70 материалов по 35 объектам, 821 фотография
- GPS
- Франция, Place du Cardinal-Lucon, Reims
Реймсский Нотр-Дам — символ французской монархии
На его вимперге, в средневековой архитектуре — это высокий треугольный фронтон над порталом, изображена сцена коронования Богоматери Иисусом Христом. Ангелы на ступенях её трона держат монстранции — выносные реликварии, а над рукой Христа восходит солнце.
История Реймсского собора началась с небольшой христианской церкви во имя Богоматери в которой в 498 году Святой Ремигий крестил первого короля франков Хлодвига.
Это королевское крещение в Реймсе положило начало многовековой традиции — в период с 815 по 1825 года, на тот момент уже в Реймсском соборе, короновались все короли Франции.
Традиция короновать королей в Реймсе была столь сильна, что во времена Столетней войны, когда в 1422 году умер король Карл VI, коронация нового оказалась невозможной, потому что англичане захватили Реймс и лишь в 1429 году, когда Жанна д’Арк отбила у них город, новый король Карл VII Победитель официально короновался и стал королём Франции.
На протяжении своей святой жизни, собор неоднократно реконструировался, но в 1210 году вдруг сгорел. Предполагают, что поджог собора был организован самим архиепископом Альбериком де Юмбером после посещения соборов в Шартре и Бурже. На фоне этих готических шедевров собор в Реймсе казался недостаточно красивым и величественным для коронаций особ королевской крови.
.
Весной 1211 года был заложен новый собор Божьей Матери, существующий и поныне.
В последнюю очередь, в конце XIII — начале XIV века, была закончена отделка фасада с тремя порталами. Отличительной особенностью собора является множество прекрасно выполненных скульптур и барельефов, благодаря им собор получил красноречивое прозвище "Академия скульптуры".
.
В те времена, Реймсский собор с двумя 80-метровыми башнями западного фасада и главным нефом высотой 38 метров, являлся самым высоким зданием Северной Европы. Несмотря на свою незавершённость — острые шпили, которые должны были увенчать здание и довести его высоту до 120 метров, так и не были возведены, Реймсский собор считается одной из вершин готической архитектуры.
..
Его отличительными чертами являются ярко выраженное доминирование вертикальных линий и обилие статуй, украшающих фасады: их количество составляет 2303. Среди них наиболее известен так называемый Улыбающийся ангел, ставший одним из символов города Реймса.
Половину площади фасада занимают проёмы и витражи. Обилие контрфорсов облегчили крышу и дали больше площади под окна с витражами.
..
Информация о четырёх архитекторах собора, которой располагают историки, сохранилась лишь в зарисовках реймсского художника Жака Селье. Имена архитекторов были вписаны в лабиринт, выложенный из плиток на полу собора. Лабиринт был уничтожен в 1778 году, но имена зодчих сохранились на этюдах Ж.Селье.
Первым зодчим Реймсского собора был французский архитектор Жан д’Орбе, он был автором проекта и изображён с циркулем в руках. Вторым зодчим был Жан-ле-Лу, он держит чертёжный инструмент — угольник. Надпись к рисунку гласит, что он возглавлял архитектурные работы в течение шестнадцати лет и работал над порталами. Третьим зодчим был Гоше Реймсский, он восемь лет и трудился над изгибами сводов и порталами. Четвёртым был Бернар Суассонский, он создал пять сводов и розу, а также возглавлял строительные работы в течение тридцати пяти лет. Он руководил созданием статуй, которые украшают фасад, оконные проёмы и порталы.
В 1481 году очередной пожар нанёс существенный ущерб строящемуся собору, к 1515 году его последствия были ликвидированы, однако все выделенные на строительство средства ушли на восстановление сгоревших частей и достроить собор не удалось.
На протяжении XVI—XVII веков архитектура собора не претерпевала существенных изменений, но во внутреннее убранство собора встраивались новые элементы интерьера выполненные в стиле ренессанса или классицизма.
..
Радикальные преобразования в середине XVIII века по инициативе реймсского каноника Жана Годино по уничтожению наследия Средневековья, позже было названо «клерикальным вандализмом». В 1743 году из собора был убран камень, на котором, по преданию, принял мученическую смерть святой Никасий. Годино избавился от части богатого декора капелл, убрал средневековую алтарную преграду, заменил мраморные надгробные памятники архиепископам встроенными в пол плитами, поставил новые скамьи и создал новый алтарь по проекту королевского архитектора Жак-Анжа Габриэля.
