90 материалов по 40 объектам, 967 фотографий
- GPS
- Италия, Via Palazzo di Città, 4, 10122 Torino TO, Италия
- 390114361527
- www.sanlorenzo.torino.it/index.php/it/
Церковь Сан-Лоренцо-шедевр Гварино Гварини. Ангелы и демоны
Это и есть церковь Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) — неприметная снаружи, не имеющая, в отличие от привычных нам храмов, фасада. Вход в неё выглядит как у обычного дома, даже не дворца, но то, что вы увидите внутри, поразит ваше воображение!
История её возникновения относит нас к середине 16 века. В августе 1557 года во Фландрии произошло сражение между Габсбургами и Валуа, в которой герцог Савойский Эммануил Филиберт и его двоюродный брат, король Испании Филипп II наголову разбили французов, оно сыграло важную роль в завершении войн Италии 16 века. Произошло это в День святого Лаврентия.
Фото из интернета
Оба правителя дали обет, что в случае победы воздвигнут в своих странах храм, посвящённый этому святому. Филипп Испанский сразу же приступил к строительству монастыря Эскориал, а вот герцогу Савойскому пришлось подождать, пока по договору ему не вернутся савойские территории, включая Турин. Как только это случилось, он сразу же приступил к строительству церкви Сан-Лоренцо, вернее реставрации, стоявшей на этом месте часовне Santa Maria ad Praesepe, после чего она была заново освящена в честь святого Лаврентия. Именно здесь была впервые выставлена плащаница, до её переноса в собор Иоанна Крестителя. Здание часовни сохранилось, это прямоугольное помещение перед входом в основную часть нынешнего храма.
И только через сто лет был заложен первый камень здания, которое мы видим сегодня, оно стало творением гениального Гварино Гварини, который прибыл в Турин в 1666 году, по приглашению Карла Эммануила II, и вскоре приступил к работе, хотя вначале над проектом работали два других архитектора.
Храм был освящен уже в 1680 году, в присутствии всего Савойского двора. Мессу проводил сам Гварино Гварини, бывший еще и священником из ордена театинцев, собственно для этого ордена и строилась церковь.
Фото из интернета
Так кто же такой Гварино Гварини (Guarino Guarini) (1624-1683) — ярчайший представитель пьемонтского барокко. Молодые годы он посвятил карьере священника, а также занятиям архитектурой. Этот разносторонне одаренный человек был не только зодчим, но также теологом и священником, инженером и автором трактатов по математике и философии.
Гварини много путешествовал, преподавал, работал архитектором, изучал старинную архитектуру, писал научные труды, осуществлял собственные строительные проекты в крупных городах Европы, которые, к большому сожалению, не сохранились, но остались их чертежи и фотографии.
В своих работах он опирался на блестящее владение геометрией, что позволяло его творческой фантазии создавать сложные пространственные образы.
В период с 1667 по 1683 год в Туринеи им были построены самые красивые дворцы и церкви, в том числе капелла Святой Плащаницы (Сакра-Синдоне), дворец Кариньяно, дворец Академии наук и загородный замок Раккониджи, церковь Сан-Лоренцо. Именно она является наиболее известным и значимым для архитектуры барокко творением Гварини. Постройка имеет фундаментальное значение в истории европейской архитектуры 17 века.
Итак, архитектура церкви Сан-Лоренцо. Как уже говорилось необычность её в том, что она не имеет фасада. Главный вход в церковь обозначен глухой аркой, украшенной барельефом с изображением ангела.
Кажется, что зодчий специально хотел скрыть красоту и необычную геометрию пространства от множества любопытных глаз. Хотя есть и другие предположения на этот счёт — первое, это всего лишь следствие банальной нехватки средств, а архитектор Гварини видел для своего проекта роскошную внешность изнутри здания, второе — архитектору пришлось отказаться от изящного фасада, чтобы не нарушать строгих линий и выверенных пропорций площади Кастелло, на которой находится церковь Сан-Лоренцо.
