Спустившись вниз с холма (Холм АНЗАК в честь жертв мировых войн и миротворцев. Ч.42), занялись осмотром сувениров, которые оказались с кусачими ценами, и даже магниток дешевле 5 долларов не нашли.
Мы шли без особого плана, просто гуляли по городу, пользуясь своей интуицией, и она не подвела нас, приведя в Alice Springs Visitor Information Centre. Вход в него был оформлен огромной фотографией пары женщин, одна из которых была белой, другая – аборигенкой.
Висящая на стене карта помогала определить, куда направить свои стопы и насколько это будет далеко.
.
Удивительные открытки на какое-то время отвлекли нас, и мы с воодушевлением попытались их перефотографировать.
.
Одновременно смотрели и слушали краткий ролик, демонстрирующий на экране красоты Централии, начиная от цветов,
диких фруктов
до милых и не очень животных Австралии в целом и в этой части особенно.
.
.
.
.
.
.
Особенно нас потрясли фото красной земли и одинокой красной горы.
Все это нам еще предстояло увидеть, и мы уже были в предвкушении!
Здесь же была целая галерея фоток с изображением аборигенов, чьи лица по-прежнему не вселяли в нас умиления.
.
И вот, поди ж ты, именно белый человек расстроил нас гораздо больше. В одном магазине, когда мы рассматривали красивые банки для круп и захотели сфотографировать полированные бумеранги с гравировкой, на нас зло зашипели и попросили не делать этого.
Нам это сильно не понравилось, и мы быстро покинули негостеприимный магазин.
Я описываю так подробно и отдельным рассказом наши прогулки по Алис-Спрингс, ТОЛЬКО потому что мне хочется передать атмосферу маленького города, затерявшегося в пустыне, жизнь тех, кто задолго ДО европейцев обитал в этих жесточайших условиях и не потерял своего лица ПОСЛЕ. В Красной Централии сошлись два берега – традиционный уклад местного населения и все то, что пришло вместе с белым населением, и это очень важно для понимания их взаимоотношений.
В следующем магазине на нас не обращали внимания, и мы с удовольствием пофотографировали животный мир в реальной жизни и в картинах, как их видели аборигены.
.
.
Вообще надо сказать, что картины местных жителей были яркими, необычными, задевали взгляд, но вот я тогда совершенно не представляла, куда бы можно было повесить такой узор. Тем более что позже выяснится, что любая картина аборигенов всенепременно что-то означала.
Книжный магазин порадовал нас галереей фото, отображающих жизнь бушменов в красной степи.
.
И это были и погонщики скота и огромные фуры, их же перевозящие, а заодно и большегрузы-«пивовозы».
.
Следующим был магазин кожи и замши. Украшением интерьера были…старые стоптанные башмаки, подвешенные почти под потолок.
Интересно было увидеть выделанные шкуры кенгуру, и конечно, национальную гордость – угги из… кенгуру.
На Todd Mall (центральной пешеходной улице города) установлен верстовой столб, содержащий указатели с расстоянием до крупных городов мира, и они впечатляли, реально давая понять, как далеко мы находимся от дома.
Вот под этим столбом разместились аборигенки, торгующие картинами собственного изготовления.
А над ними реяли 2 флага – австралийский с английским флагом в углу и звездами, и аборигенский черно-красный с ярким солнечным кругом в центре. А уж как хороша была надпись под ними: «Горжусь быть австралийцем, горжусь быть аборигеном».
Вот он верх толерантности! Жаль, что некоторые из аборигенов уже несколько деградировали, используя неприемлемую для них еду и питье, а особенно алкоголь. Из-за низкого порога сопротивления, многие аборигены, очень быстро спиваются, и ведут образ жизни, отличный от белого человека, с сопутствующими запахами, драками, жестокостью. Здесь философский вопрос, что было раньше курица или яйцо, означает, что белые пришельцы, вмешавшись в жизнь, туземцев, изменили ее бесповоротно и им теперь это очень и очень не по вкусу. Однако повторюсь, одутловатые личики у них – будьте — нате!
Я, конечно, читала и знала, что аборигены населяют Австралию примерно 50 000 лет, и их жизнь на протяжении этого времени оставалась неизменной, и это подтверждается и сегодня. Живя бок о бок с современными австралийцами, они сохраняют свою древнюю и почти первобытную культуру, и это одновременно и хорошо и плохо. Правда надо отметить, что эта уникальность коренного населения зачастую поддерживалась насильственно, потому что было выгодно, чтобы они оставались отсталой частью населения. К слову сказать, этот загадочный народ юридически уравняли в правах с другими гражданами страны (подумать только!) совсем недавно, в 1967 году. До этого их считали людьми второго сорта, а белое большинство травило их собаками, расстреливало за любую провинность. И уж апофеозом была стандартная забава загнать семейство коренных жителей в воду с крокодилами и наблюдать, как они умирают в страданиях.
Сегодня глядя на эти фото, мне подумалось, как все-таки работают штампы. Некоторая отечность и пористость лиц могла быть вызвана не столько алкоголизацией, сколько ожирением из-за изменения пищевой корзины. В любом случае, эта проблема в ощутимой разнице уровня жизни коренного и белого населения существует не только в Австралии, Африке, есть она и в США и у нас. А к чему это может привести, мы можем видеть уже сегодня.
Справедливости ради, стоит сказать, что Алис-Спрингс все же показался нам вполне энергичным центром в глубинке, с соответствующей индивидуальностью местных жителей и их традиционным искусством, что подтверждает и вселяет надежду на исполнение слогана о гордости быть аборигеном. И этому в городе мы нашли реальное подтверждение — Арт-галерея Мбантуа и традиционные символы в искусстве. Ч44
Продолжение следует...