Озеро Маджоре (Lago Maggiore) в ряду пяти знаменитых альпийских озер северной Италии хоть и занимает второе месте по площади, но по живописности и разнообразию окружающей местности, обилию достопримечательностей оно, пожалуй, первое. Хотя на вкус и цвет…
Ведь другие озера этой великолепной альпийской пятерки – Гарда (самое большое из них), Изео, Лугано и Комо – тоже чертовски привлекательны. На каждом из них в разные годы я оставил не только свои следы, но и «сердца частицу». (Подумалось: и в каких только краях я не оставлял частицы этого органа, и что же от него осталось?)
Озеро Маджоре не было целью этой поездки, но оно оказалось на пути следования из аэропорта Мальпенса в знаменитый швейцарский курорт Церматт, так что проехать мимо и не «омыть сапоги» в таком примечательном озере было никак нельзя. И конечно же для двухдневного проживания на берегу самого красивого озера был выбран самый привлекательный городок — Стреза. С чьей-то легкой руки его даже прозвали «королевой озера Маджоре». Однако в самом городе ничего королевского я не увидел. Разве что пятизвездочный Grand Hotel Des Iles Borromees,
и скульптуры в прилегающем к отелю парке.
«Ах, оставьте этих глупостей!»
Что за персонаж выходит из кустов на следующей фотографии, что он замышляет и что за книга лежит перед ним – осталось загадкой.
Красиво и пафосно! Это я еще внутрь отеля не заходил. «Почувствуйте себя знаменитостью благодаря великолепному сервису в Grand Hotel Des Iles Borromees!» — призывает booking.com.
Подумал: а оно мне надо? Папарацци набегут, желтая пресса одолеет, девицы покоя не дадут, да и без телохранителя шагу не ступишь. Нет, уж лучше я в обличье безвестного европенсионера поселюсь в скромном трехзвездочном отеле. Выбор пал на отель со звучным названием Lido la Perla Nera (Черный Жемчуг). Выбор оказался на редкость удачным. Рядом с отелем расположены пристань и нижняя станция фуникулера, тут же выход на променад, ведущий к центру Стрезы. К тому же комната в отеле оказалась с прекрасными видами на озеро и остров Изола Белла с дворцами и садами,
а с другого балкона можно любоваться горой Моттароне, на вершину которой протянута канатная дорога.
На противоположном берегу озера тоже есть, на что глаз положить. И даже оба глаза.
Гора Monte Sasso del Ferro,
к вершине которой вас доставит фуникулер с оригинальными кабинками. Если кто-то пожелает почувствовать себя другой знаменитостью — Бабой Ягой – добро пожаловать в ступу! Для любителей экстрима рекомендую.
Вот что пишут про Стрезу путеводители. «На островах архипелага Борромео (Isole Borromeо) вас встретят красивейшие дворцы и сады. На высоте 800 метров над городом Стреза раскинулся Альпийский ботанический сад (Giardino Botanico Alpino), откуда можно подняться на вершину горы Моттароне (Mottarone). На восточном берегу озера расположен монастырь в скале XIII века – Санта Катерина дель Сассо (Eremo di Santa Caterina del Sasso)». Так что назвав Стрезу королевой озера, явно погорячились, так как гораздо больший интерес представляют ее приближенные. Сама королева не особо впечатлила. Без лишних слов и подробностей тех или иных достопримечательностей и связанных с ними именами знаменитостей выложу лишь фотографии увиденного (в порядке посещения).
1. Гора Моттароне.
Нижняя станция фуникулера оказалась буквально через дорогу от отеля. На фотографии, сделанной из кабины фуникулера, запечатлено главное здание отеля и за ним корпус с яркой красной крышей (сам покрасил), где располагался мой номер.
«Самолет поднимается выше и выше, и моторы на взлете протяжно ревут…
А внизу еще ясно виднеются крыши,
И под каждою крышею люди живут…».
Это вспомнилась песня Анатолия Королева, весьма популярного в начале семидесятых годов и к сожалению рано ушедшего со сцены, а потом и из жизни.
Тут я добавлю свои уличные фотографии, сделанные днем позже здесь же, но с тротуара, чтобы вблизи оценить «королеву озера». Найдите автора на этой фотографии.
Канатная дорога на Моттароне с двусторонним движением, встречные кабинки летят полупустые.
Станция пересадки на высоте 1385 м. Здесь можно прогуляться, рассмотреть открывшиеся виды, перекусить в кафе на террасе, зайти в церковь, что видна на возвышении.
И здесь наши одуванчики! Руссо туристо завезли?
Церковь носит имя Мадонны Снежной (Chiesa della Madonna della Neve).
Вау! «Святое Семейство» кисти местного экспрессиониста?
Кто-то всегда непроизвольно начинает считать вагоны проезжающего мимо поезда, я стал считать пальцы на картине. Пальцы художнику удались!
На противоположной стене висит картина «Оплакивание Христа». Судя по тщательно прорисованным пальцам персонажей, полотно кисти этого же художника. Причем их там больше, чем на первой картине. Однако мрачноватая картина, фотографировать не стал, воспользовался чужой.