Купол церкви Сан-Лоренцо отлично вписался в ансамбль площади. Считается, что его конструктивное решение является принципиально новым этапом в развитии архитектуры. По своим пропорциям его обширные размеры сопоставимы с объемом основной части церкви, а неординарное конструктивное решение стало радикально новым этапом в развитии туринской архитектуры.
Нижняя часть купола состоит из восьми вогнутых граней с овальными окнами, второй ярус купола образует пирамиду арок с круглыми окнами, третий ярус опять восьмигранный, но окна в нем уже прямоугольные и завершает все это купол-фонарь.
Фото из интернета
На плане церкви в разрезе наглядно видно многократное повторение мотива купола.
С помощью этого приема Гварини чисто архитектурными средствами создает иллюзию бесконечной перспективы, которая поражает, если смотреть на купол из интерьера снизу. Кажется, что вся конструкция, особенно фонарь, парят в воздухе. Гварини использовал хитрый трюк: он спрятал четыре несущие каменные арки между большим подкупольным кольцом и наружной стеной, сделав для маскировки "ложную" внутреннюю конструкцию, чисто декоративного характера.
Если снаружи всё скромно, то интерьеры церкви поражают своей необычностью и ослепительной роскошью.
Войдя с площади Кастелло внутрь церкви Сан-Лоренцо, вы оказываетесь сначала в капелле Богоматери Скорбящей (Cappella dell'Addolorata), это помещение бывшей старинной часовни Santa Maria ad Praesepe. В алтаре, спроектированном барочным архитектором Бернардо Виттоне, находится деревянная композиция "Оплакивание Христа Богоматерью", выполненная скульптором Джованни Тамоне в 1870 году.
К алтарю ведет так называемая Святая Лестница (Scala Santa), построенная по проекту того же Виттоне в память о первой демонстрации плащаницы в Турине. По центральной части лестницы можно подниматься только на коленях. Верующие, которые преодолевают эти 12 ступеней на коленях, читая при этом молитву, получают отпущение грехов.
Переступив порог непосредственно церкви, сразу же понимаешь, что находишься в особенном месте, оно небольшое, но невероятно насыщенное.
Внутренние стены храма, образуют стороны восьмигранника, они, то выпуклы, то вогнуты и формируют сложный рисунок, создавая архитектурную связь с расположенными выше элементами. Гварнини отказался от традиционного латинского креста в плане церкви. Вместо этого он спроектировал внутреннее пространство как большой восьмигранник. Кажется, что многочисленные колонны из цветного мрамора, пилястры и алтари кружатся вокруг в хороводе.
Очень много лепных украшений. Особую ценность представляет главный алтарь, датируемый 1680 годом. Переплетающиеся геометрические фигуры из разноцветных камней, инкрустированные мраморные панели, витые колонны, герцогские ложи, решетки из позолоченного дерева — всё это демонстрирует необычайно богатую творческую фантазию Гварини. На стене картина художника Антонио Франческини конца 17 века, изображает святого Лаврентия с символами его мученичества.
На куполе пресвитерия изображен святой Лаврентий в окружении ангелов.
Фото из интернета
Под ней расположен барельеф работы Тандардини, на котором мы видим, как герцог Савойский Эммануил Филиберт приносит обет во время битвы при Сен-Кантене, в День святого Лаврентия. По бокам от алтарной картины и витых колонн установлены скульптуры Амадея IX Савойского благочестивого человека, причисленного к лику блаженных и Маргариты Савойской — эта представительница Савойского дома, овдовев, стала доминиканкой, помогала больным и бедным и позже также была причислена к лику блаженных.
Алтарь увенчан рельефным гербом Савойского дома и изображением всевидящего Божьего глаза, вписанного в треугольник, символ Троицы.
В гранях восьмиугольника размещаются восемь капелл с боковыми алтарями, которые богато декорированы и посвящены различным святым.
Справа от входа расположена капелла Распятия, спроектированная Гварино Гварини, а алтарная картина "Распятия Христа" выполнена иезуитом и известным художником эпохи барокко Андреа Поццо. Нижняя часть алтаря представляет собой барельеф, изображающий ангелов, которые держат Туринскую плащаницу (в память о том, что плащаница после прибытия в Турин сначала присутствовала тут, в бывшей герцогской часовне). По бокам алтаря стоят фигуры Ангела-хранителя и архангела Михаила.
