История крестовых походов – это не только освобождение Иерусалима с Гробом Господним крестоносцами Западной Европы от мусульман-сельджуков в 1099 году во время Первого крестового похода. И не только захват и разграбление византийского Константинополя в 1204 году во время Четвертого крестового похода. Это целая серия религиозных военных походов XI—XV веков, провозглашенных римскими папами не только против мусульман на Святой земле, в Египте, Тунисе, Османской империи, но и с целью обращения в христианство славян-язычников Прибалтики, Северной Европы, Руси, а также подавления в Европе еретических течений альбигойцев, катаров и гуситов.
В результате Великого западного раскола к началу XV века в Римской католической церкви сложилась парадоксальная ситуация: сразу 3 претендента объявили себя истинными папами. Был созван Констанцский собор — XVI вселенский католический собор, который прекратил церковную схизму, низложив римского, пизанского и авиньонского пап и единогласно избрав папой Мартина V. Также на Констанцском соборе было решено много проблем по обновлению церкви и католической доктрины, осуждены реформаторские взгляды английского богослова Джона Уиклифа, обвинен в ереси и приговорен к сожжению чешский проповедник Ян Гус.
Последователем Яна Гуса, сожженного на инквизиторском костре в 1415 году, объявил себя священник пражского храма Девы Марии Снежной Ян Желивский. На своих проповедях Желивский учил, что власть и богатство принадлежат феодалам лишь до той поры, пока они не нарушают «слова божия». Будучи идеологом городской бедноты, Желивский считал, однако, что крестьяне являются основой общества, и сравнивал их с ногами, которые держат на себе все тело. Короля, панов, попов и в особенности монахов Ян уподоблял паразитам, называл их грабителями, отнимающими трудовой хлеб у бедняков. Желивский был первым, кто придал библейскому изречению «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» революционный смысл, направив его против верхушки чешского общества.
Утром 30 июля 1419 года Ян Желивский в храме Девы Марии Снежной произносит проповедь, в которой говорит о необходимости восстания и вооруженной борьбы против «врагов божьих». Избрав темой проповеди притчу Иисуса Христа о неверном управителе, Желивский клеймит чешского короля, прямо призывает к его свержению, выражая уверенность, что чехи будут поддержаны соседними народами, и что Прага «должна стать образцом для всех верующих не только в Чехии и Моравии, но и в Венгрии, Польше и Австрии».
По завершению мессы возбужденные прихожане во главе с Яном Желивским ворвались в Новоместскую ратушу на Карловой площади, и выбросила из окон на подставленные внизу копья бургомистра, судью и тринадцать членов городского совета. Это событие — так называемая первая пражская дефенестрация, акт выбрасывания кого-либо из окна — послужило началом открытого вооруженного восстания в Праге. Над городом загудел набат, народ взялся за оружие и его гнев обрушился на католические церкви и монастыри. Восставшие стали уничтожать иконы, церковные облачения и утварь. Католических священников изгоняли из Праги, наиболее ненавистных избивали и убивали.
Прокатившаяся по всей Чехии волна народных выступлений, направленных против католической церкви, в той или иной форме нашла отклик в соседних европейских странах. Городские низы захватили власть во Вроцлаве и по примеру чехов выбросили из окон ратуши наиболее ненавистных городских советников. В Силезию прибыл с войсками король Германии, Венгрии и Чехии Сигизмунд I, последовала жестокая расправа с участниками восстания, 23 человека были обезглавлены. В обстановке казней и террора во Вроцлаве начались заседания имперского сейма, где 1 марта 1420 года была оглашена булла папы Мартина V, обрушившегося на «еретиков» с проклятиями и провозгласившего Первый крестовый поход против гуситов.
Сигизмунд I потребовал у германских феодалов военной и финансовой помощи и стал собирать силы для вторжения в Чехию с севера. Его армия крестоносцев состояла из немецких, польских и венгерских рыцарей, чешских панов-католиков, а также из пехоты-ополчения силезских городов и итальянских наемников. На южной границе Чехии готовились к наступлению австрийские и баварские отряды, а на северо-западной границе сосредотачивались войска нескольких немецких городов.
Военные приготовления Первого крестового похода против гуситов вызвали в Чехии всеобщее возмущение и увеличили ненависть к феодальной знати и католическим священникам. Проповедники-гуситы призывали к вооруженной борьбе против орд крестоносцев, поднимали крестьян и горожан на защиту родины. Ян Желивский требовал свержения Сигизмунда I, называя его «апокалиптическим драконом, увенчанным семью коронами» и добился того, чтобы жители Праги принесли присягу не щадить сил и самой жизни в борьбе против крестоносцев, торжественно подтвердив свой разрыв с католической церковью и верность гусизму. Из города было изгнано 800 врагов гуситского учения из числа самых богатых жителей Праги, а их имущество и дома были конфискованы. Прага спешно укреплялась, в оборонительных работах участвовали женщины и окрестные крестьяне. К населению присоединились колебавшиеся чешские паны из католического лагеря, посчитавшие этот момент подходящим временем для того, чтобы вырвать у Сигизмунда I серьезные политические уступки и завладеть церковными и королевскими землями.
