- GPS
- Австралия, Hosier и Rutledge Lanes Мельбурн Австралия
Ратледж Лейн: стрит-арт, граффити или просто хаос? Ч.107
Этот совет является частью дневника «КТО ТЕБЯ ВЫДУМАЛ, ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА? СНИТСЯ МНЕ ИЗДАВНА, СНИТСЯ МНЕ ОНА…»
Зачастую они испытывают гонения коммунальных властей, которые прикладывают тщетные попытки его выкорчевывания. Здесь в Мельбурне отдельные площадки (в смысле улицы) отданы во владение современных художников. Поэтому на ней и тусуются не только туристы, но проводятся фотосессии, чему мы стали свидетелями, а сами и участниками. Здесь даже помойные контейнеры закамуфлированы рисунками, и не так бросаются в глаза.
Сегодня, пожалуй, нет ни одного города в мире, где бы ни были разрисованы граффити стены домов, транспорта и других поверхностей. История граффити началась с надписей, появляющихся на движимых и недвижимых объектах в Нью-Йорке в 1920-1930-х годах, и их авторами были бандитские сообщества. С тех пор этот вид художественного движения прошел долгий путь от вандализма к уличному искусству.
Конкретно в Мельбурне стрит-арт появился в 1984 году, когда сюда прилетел уже известный американский граффитист Кит Харин (Keith Haring) и нарисовал несколько работ. Одна из них сегодня внесена в список наследия штата Виктория. Творческая атмосфера города, необычная планировка центра с его многочисленными узкими переулками, скрытыми от посторонних глаз, как нельзя кстати способствовала распространению нового вида искусства. Политическая нестабильность в мире, социальное неравенство только подливало масла в огонь, вкладывая провокационный смысл в работы художников. В 2003 году город удостоился внимания знаменитого Бэнкси (Выставка Бэнкси.Часто простое кажется сложным,черное – белым), который оставил городу в наследство 9 работ, и очень жаль, что ни одна из них не сохранилась.
Каждому поколению знаком дух бунтарства, и в 2000-х в Мельбурне активно развивалось уличное искусство, которое позволяло молодежи тусоваться, пить и рисовать, ни о чем не беспокоясь. Это было время войны в Персидском заливе, Джорджа Буша-младшего, инакомыслия, политической активности, которая в значительной степени осуществлялась через уличное искусство. Доступ к общественному пространству важен, потому что эти пространства служат «физическими аренами для демократии». Сюда же потянулись любопытствующие, чтобы посмотреть на знаменитые расписные переулки. Правительство города было толерантным, но до определенной степени, и в 2006 году его терпение лопнуло. Были приняты репрессивные меры с применением штрафов за порчу имущества, расширены полномочия полиции и введено потенциальное тюремное заключение. Только к 2007 году был достигнут консенсус, и стали выдавать лицензии на размещение этих новомодных произведений искусства. Незаконное искусство теперь приобрело культурную ценность, и властям пришлось действовать, чтобы соблюсти рамки приличий, эту тонкую, неровную и колеблющуюся грань между вандализмом и культурной ценностью.
Неудивительно, что власти действовали по стандартному принципу – не можешь искоренить, возглавь! Как оказалось, граффити выполняет жизненно важную функцию передачи низовых идей, симпатий, и политических требований.
И вот тогда-то переулки раскрылись как место, где в центре внимания оказываются актуальные проблемы и противоречия общественной жизни и паблик-арта.
«Поскольку переулки Hosier и Rutledge Lanes являются спорными местами красоты, славы и порока, они привлекают внимание средств массовой информации и выступают в качестве педагогических сайтов, которые стимулируют дебаты и споры».
