3 февраля 2017. Во время путешествия по Юго-Восточной Азии, нам с Василием предстояло пересечь восточную Камбоджу, чтобы попасть из Вьетнама в Лаос. Путь всего-то 285 км, но так как мы в стране кхмеров впервые, то нам было интересно всё увиденное.
Границу мы перешли пешком и, как оказалось, камбоджийские пограничники уже закрылись 10 минут тому назад. Часть из них играет в волейбол, другие уже собирались уезжать домой. Увидев нас, парни проявили настоящее гостеприимство и были настолько приветливы, что ради нас приоткрыли границу. Один быстро вклеил нам визы в паспорта, а второй отвёз их в офис, чтобы там поставить печати.
До ближайшего города Снуола нас довёз дружелюбный полицейский. По-английски он почти не говорил, но постоянно улыбался и смотрел на нас, не отводя глаз. Поцейский подвёз нас к отелю, где мы встретили таких же мягких и добродушных сотрудников.
4 февраля. Снуол – городок провинциальный и маленький, ничем не привлекательный для туристов, поэтому здесь их и нет. Но местные жители повсюду приветливые, хотя по большей части и живут в откровенной нищете. Вдоль дорог торгуют странной едой. Встречаются жареные тараканы, пауки, мясо собаки. Но, что больше всего меня поразило – это жареные яйца с зародышами цыплят. Фу!
Снуол очень суетливый и грязный. По дорогам ездят смешные грузовики с углём и мешками с различными грузами. Пассажиров перевозят на мотоблоках и битком набитых кузовах грузовиков. И между всеми этими страшненькими средствами передвижения время от времени пролетают на большой скорости современные автомобили, разгоняя всех зевак.
Мы поспешили найти транспорт в сторону Лаоса, но безуспешно. Есть, конечно, развалюхи-микроавтобусы, но они едут редко, долго и битком набиты аборигенами. Решили автостопить и сразу же остановили парня на “форде”. В машине был кондиционер – спасение от духоты. Парень знал немного английский и мы узнали, что он работает в Кратьехе юристом, куда сейчас и направлялся. Мы ехали по равнине с подсохшей зеленью, банановыми деревьями и стадами тощих коров.
Пока мы стояли на окраине Кратьеха и ловили попутку, женщина из соседнего киоска предложила нам стульчики, чтобы мы присели в тени. Какая же это была трогательная картина, когда её симпатичные детки тащили нам стульчики размером с себя! И вообще, здесь рожают много детей.
Машины с кондиционером больше не останавливались, пришлось садиться в битком набитый микроавтобус. Он ехал в Сием Панг, но мы могли выйти в 15 км от границы с Лаосом. Как же долго этот бус тащился, останавливаясь в каждой деревне, а в Стунг Тренге и вовсе заехал на обед. Зато мы увидели жизнь изнутри и встретили много улыбчивых камбоджийцев.
Оставшиеся 15 км до пограничного поста остановить хоть какую-то машину было невозможно, так как ничего туда и не ехало. И мы пошли пешком по этой пустынной дороге. В камышах виднелись убогие дома на сваях, без электричества.
Когда прошли около 2 км и уже устали от жары, справа увидели военное здание и “Land Cruiser” во дворе. Это вселило надежду и я решительно зашёл в здание. Людей там не оказалось, зато под стеной стояли три автомата Калашникова. Я позвал и с заднего двора пришёл пограничник. раздетый до пояса. Он сразу понял нашу проблему и предложил подвезти нас до пограничного поста. И он также, как и все камбоджийцы, встретившиеся нам сегодня, бесконечно улыбался и смотрел на нас.