Много воды утекло с тех пор, когда мы последний раз посещали Несвиж.
Если предыдущая поездка была спонтанной и имела главной целью посещение резиденции Радзивилов, то на этот раз хотелось посмотреть то, что ускользнуло от нашего взгляда в прошлый раз. Хотя я немного лукавлю. Главной достопримечательностью на сей раз, мы выбрали Несвижский парк. Первая остановка – через 10 километров от дома. Это храм пророка Илии в Адаховщине.
Из записи на церковный фундуш, выданной Львом Одаховским, видно, что церковь существовала в 1610 году. Первое описание деревянной Свято-Ильинской церкви в деревне Адаховщина имеется в документах Визитов униатских церквей Минского и Новогрудского соборов 1680-1682 гг., хранящихся в Национальном историческом архиве Беларуси. Церковь была построена на средства господ Одаховских.
Из открытых источников узнаём: «Согласно описанию 1864 года, в селе Адаховщина имелась Свято-Троицкая церковь, четвертого класса деревянная церковь. При ней имелись приписная Крышынская церковь и кладбищенская деревянная часовня. В описании церквей и приходов Минской епархии 1879 году упоминается деревянная Свято-Ильинская церковь, построенная в 1866 году на средства правительства, четверти версты от деревни».
Не знаю, почему, но меня всегда привлекали храмы наших душ. И не важно, где они расположились, большие они или маленькие, деревянные или из кирпича и бетона. Церковь, которую мы можем увидеть в настоящее время, была построена в 1996 году.
А мы продолжаем свой путь и делаем небольшую остановку в агрогородке Снов. Очень хочется увидеть Дворец снов или Сновский дворцово-парковый ансамбль Рдултовских. Однако красивое название дворца, так и осталось красивым названием. Строгая тётечка на проходной запретила нам проход на территорию комплекса. Осталось только довольствоваться фотографией из-за забора.
Через 20 километров мы уже паркуем машину возле костёла «Божьего Тела» в Несвиже.
Рядом с костёлом находится памятник Симону Будному – церковному реформатору Речи Посполитой.
Одним из его основных достижений является переписывание Нового Завета со своего рода адаптацией для современников в виде комментариев.
Ну а мы с вами отправляемся в сторону Несвижского замка.
Особенность Несвижа заключается в том, что здешние парки, которые существовали с конца XVI в., прошли все этапы садово-паркового искусства: итальянские сады, французские регулярные английские пейзажные парки. Насегодняшний день зелёный ансамбль включает в себя 5 парков: Замковый, Старый, Японский, Английский, Марысин. Их общая площадь составляет 66 гектаров. Мы с вами посетим Старый парк, о котором я вам расскажу подробнее.
Старый парк был местом активного отдыха хозяев замка. Здесь была сделана беседка, которая использовалась как солярий, теннисный корт. На Выставочной поляне организовывались сезонные выставки цветов, овощей, фруктов.
Сегодня особенностью этого парка является обилие скульптур, которые появились относительно недавно. Первой нас встречает Ундина.
В этом месте на поверхность выходило несколько горячих ключей, которые не замерзали даже зимой. Один из них был огорожен камнями. Так появился «Колодец Ундины».
По преданиям, ундины — духи прекрасных молодых женщин, совершивших самоубийство из-за несчастной любви. Они выходят из водной синевы и своим чудесным пением и неповторимой красотой привлекают мужчин. Ведь по легендам, если русалка сможет родить ребёнка от земного мужчины, то к ней вернётся её бессмертная душа.
Пройдя по Горбатому Мостику,
мы отправляемся в гости к ещё одной загадочной женщине, к «Чёрной Даме».
Она установлена в честь Барбары Радзивилл. Несвижская легенда гласит, что женщина была отравлена своей свекровью и умерла в самом расцвете лет. И еще рассказывают, что призрак Черной Дамы (или Панны) иногда появляется в замке Радзивиллов и что его последний раз видели в 2002 году.
Рядом расположился ещё один памятник – памятник борзой собаке.
На памятнике стоит дата «1896». Собака передними лапами упирается в лавровый венок, а на шее у неё — медальон с гербом рода Радзивиллов.
Рассказывают, что однажды князь Антоний Радзивилл охотился, и на него напал раненый им медведь. Но в этот страшный момент одна из своры собак бросилась на зверя. Ей удалось отвлечь внимание хищника от человека, и это спасло князя от смерти.
Ещё к одной замечательной скульптуре мы подошли после небольшого дождя.
Скульптура мальчика с дудочкой, за спиной которого стоит фигура Ангела-Хранителя, навеяна распространённым в белорусских преданиях образом юного музыканта.
Капли дождя, словно слёзы мальчика, который в тяжелых жизненных обстоятельствах ищет свою долю.
Данная скульптура — это образ литературного героя из "Сымона-музыки", одного из известных произведений народного поэта Беларуси Якуба Коласа.
Мы продолжаем свою прогулку по Старому парку.
Конечно, не обошлось здесь и без трагедии. В октябре 1941 года фашисты расстреляли на этом месте более полутора тысяч евреев.
Следы трагической Великой Отечественной войны остались в нашей стране повсюду.
