- GPS
- Испания, Cardenal Cisneros 1, Toledo
- +34 92-522-22-41
В плену наслаждений Толедского собора святой Марии
Толедский собор — это отдельное достояние Испании, в котором заключена и его значимость и его красота.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что каждый большой собор являет в себе два лика или две судьбы. Первая — это судьба храма, в котором совершаются Таинства, и где могут собраться в едином порыве ко Христу тысячи людей.
Второй лик или, скорее "крест" — это символ, который обрекаем быть туристическим местом, тонущем в суете, фотовспышках и разговорах…Что ж, у солнца тоже есть светлые и тёмные пятна.
Интересно, что у Толедского собора также есть два отдельных входа — для молящихся бесплатный, но ограниченный пространством и для туристов.
.
Мне пришлось вернуться к собору дважды, так как попала на время перерыва. Но не посетить собор, я не могла. В далёкие восьмидесятые годы, во время моего первого визита в Толедо посещение храмов не входило в экскурсионные программы.
История собора богата событиями не меньше, чем богатое его убранство. Этот изумительный шедевр готического искусства является одним из самых важных религиозных сооружений Испании. А начиналась его история с базилики, которую построили вестготы на древнеримском фундаменте. Затем мавры соорудили на месте церкви мечеть. После Реконкисты мечеть снова стала христианским храмом. Словно символ победы над арабами, её в течение полутора веков не переделывали, лишь сменили полумесяц на крест да поправили внутреннюю отделку.
Бытует и тот факт, что Альфонсо VI после завоевания Толедо обещал сохранить здание в качестве мечети для мусульманского населения города. Но меняются времена и здесь возникает Толедское архиепископство с резиденцией главы испанской церкви, первого кардинала — город превращается в центр испанского христианства.
Король Альфонсо VIII решает построить в Толедо грандиозный храм, закладка которого состоялась в 1226 году. Собор строили три столетия до конца XV века, поэтому здесь смешалось несколько архитектурных стилей от готики до испанского ренессанса и мудехара и к его основным пяти залам, или нефам, пристраивались галерея и часовня. В соборе уже десятки лет шли службы, а строители продолжали возводить купола и башни. А работа над интерьерами Собора Святой Марии продолжалась до конца XVI века.
Со временем окружающие постройки совсем скрыли истинные размеры одного из самых больших в Испании храма. Рассмотреть его боковые фасады сейчас сложно. Открыт для обзора лишь главный, западный фасад, который выходит на Ратушную площадь. Его то мы и смогли рассмотреть.
Над собором возвышается готическая 90-метровая башня-колокольня, на которой висит колокол, который называют "Ла Горда", т.е. толстуха.
Главный фасад создан в XV веке и незначительно перестроен в XVIII веке. Он имеет три портала.
Главный украшен каменной резьбой на библейские сюжеты и носит название Ворота прощения (Пуэрта-дель-Пердон) — по преданию, каждый кающийся, пройдя через эти ворота получал прощение грехов ( может быть поэтому они сейчас и закрыты, чтобы не так просто из грешника стать праведником?). Два боковых портала этого фасада называются Ворота Страшного суда (справа) и Ворота Ада (слева).
Чтобы войти в собор, необходимо купить билет в кассах, которые расположены напротив собора. Здесь же предлагается аудиогид (входит в стоимость билета) на разных языках, в том числе и на русском. Только надо быть готовым оставить в залог любой документ. Путешествуя по Испании, я не раз отмечала наличие русского языка в списке языков аудиогидов.
Посетители в собор проходят через самые новые Ворота Львов (Пуэрта-де-лос-Леонес). Названы в честь львов, венчающих колонны перед входом.
Последую туда и я.
Какое грандиозное величие меня окружает! Я даже забываю включить аудио поддержку и первые полчаса не могу прийти в себя от созданной красоты и потрясающих шедевров. Сделав один круг и вернувшись в начало начинаю спокойное повторное шествие. Хотела написать осмотр, но это слово не передаёт того состояния, когда находясь в храме, происходит слияние душевного волнения и зрительных вибраций.
Я не берусь передать словами увиденное великолепие, а лишь попробую немного поделиться тем, что впечатлило. Интерьер главного храма католической церкви Испании необычайно роскошен и является одним из самых богатых музеев Испании. Здесь каждая его деталь достойна внимательного осмотра.
Как и большинство готических соборов Испании, храм в Толедо трехнефный с большим хором и алтарем. Алтарь — над этим шедевром трудилась целая группа мастеров с 1498 по 1504 годы.
Восхитительное Ретабло с изображением 15 евангельских сюжетов из резного дерева, покрытого золотом можно рассматривать только издалека — вход к нему закрыт искусной ажурной решеткой.
.
Ретабло состоит из семи вертикальных частей.
Под самой широкой частью находится дарохранительница, священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары. А еще здесь расположена усыпальница, ставшая последним пристанищем для первого кардинала и нескольких королей.
Напротив алтаря, в центральной части главного нефа, располагается вход в хоры.
На свободно стоящем в хорах алтаре установлена скульптура Девы Марии XIV века в романском стиле, известная как "Белая Дева" (Virgen Blanca).
Дева Мария свысока рассматривает всех входящих, даря нам свою улыбку и вселяя надежду. Уникальные двухъярусные хоры приковывают моё внимание надолго.
Доступность помещения позволяет рассмотреть потрясающую работу мастеров. По моему, я такого разнообразия в исполнении хоров никогда не видела. По главной оси собора над стеной возведен тимпан — скульптурное завершие.