Ратледж-лейн представляет собой переулок в форме подковы, который огибает здание, в котором раньше располагалась ныне несуществующая галерея уличного искусства. Нашелся куратор и пионер уличного искусства, и это был Энди Мак. Он был первым австралийским директором галереи, который увидел потенциал граффити и уличного искусства в таком большом масштабе; он годами боролся с городским советом Мельбурна и поддерживал многих художников в начале их карьеры. Он получил разрешение от владельцев зданий в переулках Hosier, Rutledge, а также Center Place для уличного искусства.
Позже из взятых в Инфоцентре буклетов, мы узнали, что это место «является обязательным для посещения, если вы ищете уличное искусство». А мы чуть было, мимо не прошли…
Стоит только пройти по переулку Hosier, и сразу понимаешь, что ты попал в место концентрации уличного искусства, где каждый доступный участок стен домов покрыт миксом граффити и стрит-арта.
Ты поднимаешь голову и видишь, что художники не поленились забраться выше окон, но не побрезговали и мусорными баками. Говорят, что сюда допускаются без разрешения, а нарисованное часто покрывает то, что было сделано раньше, создавая «изменчивый мир», который не удаляется, а исчезает под усилиями следующего художника, желающего оставить свою сториз на стенах арт-объектов.
Я не большой специалист в этом новом виде искусства, и мне даже кажется, что здесь стены переполнены произведениями искусства.
Но все же я отдаю дань тому, что привлекает сюда туристов, главное не перегнуть палку, заполняя пространство какими-то каракулями и нецензурным лексиконом.
Конечно, эти слои образов (трафареты, портреты, слоганы), составляющих городской современный пейзаж, лучше, чем монотонность серых стен в узких переулках.
.
При этом в этом виде творчества заведомо присутствует обреченность на исчезновение, ведь сколько шедевров исчезло в течение нескольких дней, недель или месяцев, было счищено или закрашено.
Время течет, все меняется и бывшие когда-то уличные бунтари сегодня сделали успешную карьеру и живут по всему миру. А вместо политических протестов на стенах появляются красивые декоративные изображения. Теперь элементы уличного искусства появляются на дизайнерской одежде, перетекая в футболки массового производства.
Мы гуляем по Hosier и Rutledge Lanes, рассматриваем стены, и кончено, не можем остаться равнодушными к голубоглазому котику.
.
.
Чем глубже внутрь мы проходим, глядя на людей, делающих селфи и постановочные кадры, тем больше меня накрывает память юности, когда мы, четверо друзей, искали непарадные виды Ленинграда и делали хулиганские фото.
Контрастно выходят кадры разрисованной стены и молодых людей, одетых в приличную одежду.
Находим и мы свой кусок яркой стены, оставляя в памяти посещение этой уличной галереи.
.
А затем обращаем свой взор на тех, кто просто дурачится, делая смешные кадры.
Очень странное впечатление оставляют эти улочки, мне кажется, именно так выглядят те места, которые покидают вполне приличные жители.
И тогда туда тянутся бомжи, хаос и всяческие безобразия. Именно поэтому мы с облегчением покидаем этот кусочек непонятой нами «богемной жизни» Мельбурна и поворачиваем направо, чтобы обследовать какие-нибудь улицы поприличнее — Последние впечатления от Мельбурна. Ч.108 .
Продолжение следует....
- Адрес:
Hosier и Rutledge Lanes
Мельбурн
Австралия
Дешёвый ✈️ по направлению Мельбурн
- 14 фев 2022, 14:46удалитьДа, считается одной из городских достопримечательностей. Есть целая экскурсия по переулкам с граффити в центре. Мы не пошли, хватило этой
- 14 фев 2022, 15:33удалитьЯ там не был, но не очень сожалею. В таком бы Мельбурне я не хотел бы жить. Мне ближе такое вот уличное искусство на набережной Ярра.
- 15 фев 2022, 16:22удалитьСпасибо!
По крайней мере мало, где встречается в таком объеме! - 17 фев 2022, 23:33удалитьА мне нравится уличное искусство. Действительно, многие города украшены граффити, я не говорю о безобразиях, а именно об искусстве. Спасибо, Танюша!