1545 материалов по 1 539 объектам, 55 649 фотографий
- GPS
- Россия, Лужнецкий проезд, 2
На Новодевичьем. Продолжение
Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938) — величайший оперный певец (бас), добившийся всеобщего признания и мировой славы. Первым в нашей стране получил звание Народный артист Республики (1918) и стал занимать должность художественного руководителя Мариинского театра. Он с энтузиазмом принялся за эту работу, но трудности преследовали постоянно: многие известные артисты уехали из страны, часть репертуара была снята со сцены, зрителей было мало, так как некоторые представители "пролетарской культуры" считали оперное искусство наследием царского режима и пережитком прошлого.
В 1922 году Шаляпин последний раз выступил в Петрограде и уехал на гастроли за границу. Больше он в Россию уже не вернулся, что вызвало недовольство как со стороны правительства, так и среди творческой интеллигенции. В 1926 году Маяковским было написано стихотворение, заканчивавшееся словами "... обратно катись, народный артист Республики!".
В 1927 году вышло Постановление Совнаркома РСФСР, согласно которому Шаляпин был не только лишен звания Народного артиста Республики, но и права возвратиться в СССР. Случилось это после того, как певец направил сборы от одного из своих концертов в пользу
детей, погибших офицеров русской армии, что было расценено некоторыми, как поддержка белогвардейского движения.
Жил он преимущественно во Франции, гастролировал по Европе и США, но в 1936 году здоровье у него стало ухудшаться, и 12 апреля 1938 года Шаляпин скончался на руках своей жены в Париже. Он был похоронен на кладбище Батиньоль, в октябре 1984 года его прах перенесли на Новодевичье кладбище в Москве, а в октябре 1986 года на могиле певца установили памятник, выполненный скульптором Алексеем Елецким по картине Константина Коровина "Портрет Ф. И. Шаляпина". Надгробие представляет собой фигуру Шаляпина, вырезанную из цельной глыбы мрамора и помещённую на большой постамент из полированного гранита.
Постановление о лишении певца звания Народного артиста было отменено лишь 10 июня 1991 года.
4 участок 49 ряд
Одно из красивейших надгробий установлено на могиле Леонида Собинова (1872 — 1934) —
Он являлся олицетворением музыкальной эпохи и русского театра, наряду с Шаляпиным, это цвет русского искусства конца 19 — начала 20 веков. Выступления Л. В. Собинова были огромным событием в культурной жизни России и европейских стран. Его называют "русским итальянцем, случайно родившимся в России", а также "Орфеем русской сцены"!
Он получил хорошее образование, окончил гимназию с серебряной медалью. Прекрасно знал математику, языки — греческий, французский, латынь. Поступил учиться в МГУ на юридический факультет и блестяще его оканчивает. После этого работает у знаменитого адвоката Фёдора Плевако. Однажды на благотворительном концерте в его доме, он так представляет коллегу:
" Сейчас будет петь не солист театра, а мой помощник. Зовут его Леонид Собинов. Если быть откровенным, не было ещё дела, которое он бы не проиграл... Но голос! Вот обозлюсь на эту бездарность и прогоню его в оперу". На самом деле Собинов делал успехи не только на сцене, но и в юридической практике, поэтому он долго колебался, выбирая между оперной сценой и адвокатской деятельностью.
Когда ему предложили вступить в труппу Большого театра, он заключил договор, в котором был пункт о разрешении одновременно заниматься адвокатской практикой в течение двух лет. По прошествии этого времени все сомнения отпали. Победила опера. Кроме Большого он пел на сцене Мариинского театра и Ла Скала в Италии, в Мадридском театре и в Монте-Карло, в Париже, Лондоне, Берлине. Он первым записывает звукозапись для английской фирмы "Граммофон".
Леонид Витальевич был безгранично щедрым человеком: за всю свою жизнь он передал 45 тысяч золотом в кассу взаимопомощи студентам, одним из которых был будущий классик русской литературы Леонид Андреев.