В апреле 1420 года крестоносцы вступили на территорию Чехии, захватили города Градец-Кралове и Кутна-Гора, превратив их в свои опорные базы. Интервенты грабили и опустошали северо-восток страны, убивали и калечили беззащитных крестьян, угоняли скот, сжигали села и города. В ответ началась партизанская война крестьянских отрядов, которые называли себя «оребские братья» по имени горы Ореб недалеко от Градец-Кралове, на которой находился штаб повстанцев под командованием бедного священника Амброжа. Оставив часть войск на подавление крестьянского восстания, Сигизмунд I двинул армию крестоносцев на Прагу. С юга к городу продвигались австрийские и баварские отряды под командованием пана Ольдржиха из чешского аристократического рода Рожмберков, правителя города Чески-Крумлов.
Пражане послали гонцов за помощью в Табор, укрепленное поселение радикальных сторонников гуситского движения. 20 мая 1420 года 9 тысяч таборитов во главе с Яном Жижкой прибыли в Прагу. Ян Жижка происходил из обедневшей дворянской семьи, в молодости был оруженосцем богатого рыцаря, состоял пажом при королевском дворе, затем посвящен в рыцари и во главе небольшого отряда наемников сражался на стороне поляков против Тевтонского ордена и на стороне французов во время Столетней войны, где и потерял один глаз. Узнав, что Рожмберки конфисковали его наследные земли, Ян Жижка вернулся в Чехию, где возглавил отряд разбойников из обедневших дворян, бродячих рыцарей, крестьян и стал грабить обозы своих обидчиков.
Спустя какое-то время Жижка примкнул к гуситам и как опытный воин стал одним из четырех гетманов Табора. Он реорганизовал плохо вооруженные отряды крестьян и первым начал использовать вагенбург — оборонительное передвижное укрепление, состоявшее из скрепленных цепями и защищенных щитами повозок. За каждой повозкой закреплялось до 20 бойцов из арбалетчиков, копейщиков, переносчиков щитов и возчиков. Чешский вариант вагенбурга назывался vozová hradba (стена повозок) и строился из скрепленных между собой боевых повозок в виде четырехугольника, оставляя с флангов большие промежутки для контратак. Вражеской коннице из тяжеловооруженных рыцарей приходилось идти в атаку под сильным встречным огнем арбалетчиков, а когда кавалеристы останавливались перед непреодолимым вагенбургом, их атаковывали прямо с повозок вооруженные копьями, алебардами, боевыми цепами гуситы. Как только обороняющиеся решали, что противник понес достаточные потери и деморализован, сосредоточенная внутри вагенбурга пехота и конница гуситов переходила в контратаку.
Как только табориты вступили в Прагу, сразу начались трения между ними и горожанами. Воины Табора с возмущением порицали роскошь зажиточного столичного бюргерства, их богатые костюмы, обстановку и стяжательство. Под давлением Яна Жижки городские власти вынуждены были специальным распоряжением ограничить всякие излишества в одежде и пище бюргеров, запретить пьянство, азартные игры и ругань, закрыть публичные дома. Как отмечал Ф. Энгельс «эта аскетическая строгость нравов гуситов, это требование отказа от всех удовольствий и радостей жизни, с одной стороны, означает выдвижение принципа спартанского равенства, а с другой — является необходимой переходной ступенью, без которой низший слой общества никогда не может прийти в движение».
Положение города было особенно напряженным ввиду того, что в Пражском Граде и Вышеградском замке засели сторонники Сигизмунда I. Ян Жижка предпринимает штурм Пражского Града, но его защитники огнем из бомбард уничтожили осадные машины гуситов и приступ захлебнулся. Это обескуражило часть горожан до такой степени, что они попытались вступить в переговоры с подступившим к Праге Сигизмундом. Но король, в надежде на скорое пополнение своей армии австрийскими, баварскими и немецкими крестоносцами, потребовал полной и безоговорочной капитуляции, и горожане решили защищать Прагу.