На хорах справа и слева от центральной оси расположены два органа в ренессансном стиле. Но самое невероятное — это позолоченные деревянные сиденья, для 140 представителей епархии, которые участвовали в заседании церковного совета. Верхний ярус хоров предназначен для высокопоставленных представителей. Ряд ниш с колоннами из красного мрамора выполнен по проекту архитектора Алонсо де Коваррубиаса. Над нишами располагается галерея скульптур из мрамора, изображающих библейские сцены работы Алонсо Берругете и Фелипе Бигарни.
Над сиденьями нижнего яруса установлены доски, на которых вырезано 54 барельефа исторических сцен с рассказом о войне Католических королей с Гранадским эмиратом. Автор — Родриго Алемана (1495 год). Спинки деревянных стульев в красивом кожаном тиснении.
Можно бесконечно рассматривать барельефы на сказочные, мифологические или житейские сюжеты. Один из них — дерущиеся дети))). Или всматриваться в фантастических химер, которые излучают отнюдь не мирный характер, а зачастую имеют устрашающий вид.
Пюпитр в виде орла символизирует единство государства и церкви. На него укладываются произносимые тексты.
Продолжу своё пребывание в соборе, на осмотр которого у меня ушло не меньше чем два с половиной часа. Поэтому могу рекомендовать для его посещения спланировать около трёх часов.
Великолепно украшенные массивные колонны поддерживают свод храма — здесь их около девяноста. Вдоль внутренних нефов тянутся огромные витражи XIV-XVI веков. В здании семьсот витражных окон, через которые внутрь едва проникают разноцветные солнечные лучи.
В XVIII веке были внесены архитектурные изменения — в потолке храма пробито овальное прозрачное окно, свет из которого, словно луч в приглушенной темноте, освещает ещё один потрясающий по красоте и изобилию скульптурных библейских изображений алтарь.
Его называют Транспарент, т.е. "прозрачный" алтарь. Барочная фантазия скульптора Нарсисо Томэ создала необычайное произведение, наполненное светом, громадными фигурами апостолов и евангелистов, херувимами, яркими фресками. Все это резко контрастирует с готической строгостью остальных частей храма, поэтому эта работа вызвала шквал критики.
.
В северной стене собора находятся Ворота часов (Пуэрта-дель-Релох) Название им дал часовой механизм над входной аркой. Второе название ворот — ярмарочные, поскольку они находятся в конце улицы, где в старину устраивались ярмарки. Ворота часов — самый старый портал собора, они созданы в начале XV века. Тимпан портала богато окрашен резьбой, он поделён на четыре части, на которых представлены сцены из земной жизни Христа. Про этот вход, я говорила ранее. Он открыт для молящихся и для тех, кто хочет бесплатно увидеть общий вид интерьера с небольшой площадки.
По сторонам центрального нефа, заканчивающегося главной капеллой, протянулись неповторимые часовни-капеллы, то строгие, то поражающие многообразным барочным декором. Вот, например, одна из них — Капелла Новых Королей была построена как усыпальница королей.
В сокровищнице собора открыта выставка церковной утвари, центром внимания которой стала ценная дароносица из золота, серебра и драгоценных камней массой более 200 кг, созданная в 16 веке мастером Энрике де Арфе. Раз в год на праздник тела и крови Христовых дароносица провозится по улицам Толедо на особой повозке.
Чтобы попасть в ризницу храма, прохожу галерею клуатра (открытого двора) перекрытого готическими сводами. На стенах сохранились фрески, изображающие сцены из жизни святых.
В ризнице храма устроена картинная галерея, где можно увидеть работы Эль Греко, Тициана, Веласкеса, Моралеса, ван Дейка (Святое семейство со спящим ребенком), Рафаэля (Мадонна с вуалью), Рубенса, Гойи и других великих мастеров.
.
Среди бесценной художественной коллекции собора изюминкой является картина "Снятие одежд с Христа (El Expolio) Эль Греко. Выставлены здесь и другие произведения искусства, старинные культовые предметы и церковные облачения,
.украшенные драгоценными камнями.
В Соборе Святой Марии продолжает оставаться кафедра архиепископа Кастилии, территория которой (по делению католической церкви) сейчас охватывает всю Центральную Испанию.
Мне пора возвращаться в суету мирских забот и радостей, при этом постараться навсегда сохранить тот восторг, охвативший меня, как только я оказалась в плену библейских ангелов и Мадонн.
- Адрес:
Cardenal Cisneros 1, Toledo
- Телефон:
34 92-522-22-41
Дешёвый ✈️ по направлению Толедо
- 11 янв 2022, 20:58удалитьВеликолепие неописуемое! И ведь это не просто декор, в каждой детали — смысл, отдельная история.
- 12 янв 2022, 13:39удалитьЭто да! Мастера были не только искусными исполнителям, но и образованными, знающими или ведующими. Это Талант во всем его проявлении!
- 11 янв 2022, 21:09удалитьЗаметка началась с раздельного входа для прагматиков и фанатиков, а закончилась полным единением!
- 13 янв 2022, 01:23удалитьОднозначно!
- 12 янв 2022, 15:26удалитьИрочка, это просто роскошество какое-то! Сплошное великолепие!
- 12 янв 2022, 20:38удалитьСокровищница! Что тут еще скажешь? И как я рада, что память сохранила кое-что из показанного вами из 90-х прошлого века, когда я была там.
Ира, спасибо большое за показ красоты и возможность восхищаться ею! - 13 янв 2022, 01:25удалитьТанюша, и я рада, что возбудила и душевные струны и память!
- 23 янв 2022, 23:11удалитьКрутизна! Нет, я его помню конечно, но не в таких деталях, очень впечатлен!
- 10 июн 2023, 06:41удалитьПотрясающий собор. Грандиозность постройки в сочетании с тщательной отработкой деталей
- 10 июн 2023, 19:39удалитьВот за это люблю королей! Их амбиции и их желания жить красиво оставили нам шедевры