Следующий боковой алтарь посвящен святому Каетану Тиенскому .Он создан по проекту итальянского архитектора Бенедетто Альфьери в середине 18 века. Она отделана многоцветным мрамором, выложенным в узоры. По бокам установлены статуи святого Антония Падуанского и святой Розы Лимской, первой католической святой Латинской Америки (к ней приходят за помощью молодые пары, испытывающие трудности).
С этой же стороны находится капелла Богоматери или капелла Непорочного зачатия, созданная по проекту Гварино Гварини при поддержке принцессы Луизы Кристины Савойской, сестры Карла Эммануила II, этим она хотела почтить память своего супруга (который также являлся ей ещё и дядей) Мориса Савойского, скончавшегося вскоре после свадьбы.
Алтарная картина кисти болонского художника Доменико Мария Муратори изображает Деву Марию в окружении членов Савойского дома, причисленных к лику блаженных.
В куполе капеллы имеется отверстие, и когда в него проникает солнечный луч от купола, он освещает фреску с образом Бога Отца, благословляющего мир. Увидеть это можно только два раза в году в период весеннего и осеннего равноденствия, в течение нескольких минут около полудня. Знания математики позволяли архитектору удивлять прихожан.
Но если направить луч большого фонарика на это место, то можно увидеть этот феномен в любое время.
Напротив капеллы Непорочного зачатия находится капелла Рождества. Задумана она была Гварино Гварини, а создал её его друг Антонио Беттини в 1677 году. Алтарная картина "Рождение Спасителя" является работой Пьетро Дюфура. Над алтарной картиной находится скульптура Вознесения Богоматери в мандорле, сплетенной из цветов и фруктов. Наконец, по бокам алтаря стоят скульптуры святого, Иоанна Крестителя и Марии Магдалины.
Вторая слева капелла Благовещения, создана по проекту Гварино Гварини в 1682 году. Её украшением является мраморная скульптурная группа работы Джузеппе Мария Карлоне, изображающая Деву Марию и архангела Гавриила. По бокам капеллы установлены скульптуры святого Маврикия (командовавшего Фиваидским легионом, солдаты которого были замучены римским императором Максимианом в 286 году) и святой Агнессы Римской, принявшей обет безбрачия и казненной в юном возрасте.
Все куполы капелл украшены шестиконечной звездой, она является одним из фирменных знаков Гварино Гварини. Под этим подразумевается, что Бог сотворил человека на шестой день.
Между капеллами Рождества и Благовещения находится кафедра проповедника (1748), вырезанная из цельного куска орехового дерева туринским скульптором Стефано Мария Клементе.
Над входом церкви находится орган, помещённый в корпус из позолочённого дерева, выполненный в 18 веке монахом Амедео Ботто. На самом его верху фигуры музицирующих ангелов и призыв "Хвалите Господа на струнах и органе". Ниже, по обеим сторонам от входа, стоят скульптуры святого Каетана Тиенского одного из основателей ордена театинцев, и святого Андрея Авеллино, члена этого ордена и друга Карло Борромео.
Архитектуру Гварини называют "созданной из света", и действительно зодчий виртуозно использует эффекты светотени, в чем ему помогают многочисленные окна. Льющийся из них свет приобретает значение Божественного света, символа Абсолюта.
Этот приём использован и в церкви Сан-Лоренцо. В нижней части храма окна отсутствуют, здесь достаточно темно. Этот уровень олицетворяет земную, смертную жизнь человечества. Глядя вверх первый свет, видим из четырёх арочных окон, которые символизируют четыре элемента природы: воды, воздуха, земли и огня. Если теперь наш взгляд продолжит движение по вертикали, то мы увидим, что купол становится всё более светоносным стремясь к Абсолюту.
Между окнами расположены фрески, изображающие четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна с их характерными символами: Матвей — ангел, Марко — лев, Лука — вол, Иоанн — орел.