Для завершения полной блокады города Сигизмунду I требовалось овладеть находившейся в 4 км к востоку от Праги Витковой горой. Ян Жижка, правильно оценив тактическое значение горы, своевременно занял ее и поставил на западном гребне два вагенбурга, перед которыми дополнительно выкопали ров, а на южном склоне – еще один вагенбург. В произошедшем 14 июля 1420 года сражении на Витковой горе (Bitva na Vítkově), решающем сражении Первого крестового похода против гуситов, тридцатитысячной армии крестоносцев противостояло четырехтысячное войско таборитов. Основные силы Сигизмунда I начали наступать на Виткову гору с запада, ворвались в ров, но при попытке преодолеть скрепленные цепями ряды повозок вагенбургов встретили упорное сопротивление. Осажденные в течение нескольких часов отбивали бешеные атаки во много раз превосходившего врага. В самый критический момент конный отряд таборитов во главе с Яном Жижкой атаковал левый фланг противника, а подошедшее городское ополчение Праги нанесло удар с правого фланга. Опасаясь окружения, войско крестоносцев отступило с большими потерями.
Поражение в сражении на Витковой горе для Сигизмунда I было лишь тактической неудачей, но среди крестоносцев разных стран начались раздоры и в виду начавшегося разложения войска король был вынужден 30 июля 1420 года снять осаду Праги. Часть крестоносцев со своими отрядами отправились по домам, Сигизмунд I отступил в Кутна-Гору, увозя с собой чешскую корону и ряд других драгоценностей и реликвий, которые хранились в Пражском Граде и были переданы королю его сторонниками.
Когда опасность иноземного порабощения миновала, обострились расхождения между таборитами и зажиточными жителями Праги. 4 августа 1420 года радикальные гуситы предложили пражским бюргерам принять так называемые «12 пунктов», угрожая в случае их отклонения немедленно уйти из города. В этих пунктах содержалось требование демократизации городского управления Праги по образцу тех порядков, какие были установлены в Таборе. Далее предлагалось строжайшим образом соблюдать положения статей, направленные против роскоши и католического «идолопоклонства». Кроме того, табориты настаивали на немедленном разрушении католических монастырей, все еще остававшихся в Праге и ее ближайших окрестностях. Община Нове-Место присоединилась к «12 пунктам», но богатые бюргеры Старе-Место тянули с ответом. Тогда табориты и пражская беднота разрушили монастыри Эммаусский, Святого Климента и Збраславский, в большинстве городских церквей уничтожили иконы, мощи, статуи святых, священнические облачения, культовые предметы.
Пользуясь пребыванием в Праге таборитских отрядов, которые являлись армией восставших крестьян, городской плебс под руководством Яна Желивского совершил переворот в городском управлении, отстранив от власти прежнего бургомистра и его советников, заменив на сторонников таборитов. В Праге открыли свой монетный двор, где чеканили серебряную монету из серебряной церковной утвари. Эта монета в народе получила название «калишки» (от чешского слова kalich – чаша, символ гуситского движения). Было налажено производство оружия, в разгромленных монастырях из колоколов отливались пушки.
Считая, что власть в Праге находится в надежных руках, Ян Жижка решил увести войска таборитов из города, чтобы использовать их для разгрома опасного врага и участника Первого крестового похода против гуситов — пана Ольдржиха из Рожмберка. Земли чешского аристократического рода Рожмберков со всех сторон окружали центр радикальных гуситов — город и гору Табор, и пан Ольдржих жестоко преследовал гуситских проповедников и их последователей на территории своих огромных владений. Армия Яна Жижки подвергла разрушению замки Рожмберка, а его крестьяне вступали в отряды таборитов. В октябре 1420 года, одержав ряд блестящих побед, Ян Жижка занял крупный торговый центр южной Чехии — город Прахатице, обезопасив Табор с юга от нападения австрийских и баварских крестоносцев. Пан Ольдржих из Рожмберка был вынужден заключить перемирие с таборитами, разрешив при этом свободную проповедь гуситов на территории своих владений.
В это же время происходили важные события в Праге, где Вышеградский замок продолжал находиться в руках королевского гарнизона и представлял собой постоянную и страшную угрозу для города. Еще в сентябре пражане пытались отбить Вышеградский замок, но безуспешно. Сигизмунд I, укрепившийся в Кутна-Горе, неоднократно пытался прийти на выручку своему гарнизону. В конце октября Сигизмунд с венгерскими рыцарями и отрядами моравских панов снова появился у Праги. На помощь обороняющимся жителям города пришли отряды «оребских братьев». 1 ноября 1420 года Сигизмунд попытался пробиться к Вышеграду, но был разбит в жестокой схватке с подоспевшим отрядом таборитов во главе с Яном Жижкой. Король бежал с остатками своих войск, а вышеградский гарнизон сдался. Вся Богемия и Моравия оказались в руках гуситов, Первый крестовый поход завершился их полной победой.