Л.В. Собинов скончался в ночь на 14 октября 1934 г. в Риге, в гостинице "Санкт-Петербург" от сердечного приступа, смерть его была мгновенной во сне. Специальным траурным поездом тело Л.В. Собинова было перевезено в Москву.
На могиле был установлен памятник "Умирающий лебедь" работы всемирно известного советского скульптора Веры Мухиной, которая сама считала его вершиной своего творчества. Многие думали, что лебедь на могиле певца – в память о Лоэнгрине. Но Мухина так объяснила свою мысль:
"У русских людей лебедь всегда являлся символом чистоты, а чище человека, чем Собинов, я не знала". Собинов говорил: "Подходите к людям, всегда ища в них только хорошее".
Кажется, мраморное изваяние сейчас выпрямит шею, взмахнет крыльями и взлетит. В нём раскрыты разные грани творчества скульптора, сравните "Рабочего и колхозницу" и изящного лебедя.
2 участок, 22 ряд
Фото из интернета
Дмитрий Александрович Хворостовский (1962 — 2017) — советский и российский оперный певец (баритон). В мире оперы баритон считается самым распространенным тембром мужского голоса, тем сложнее выделиться артисту на фоне коллег. Дмитрию Хворостовскому это удалось.
Широкую известность Дмитрий Хворостовский получил в 1989 году после победы на Международном конкурсе вокалистов "Певец мира" в Кардиффе (Великобритания). Этот успех принес исполнителю предложения выступать на ведущих мировых театральных площадках.
Дмитрий Хворостовский удостоен множества российских и зарубежных наград. В 1991 году ему была присуждена Государственная премия РСФСР. В 1995 году он был удостоен звания Народный артист России. Он награжден орденами Александра Невского, "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Оперный певец ушел из жизни в возрасте 55 лет после двухлетней борьбы с раком мозга. Известно, что он мужественно и достойно сражался с болезнью, до конца не собирался сдаваться и надеясь вновь вернуться на сцену.
В 2013 году в студии Владимира Познера певец обронил фразу, которая стала пророческой. Он сказал: "Я боюсь, что жизнь быстро пролетит". Тогда, в свои 50 лет, Дмитрий еще не знал, что ему остается менее 5 лет.
Хворостовский оставил завещание, где указал, что хочет быть кремирован. Прах, согласно воле Хворостовского, был разделен для похорон на две части. Одна захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве — в столице сейчас живут его родители, а другая на его родине в Красноярске.
Так выглядела его могила после похорон, она раположена недалеко от могилы Шаляпина.Мы приходили сюда, положили цветы, негромко звучали песни в его исполнении. Он один из любимых мною певцов, а песни военных летв его исполнении без слёз слушать невозможно.
16 октября 2019 года, в день рождения Хворостовского, был установлен памятник работы Владимира Усова, но на меня он не произвёл впечатления, нет в нём души по-моему.
Людмила Георгиевна Зыкина (1929 — 2009) — известная русская, советская певица, исполнительница русских народных песен, романсов, эстрадных песен. Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда. Основатель и руководитель ансамбля "Россия".
Голос Зыкиной — полнозвучное, мягкое и богатое по тембру меццо-сопрано. Вся её жизнь была тесно связана с народным музыкальным искусством, она придерживалась народного стиля пения, сначала хорового, затем сольного. Она стала своеобразным олицетворением русской песни. Однако свою известность Зыкина приобрела не столько благодаря народными песням, а советским, стилизованным под народные, написанными композиторами М. Фрадкиным, Г. Пономаренко, А. Аверкиным. Многие ведущие композиторы создавали произведения специально для ее голоса. "Течёт Волга", "Как не любить мне эту землю", "На побывку едет молодой моряк", "Мама, милая мама" — кто, хотя бы раз, не слышал эти песни.
Для моих земляков она была дорога за исполнение песни "Оренбургский пуховый платок", который является визитной карточкой Оренбуржья. Когда я писала заметку Оренбуржье. Оренбургский пуховый платок, то в ушах звучал её голос.