Повсюду в архитектуре церкви Сан-Лоренцо присутствует восьмигранник. Восемь овальных окон, чередующиеся с восемью колоннами, ребра которых пересекаясь, образуют восьмиконечную звезду, которая создает правильный восьмиугольник, ограничивающий красивый яркий цветок с восемью лепестками, а по кругу располагаются ангелы.
Число восемь здесь тоже не случайно, оно занимает особое место в христианской символике и служит символом новой жизни, обновления и воскрешения, начала вечности.
.
В церкви более 400 фигурок ангелов, они везде, куда ни посмотришь, на фресках, в скульптурах. Они все разные, вы не найдете одинаковых, у каждого ангела свое лицо.
Фото из интернета
В самой высокой точке сооружения — фонаре, расположенном на высоте почти 50 метров, — Гварини изобразил голубя, символ Святого Духа. На полу храма ему соответствует восьмиконечная звезда, повторяющая мотив восьмиугольника.
Но, помимо умиротворяющих картин, глядя снизу на купол, при определенном ракурсе, кажется, что ребра свода складываются в гигантское лицо с ехидным оскалом, наблюдающее за происходящим сверху. Это грозное лицо повторяется на куполе восемь раз, и оно имеет один общий глаз, с другим. Выглядит это чудовищно и демонически. Некоторые видят в этом образ самого дьявола.
"Возможно, этот остроумный и мудрый дизайнер хотел сказать нам, что нет света без тьмы, нет добра без зла и что только тогда, когда оно в состоянии выйти за пределы внешнего вида вы осознаете"двойственность" мира, понимая, что он все равно един".
Войдя в церковь, обратите свое внимание на помещение, расположенной с правой стороны. Именно здесь находится музей, посвященный знаменитой Туринской плащаницы.
- Адрес:
Via Palazzo di Città, 4, 10122 Torino TO, Италия
- Дополнительная информация:
Открыта для посещения с понедельника по пятницу с 7:30 до 12:00 и с 16:00 до 19:00, в субботу — с с 7:30 до 12:00 и с 15:00 до 19:15, в воскресенье — с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 19:15.
Храм действующий, богослужения проходят с понедельника по пятницу в 8:00, 18:30 и 19:00, в субботу — в 8:00 и 18:30, в воскресенье — в 9:30, 11:00, 12:00 и 18:30. - Телефон:
390114361527
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Турин
- 31 июл 2021, 22:10удалитьЦерковь роскошная!
А демоническая физиономия устрашающая! - 1 авг 2021, 10:35удалитьНина, спасибо за экскурс в историю, так великолепно иллюстрированный фотографиями и рассказом.
Особое спасибо за схему, которая может пригодиться любому из нас, попавшему в эту церковь.
Двойственность мира, добро и зло, ангелы и демоны — ох уж это вечное противостояние... - 1 авг 2021, 14:40удалитьИстория церкви интересна с самого своего основания, как и она сама.
Двойственность мира, добро и зло, ангелы и демоны — ох уж это вечное противостояние. Добро и зло ходят рядом! - 1 авг 2021, 15:49удалить
marlisнаписала 1 августа в 16:10
Великолепная церковь!
Я в ней "зависла"! - 2 авг 2021, 12:42удалитьРоскошь, красота- такое не часто встретишь в церкви.
- 2 авг 2021, 13:47удалитьИ другие церкви бывают роскошными, но нет в них того «Света», который есть в этой.
- 8 авг 2021, 17:19удалитьПочти каждая церковь в Италии имеет свою богатую историю. А эта в особенности! Мне Турин запомнился как город, когда мы его посещали не было времени ходить по церквям и музеям, беру на заметку на следующий визит!
- 9 авг 2021, 09:18удалитьЯ, в последнее время, тоже больше уделяю внимание городу, но мимо этой пройти никак нельзя! Обязательно посетите!
- 13 сен 2021, 19:57удалитьКак неожиданно — скромный фасад и роскошное внутреннее убранство! Браво архитектору!