. Во время камлания шаман прислушивался к их звону и узнавал волю духов. К кирши подвязывали цветные ленты — подарки шаману.
Бубен осмысливался как ездовое животное, на котором Кам ездил в иные миры для общения с потусторонними силами. Порча бубна влечёт болезнь или смерть шамана.
Проникновение русских из Восточной Европы за Урал началось с конца XVI в.
По мере расширения территории Российского государства усилился миграционный поток. Русские переселились в Сибирь, образовав особую группу народа — сибиряков.
История заселения Горного Алтая русскими тесно связана с историей старообрядчества.
Процесс формирования сельского населения, хозяйства, бытовых особенностей, сумевшего в сложных природно-климатических условиях обустроить свой быт, раскрывается в реконструкции крестьянской избы с печью и красным углом с иконостасом–божницей.
..
Обязательным для мужчин и женщин украшением старообрядческого костюма являются пояса и опояски. Существует два вида поясов — нижний и верхний. Верхний пояс подпоясывает одежду.
Старообрядческие пояса сделаны на "дощечках" в технике ткачества из шерстяных или х/б ниток, длина разная, от 160 до 300 см и повязываются в один или два оборота. Сделаны пояса с молитвами и дарственными надписями, с орнаментом.
Нижний пояс делается без украшений. Он надевается на голое тело как свидетельство крещения и никогда не снимается.
Самым необычным залом стал атриум. Экспозиция атриума представляет сочетание природных ландшафтов Горного Алтая с историко-культурной реконструкцией основных видов памятников: изваяния, наскальные рисунки, оленные камни.
Своё название они получили от часто встречающихся на них изображений оленей. Способом выбивки и прошлифовки наносились знаки и символы.
Вдоль южной стенки атриума у нижней галереи размещена композиция из подлинных стел древнетюркских изваяний. В древности изваяния устанавливались в ритуально-культовых целях в честь мужчин-воинов. На изваяниях отчетливо обозначены детали одежды, в руках изображены небольшие сосуды, кинжалы.
И наконец — комплекс плато Укок!
Он представляет не только природный, но и богатейший культурный пласт загадочного и духовного мира Горного Алтая. Его природно-климатические условия способствовали уникальной сохранности погребальных сооружений: в ряде курганов образовывались линзы льда, заполнившие погребальные конструкции, благодаря чему были законсервированы вещи из органических материалов, мумии людей и лошадей, возраст которых около 2,5 тысяч лет.
Сенсационные находки были сделаны при раскопках мерзлотного погребения в кургане первого могильника Ак-Алаха-3, оказавшегося захоронением молодой женщины, получившей имя Укокской принцессы. Всем известна история её научного изучения, протеста народа и наконец возвращения на Алтай.
Мумия алтайской принцессы покоится в саркофаге в специальном помещении музея. Захоранивать её, пока, никто не собирается.
На стене висит фотография мумии — вид не для слабонервных. Решила не показывать.
Она покоилась в позе спящей: на правом боку, со слегка согнутыми в коленях ногами и скрещенными на животе руками. На дне могильной ямы были уложены 6 лошадей в ритуальной упряжи. Отличительной особенностью мумии является богатая татуировка на теле.
В зале представлены подлинные высокохудожественные деревянные украшения и детали упряжи коней, предметы вооружения из могильника Ак-Алаха-1.
В экспозиционном зале представлена реконструкция погребального комплекса на плато Укок.
В полумраке демонстрируется манекен женщины в костюме, с веткой можжевельника, символизирующей святость и чистоту.
.
Сегодня многое из хранящегося в музее воспринимается не как отжившая архаика, а как живая нить, соединяющая по-новому осознаваемое прошлое с современным движением возрождения культурного наследия. Сокровища музея — основа национального достояния!
- Адрес:
649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 46
- Телефон:
8 (38822) 2-78-75
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Горно-Алтайск
- 6 окт 2022, 19:09удалитьОтличный музей!
Охватывает все этапы развития жизни на Алтае,
конечно, больше хочется узнать о курганах, но центральные музеи страны забирают в свои коллекции самые раритетные экспонаты.
Спасибо! - 11 окт 2022, 18:34удалитьПрисоединяюсь — очень информативный музей. Добавлю, что раздел музея с принцессой Укок работает не каждый день, и нам очень повезло, что прилетели в тур пораньше.