Основной темой творчества Зыкиной были: Россия, Москва, война. Она олицетворяла сильную простую русскую женщину, стойкую в труде, незлобивую, сдержанную, хотя и с сильным темпераментом и могучими эмоциями — так же, как это делала в кинематографе Нонна Мордюкова, с которой Зыкину связывала личная дружба.
Похоронена была под звон колоколов, а похоронный марш исполнил военный образцовый оркестр Почетного караула
В июле 2012 года на могиле певицы был установлен памятник, выполненный народным художником России, армянским скульптором Фридрихом Согояном. Бронзовая фигура Людмилы Зыкиной установлена на постамент из полированного серого гранита. Артистка запечатлена в концертном платье, не были забыты и ювелирные украшения. Позади, виднеется огромный букет бронзовых цветов.
На памятник народной певице скидывались всем миром, хотя Людмила Зыкина оставила родным большое наследство, но они свою лепту не внесли. Этот памятник меня тоже не впечатлил.
5 уч., 23 ряд у центральной аллеи
Николай Ильич Чайковский (1838 — 1911)
Достопримечательностью Новодевичьевого кладбища является единственный уцелевший склеп — могила старшего брата композитора Петра Чайковского, инженера-путейца Николая Ильича.
Для большинства людей фамилия Чайковский связана прежде всего с великим русским композитором. Однако, Николай Ильич известен не только этим. Он внес значительный вклад в развитие отечественных железных дорог.
По настоянию отца поступил в Горный институт в Петербурге. Однако, по его окончании по полученной специальности Николай проработал недолго и предпочёл найти применение своим техническим знаниям и уму в стремительно развивающейся железнодорожной отрасли.
Участвовал в работе специальной комиссии для всестороннего обследования железнодорожного дела в России, созданной императором Александром Вторым.
Был автором нескольких научно-технических исследований в области железнодорожного транспорта.
Могила находилась в плачевном состоянии, о ней узнали благодаря народным артистам России Авангарду Леонтьеву и Евгению Миронову, которые занимаются поиском и реставрацией заброшенных могил русских актёров. Благодаря ОАО "РЖД", мэрии Москвы были произведены реставрвционные работы.
Галина Уланова ( 1910 — 1998 )
А вот памятник знаменитой балерине, чьё имя золотом вписано в историю русского балета, произвёл впечатление!
Его создали скульпторы Федор Фивейский (он в свое время сам выступал в кардебалете Большого театра) и Александр Тихонов из необычного материала — шеньхуаньского мрамора из Китая. Его отличие — уникальная белизна с серыми прожилками. Хрупкая фигурка Улановой, вырезана из цельной глыбы серого камня. Изящная танцовщица в балетной пачке навечно застыла в танце. "Обыкновенная богиня", как называл ее Алексей Толстой…
Но памятники ей, единственной в мире балерине, устанавливали и при жизни. Один находится в Петербурге, другой в Стокгольме.
Уланова была способна на то, чего столетиями добивались все танцовщицы, но смогли за всю историю балета только трое – она, Анна Павлова и Мария Тальони: превратить условное мастерство балета в живую, понятную каждому, необыкновенно выразительную речь, язык тела.
Она прожила долгую и порой не совсем счастливую личную жизнь, полностью посвятив себя балету.
5 уч., 23 ряд у центральной аллеи
Игорь Александрович Моисеев (1906–2007) — величайший балетмейстер и хореограф 20 века. Ему удалось совершить революцию в танце. Он сделал народный танец достоянием мировой культуры, является организатором первого в мире профессионального ансамбля народного танца, первой в мире профессиональной школы-студии при ансамбле.
Интересно, что в его ансамбле не было солистов. Моисеев считал коллектив единым целым, в котором каждый танцор может подменить своего коллегу: "Кто назовет себя солистом, того я уволю из ансамбля", — говорил он.
Оказывается, что знаменитые спортивные парады на Красной площади были поставлены им. Сталин, увидев их, пришёл в восторг, да и сейчас, посмотрев их на экране, они поражают своими масштабами.
Ансамбль Моисеева побывал более чем в шестидесяти странах мира. Сам хореограф шутил, что из его жизни легче составить путеводитель, чем биографию.
