После осмотра гигантский камней (Шары Дьявола или яйца Радужного Змея? Ч.37), достаю выданный апельсин и наслаждаюсь его сладким вкусом, что за рубежом случается не часто. Особенно невкусными были индийские – трава-травой.
Мы снова едем по Стюарт хайвэю, и вот удивительное дело, обычная дорожная трасса может стать не только основанием для написания рассказа о ее возникновении, но и стать настоящей примечательностью, неким знаковым местом в стране, которое может стать удивительной вехой в путешествии. Здесь интересны даже стоянки и заправки, так много говорящие о стране и ее людях.
За окном дикий буш и красная земля, много битых машин, и Росс затевает игру, кто увидит больше битых машин. Результаты пишет на стекле, нехотя все вовлекаются в эту игру, выкрикивая «car».
Странно то, что битые машины прячутся достаточно далеко от дороги, среди зарослей буша. Через какое-то время интерес сходит на нет, и только наша трещотка время от времени «carкает», заставляя вздрагивать всех остальных попутчиков.
По-прежнему, сидящий рядом с водителем, исполняет функции ди-джея, услаждая наш слух своими любимыми произведениями на большой громкости. Здесь тоже видны термитники, но уже не таких больших размеров. Также видны следы пожаров, но при этом у деревьев слоистая кора обгорает, а само дерево продолжает расти. Удивительно! И поскольку кора светлая, то они неуловимо напоминают наши березки, но на красной почве.
И вот уже позади нас 1289 км от Дарвина, и мы делаем 15-минутную остановку в небольшом поселке Ti Tree. Это ближайший населенный пункт в Алис-Спрингсу, всего в 193 км от него. Район является центром виноградарства и выращивания дынь, потому что здесь круглогодично светит солнце и в избытке подземные воды. Именно здесь мы впервые видим большую урну и над ней настоятельный совет выбросить все фрукты и овощи, имеющиеся с собой.
И все это под эгидой сохранения собственной индустрии овощеводства.
В магазине при автозаправке изучаем плакаты с изображением фауны Централии. Это кенгуру, валлаби, крупнейшая в мире ящерица по типу драконов острова Комодо, и множество змей, включая смертоносных, а также обилие земноводных.
Вот тебе и пустыня!
Богатый на краски, этот район был открыт в ходе освоения дороги с юга на север, которая нынче является автотрассой Стюарт, пересекающей Австралию в юго-западном направлении. В каждой стране имеется основополагающая трасса, в Австралии она носит имя знаменитого исследователя континентальной Австралии, Джона Мак-Доула Стюарта. Он был первым исследователем, который пересек Австралию с юга на север и обратно в 1862 году. Он следовал примерно по маршруту того, что сейчас является шоссе Стюарта, которое простирается от Аделаиды в Южной Австралии до Дарвина на Северной территории. Длина шоссе составляет 2 834 км, и в течение многих лет то, что сейчас называется Стюарт Хайвей, было не более чем колеей рядом с Оверлендской телеграфной линией.
Мы едем в Централию, вторую половину Северной территории. Нас останавливает дорожный патруль и проверяет, все ли пристегнуты. Хорошо, что Росс заранее нас оповестил, что при обнаружении этого нарушения, штраф будет за наш счет. Чтобы чем-то занять нашего весельчака и отвлечь его от очередного запуска оглушающей музыки, мы просим рассказать историю Стюарт Хайвея. Оказалось, что эта дорога была востребована давно, потому что ближайшим для Европы и Азии портом был город Дарвин, ставший ключевым пунктом в северной обороне Австралии. Как в любом порту, его жизнедеятельность была уязвима для вражеских атак, и для поддержания жизненно важного северного порта отчаянно требовался наземный путь снабжения.
Остальные сведения я все же почерпнула в интернете, и они вызвали у меня соответствующую реакцию уважения к первопроходцам и строителям. Итак, что же нам говорит интернет?
«С началом Второй мировой войны правительство Содружества реализовало программу по модернизации существовавшей колеи, благодаря чему грубая дорога была превращена в шоссе за несколько месяцев. К сентябрю 1940 года первые военные конвои начали доставлять людей и припасы в Дарвин. Раненых лечили в полевых госпиталях вдоль маршрута, а рядом с ними хоронили павших».
Такая интенсивная эксплуатация не могла не отразиться на состоянии дороги и к середине 1942 года шоссе Север-Юг начало разрушаться под непрекращающимся грохотом колонн военного транспорта. В том же году было принято решение о ее ремонте, и начался трудовой подвиг австралийских мужчин и женщин, которые творили историю на этой необъятной территории. Подводя итоги, можно сказать, что шоссе Стюарта, «которое пересекает два различных климатических региона и поднимается от центральной пустыни к тропикам через одни из самых суровых природных условий Австралии, является австралийской дорогой, не имеющей аналогов».
Зная и помня это, в ходе езды по шоссе Стюарт, известному в народе как «Трек» или «Битум», стоит почаще вспоминать, что вы путешествуете по стопам мужчин и женщин, которые принесли большие жертвы, участвуя в войне здесь, в далекой Австралии. Сегодня это шоссе можно смело отнести к достопримечательностям Австралии, но не все туристы согласны и отважатся увидеть его собственными глазами, проехав от начала до конца по дороге через пустынную Централию. Нам же посчастливилось проделать незабываемый путь по этой исторической дороге, и я рада поделиться своими впечатлениями.
Чувствуя приближение конца тура, Росс раздает анкеты для заполнения в виде оценки по позициям — качество работы гида, его навыки водителя, удовлетворенность едой и проживанием. Догадываетесь, что мы написали? Мы решили отразить, что нас удивило это австралийское ноу-хау, «два в одном» — гид-водитель. Однако нам не понравилась громкая музыка в дороге, и мы бы предпочли получить больше информации про такую далекую страну, чем слушать болтовню компаньонок Росса, перекрикивающих орущую музыку. Также мы предложили турфирме подумать о печатной информации для тех туристов, кто не очень владеет английским языком и тогда к ним потянутся люди.
Это позднее мы поймем, что все игрища Росс затевал не спроста, таким образом он хотел отвлечься от монотонности езды, чтобы не заснуть и не оказаться на обочине.
Большое количество разбитых машин указывало на такую печальную возможность, а желтые знаки безопасности сообщали необходимые условия езды по этой внешне не броской дороге.
Мы уже почти доехали до долгожданного Алис-Спрингс, но неожиданно сворачиваем с шоссе — Южный Тропик Козерога, делящий страну пополам. Ч.39 Продолжение следует...