Чтобы новый алтарь, освящённый 6 мая 1747 года, был лучше виден, Годино заменил часть цветных витражей, плохо пропускавших свет, простым стеклом. Однако его деятельность никоим образом не была самоуправством — он действовал при поддержке короля и епископа.
В XX веке прозрачное стекло вновь было заменено витражным.
.
После Великой французской революции 1789 года церковное имущество во Франции было национализировано, а сами храмы если не разрушались, то использовались в других целях.
Реймсский собор в 1793 году был превращён в хранилище фуража. Многие архитектурные элементы и детали внутреннего убранства были уничтожены, в первую очередь революционеры боролись с религиозными и монархическими символами, поэтому со статуй Соломона, Давида и Хлодвига были сбиты короны, а с конька крыши — "королевские" лилии.
В мае 1825 года состоялась последняя коронация в Реймсе: венчание на царство Карла X.
..
Во время Первой мировой войны Реймс был захвачен немцами и четыре года оставался в зоне боевых действий. Реймсский собор сильно пострадал, но был тщательно отреставрирован.
Немалую роль сыграли и частные пожертвования, в первую очередь Джона Рокфеллера-мл., взявшего на себя расходы по восстановлению кровли.
В 1958-1960 годах в реставрации собора принимал участие художник Марк Шагал — спроектировал витражи апсиды.
Дальнейшее восстановление фасадов и интерьера собора продолжилось в ХХ веке и, в сущности, длится до сих пор. Богатая история и величественная готическая архитектура собора считается шедевром мировой культуры, объектом ЮНЕСКО и одной из главных достопримечательностей Франции.
.
- Адрес:
Place du Cardinal-Lucon, Reims
Дешёвый ✈️ по направлению Реймс
- 16 янв 2022, 16:25удалитьАлевтина, извините, Шагал не российский, в лучшем случае белорусский или советский. К тому времени когда восстанавливали собор имел французский паспорт. Понимаю, что вы имеете в виду, что он родился на территории Российской империи, но так мы и Шевченко и Мицкевича запишем в россиские поэты))
Коммент можете удалить, просто примите к сведению - 16 янв 2022, 16:40удалить
marlisнаписала 16 января в 15:25
Алевтина, извините, Шагал не российский, в лучшем случае белорусский или советский. К тому времени когда восстанавливали собор имел французский паспорт. Понимаю, что вы имеете в виду, что он родился на территории Российской империи, но так мы и Шевченко и Мицкевича запишем в россиские поэты))
Коммент можете удалить, просто примите к сведению
Французы считают его русским художником, а россияне — французским. Редкий случай. Обычно наоборот, обе стороны считают его своим. - 17 янв 2022, 17:12удалить
marlisнаписала 16 января в 16:25
Алевтина, извините, Шагал не российский, в лучшем случае белорусский или советский. К тому времени когда восстанавливали собор имел французский паспорт. Понимаю, что вы имеете в виду, что он родился на территории Российской империи, но так мы и Шевченко и Мицкевича запишем в россиские поэты))
Коммент можете удалить, просто примите к сведению
Очепятка! ;))
Конечно, он не русский и не французский!
Художники — люди мира. - 16 янв 2022, 16:33удалитьВот ключевые слова для последующей истории — После Великой французской революции 1789 года церковное имущество во Франции было национализировано, а сами храмы если не разрушались, то использовались в других целях.
Молодой советской стране было с кого "брать пример", и эта практика не была исключительной прерогативой СССР, как это нам навязывают, мне кажется... - 17 янв 2022, 17:20удалить
Hanyaнаписала 16 января в 16:33
Вот ключевые слова для последующей истории — После Великой французской революции 1789 года церковное имущество во Франции было национализировано, а сами храмы если не разрушались, то использовались в других целях.
Молодой советской стране было с кого "брать пример", и эта практика не была исключительной прерогативой СССР, как это нам навязывают, мне кажется...
...и примеров по всему миру множество! Но у нас туристический сайт. ;) - 20 янв 2022, 13:18удалитьХорош собор- ничего не скажешь! Всегда поражаюсь фантазии архитекторов и работе скульптуров.
- 21 янв 2022, 10:29удалить
Maynurнаписала 20 января в 13:18
Хорош собор- ничего не скажешь! Всегда поражаюсь фантазии архитекторов и работе скульптуров.
У меня, прямо мурашки, когда представлю, как мастера работали на такой высоте, стоя на "лесах"!
Может поэтому, у некоторых соборов шпили башен не достроены — это технически не выполнимо... - 29 янв 2022, 19:56удалитьВсе соборы Notre-Dame необыкновенно красивы и выделить из них лучший невозможно!