На Выставочной поляне, чуть севернее замка в начале 19 века был посажен экзотический для Белоруссии того времени канадский тополь. Он и стал центральной точкой, вокруг которой впоследствии образовался Старый парк. До 1930-х годов существовал обычай проводить в этом месте весёлые ярмарки. Но весной 2005 года мощный порыв ветра повалил могучее старое дерево, и через 4 года там поставили, наверное, единственный в Белоруссии памятник дереву.
Рядом стоит памятный камень на котором написано, что тополь был первым деревом при посадке парка.
Рядом стоит ещё один необычный памятник.
Солнечные часы были частым украшением европейских парков, также они выполняли важную функцию указания точного времени.В 1993 году, в честь 115-летия основания парка, на Выставочной поляне была установлена копия солнечных часов.
А мы с вами выходим на берег Дикого пруда.
Название "Дикий" не должно вводить вас в заблуждение.Пруды в усадьбе Радзивиллов появились в результате напряженного труда итальянских архитекторов, призванных Николаем Радзивиллом Сироткой в 1583 году для строительства замка.
В детстве я часто ездил с отцом на Волгу. Выйдя на берег Дикого пруда, перед глазами мелькнула ностальгическая картинка из прошлого и на память пришли строчки из уже забытого стихотворения:
«Время уходит, но нам остаётся память,
И её не отнять, и уже никому не убить,
Она возвратит нам всё то, чем мы раньше дышали,
И снова вернёт, без чего не могли раньше жить…»
Пройдя по берегу озера, мы вновь заходим на территорию Старого парка. Перед нами аллея памяти, где можно увидеть шесть установленных бюстов людей, связанных с историей города Несвиж.
Томаш Маковский. Информация о жизни выдающегося рисовальщика, гравёра и картографа начала XVII столетия Томаша Маковского, которой мы располагаем в настоящее время, крайне немногочисленна и отрывочна. Даже годы жизни Маковского большинство источников указывают лишь приблизительно, относя к периоду последней четверти XVI – первой четверти XVII века. Главной работой Томаша Маковского принято считать его участие в создании первой крупномасштабной (1:1 300 000) карты Великого княжества Литовского, известной по амстердамскому изданию 1613 года, инициатором изготовления которой был князь Николай Христофор Радзивилл.
Владислав Сырокомля. Поэт, краевед, переводчик, историк литературы. Его литературный дебют состоялся в 1844 году, когда в виленском журнале «Атенеум» было напечатано его стихотворение на польском языке «Почтальон». Именно оно, переведенное позже на русский язык Леонидом Трефолевым, стало популярной русской народной песней «Когда я на почте служил ямщиком».
Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич). Белорусский советский писатель, драматург, поэт и переводчик, общественный деятель. Один из классиков и основоположников новой белорусской литературы Народный поэт Белорусской ССР, академик Академии Наук Белорусской ССР, член Союза Писателей СССР, заслуженный деятель науки Белорусской ССР.
Трудами Джованни (Яна) Мария Бернардони (1541—1605) возведен несвижский костел Божьего Тела — первый памятник барокко в Восточной Европе. К великому сожалению, не сохранилось портретного изображения знаменитого архитектора, и скульптор Сергей Гумилевский, отталкиваясь от собственных представлений о творческом и жизненном кредо зодчего, создал образ сильного, целеустремленного человека.
Николай Христофор Радзивилл (1549 – 1616) по прозвищу «Сиротка» – пожалуй, самая известная и популярная личность знаменитого белорусского рода, из которого вышли десятки выдающихся исторических деятелей.
Прозвище «Сиротка» дал Николаю Христофору король Сигизмунд Август. Согласно преданию, описанному в семейной хронике, однажды родители совсем еще маленького наследника взяли с собой на бал в королевский дворец. Там во время праздника король и нашел в одном из покоев своего замка плачущего ребенка, которого оставили без присмотра. Сигизмунд Август приласкал его и назвал «маленьким, всеми забытым сироткой». Так прозвище и закрепилось за мальчиком на всю оставшуюся жизнь, с ним он вошел в историю страны.
Юрий Несвижский. С этим князем-участником битвы нареке Калка 31 мая 1223 года, ранее связывали первое упоминание города Несвиж, однако, эта версия была опровергнута историками и отсчет своих лет город ведет с 1446 года. И, тем не менее, мы можем наблюдать этот бюст, установленный в Старом парке.
«История – очень загадочная наука», — размышлял я, фотографируя этот бюст. Русский князь, пришедший защитить эти земли от татаро-монгол, для того, чтобы впоследствии образовалось Великое Княжество Литовских, Русских, Жемойтских и других земель, которое впоследствии и станет главной вражеской силой, противостоящей ведущему центру объединения русских земель – Московскому княжеству. Абсурд какой-то. На фоне этого замешательства мы вдруг услышали крик викингов.
Дальше разбираться в хитросплетениях древней истории уже не было никакого желания.
Единственное, что хотелось, так это немного рассказать вам о Храме Вознесения Господня.
Этот храм очень молодой. Его строительство началось в 2015 году.
Храм был освящен 3 июля 2016 года Почетным Патриаршим Экзархом всея Беларуси митрополитом Филаретом и епископом Слуцким и Солигорским Антонием.
Принадлежит он Слуцко-Солигорской епархии Минской Митрополии Белорусской Православной Церкви.
Вот так у нас получилось в этом путешествии. Первый и финальный аккорд был посвящён духовным местам нашей замечательной страны. Может быть, так совпало, а может кто-то свыше проложил нам этот путь.