Хорошая задумка: церковь и художественная галерея в одном флаконе.
Продолжение подъема — на кресельном подъемнике.
На вершине Моттароне: высота 1492 м.
Хоть это и не восьмитысячник, да и я никакой не альпинист с ледорубом, но всё равно вспоминается Владимир Высоцкий:
«Весь мир на ладони — ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем
Другим, у которых вершина еще впереди».
И не только другим, но и себе можно позавидовать – ведь через пару дней после Стрезы впереди по плану еще одна вершина — Горнерграт (3089 м).
Виды сверху всегда завораживают. Даже детей.
А уж для детей здесь чуть ниже целый парк развлечений и аттракционов. Вот один из них. Не рискнул — уж слишком взрослый.
Тем более пора уже вниз. Vivat Italia!
P.S. Я поднимался на Моттароне 28 июня 2018 года, а 23 мая 2021 года здесь произошло это. Не знаю теперь, воспользуюсь ли я еще где-нибудь этим видом транспорта?
2. Дворцы и сады острова Изола Белла.
Этот остров второй по величине в Борромейском архипелаге, но самый богатый по содержимому. Дворцы, музеи, памятники и скульптуры, ботанический сад с диковинными растениями. Благостную картину дополняют расхаживающие по дорожкам полные достоинства павлины, охотно расправляющие свой хвост перед направленными на них фотокамерами и смартфонами.
Пользуясь моментом, к павлиньей кормушке примазались на халяву воробьи и утка.
Пообщался с птичкой тет-а-тет. Нашли общий язык.
Во дворцах особо не задерживался, пробежал, сделав пару-тройку кадров без комментариев. Хотя возле этой мраморной фигуры как же не задержаться и не прокомментировать? Но воздержусь.
Этот древний мыслитель как бы предупреждает нас: «Он не сделал прививку и был антимасочником!»
Уголок ботанического сада.
3. Монастырь Святой Екатерины «в скале» (Eremo di Santa Caterina del Sasso).
Считается, что основателем монастыря был преподобный Альберто Безоцци из городка Ароло, который, счастливо избежав гибели во время кораблекрушения, дал обет святой Екатерине и жил в гроте рядом с будущим монастырем до конца своей жизни. Молодец Альберто: пацан сказал – пацан сделал! Сегодня это национальный памятник и, выражаясь современным языком, служит «заманухой» для туристов. Заманил и меня.
Попасть в монастырь можно не только с озера, но и сверху, спустившись по лестнице. Наверху есть парковка.
А можно воспользоваться лифтом в шахте, прорубленной в скале.
Монастырь давно уже не действует, но что-то от монахов сохранилось. Пресс для отжима оливок, которым пользовались монастырские отшельники.
Естественно у монахов было где и помолиться: церковь Святой Екатерины.
В церкви инсталляции и витражи на библейские темы.
А здесь бедолага Безоцци дает обет Св. Екатерине.
Когда группа туристов покинула церковь, словно по заказу зазвучала музыка. Переключил камеру в режим видеозаписи и под церковный хор заснял этот неожиданный перфоманс.
Обнаружил, что я здесь не один, и одновременно со мной здесь задержалась еще одна блондинка с профессиональной камерой. И… бывают же в жизни такие совпадения! Блондинка оказалась русской, хотя и приехала сюда из Парижа. Далее в разговоре выяснилось, что у нас есть общий знакомый, проживающий в Петербурге и часто наезжающий в Париж. И этот знакомый — мой родственник, и отнюдь не далекий. Впрочем, вероятность таких встреч не так уж и мала в нашем тесном мире.
До следующего катера еще оставалось время и я решил подняться на вершину обрыва по лестнице. Однако там ничего интересного не обнаружилось. Не было там и смотровой площадки. Наверно не рискнули ее сделать, помня о событии 1640 года, когда на монастырь обрушилась часть скалы. Вернулся к пристани той же дорогой.
Блондинка со штативом (ее имя уже не помню), направив на меня видеокамеру, помахала на прощание рукой,
В ответ я тоже взмахнул рукой и лег на обратный курс в Стрезу, фотографируя прибрежные пейзажи.
Катер однако направился не в Стрезу, а к близлежащему острову. Воспользовавшись представившейся возможностью, совершил незапланированную высадку. Но это уже не такой раскрученный туристический объект, как Изола Белла, а судя по названию, просто рыбацкая деревня (Isola dei Pescatori) с узкими улочками, подобными этой.
Делать там было нечего, разве что рыбки у рыбаков купить, да с пивком посидеть за столиком, любуясь видом на озеро и на остров Изола Белла, на котором был вчера.
Третий (и самый большой) остров Борромейского архипелага — Isola Madre — оставил на будущее. И еще парочка кадров на долгую память, сделанных на улицах Стрезы с представителями местного населения. (Согласие на публикацию их лиц получено).
И прощальный ночной взгляд на остров Изола Белла.