После спектакля в Нью-Йорке к Моисееву подошла хорошо одетая красивая женщина и попросила разрешения поцеловать его руку. Это была Марлен Дитрих.
Имя Игоря Александровича Моисеева трижды занесено в Книгу рекордов Гиннесса: за самую долголетнюю творческую деятельность, рекордное количество поставленных хореографических произведений (более 300) и значительный вклад в развитие мировой хореографии.
Игорь Моисеев прожил долгую жизнь, на момент смерти ему был 101 год, он до последних дней руководил своим ансамблем.
Мне посчастливилось побывать на концертах ансамбля Моисеева и посмотреть на танцы и его одноактный балет "Половецкие пляски". В восторге от увиденного!
Памятник, установленный на могиле, выглядит необычно. Он выполнен художником Александром Рукавишниковым и архитектором Сергеем Шаровым. Скульптурная композиция, в виде молодой пары юноши и девушки, стоящих на коленях, выполнена из бронзы, видимо его ученики, скорбящие об учителе. На постаменте изображена объёмная карта мира, который покорил легендарный ансамбль.
Александр Птушко (1900 — 1973) — выдающийся русский кинорежиссёр, сценарист, художник,
один из главных советских киносказочников.
Начинал он с мультипликации. Самой значительной работой режиссера в 1930-е годы стал фильм "Новый Гулливер", где мультипликационные персонажи сосуществовали с живым актером. Увидев "Нового Гулливера", знаменитый Уолт Дисней прислал Птушко восторженное письмо: "Ради Бога, приезжайте, я дам вам любую студию!" Однако он ответил отказом: "Русский человек никуда из России не уедет!"
Им были сняты великолепные фильмы-сказки, ставшие классикой как отечественной, так и мировой киносказки: "Каменный цветок", "Сампо", "Садко", "Руслан и Людмила", "Илья Муромец", "Алые паруса", "Руслан и Людмила", "Сказка о царе Салтане". На его сказках мы все выросли,выросли наши дети и внуки, фильмов такого уровня сейчас почти не встречается.
За фильм "Каменный цветок" он был удостоен государственной премии СССР, а также премии Международного кинофестиваля в Канне за лучшее цветовое решение.
Картина "Садко" завоевала "Серебряного льва" в Венеции, а фильм — "Илья Муромец" был занесен в Книгу рекордов Гиннесса за самую масштабную массовку (более 104 тысяч статистов одновременно).
Его фильмы "Садко" и "Илья – Муромец" были куплены для проката в США. Но там они были перемонтированы и выправлены под голливудские стандарты продюсером Роджером Корманом и нанятым им молодым студентом киношколы (чьё имя, впоследствии, будет знать весь мир, ведь звали студента Фрэнсис Форд Коппола). "Садко стал называться "Волшебное путешествие Синдбада" (The Magic Voyage of Sindbad), а Илья Муромец" выпущен под названием "Меч и дракон". Изменены были не только имена героев (Любава в этой версии получила имя Люберия), но и имена создателей. Сергей Столяров стал Эдвардом Столаром, Алла Ларионова — Анной Лэрион, Лидия Вертинская — Люсиль Вертиция.
Птушко сумел покорить и удивить прославленный Голливуд.
После ошеломительного успеха сказок для детей, Александр Лукич взялся за сказку для более взрослой аудитории — он задумал экранизировать "Алые паруса", в котором сыграла Анастасия Вертинская. После чего написал сценарий и снял наш первый фильм ужасов "Вий" по Гоголю.
До 2019 года не могиле стоял необычный памятник — настоящий дуб, перевернутый вверх корнями: они символизируют мудрые мысли улыбающегося немного с хитринкой старца. Автором его стал художник Вячеслав Почечуев: это было прижизненное желание Александра Птушко.
К сожалению, дерево недолговечно, возможно и не было должного специального ухода за ним, памятник убрали, но я успела его увидеть. Сейчас осталась лежать только плита.
Почечуев, был, прежде всего, скульптор по дереву. "Соавтор природы", как говорил он сам, выбирая в качестве первоосновы своих творений диковинные стволы и замысловатые корневища, он работал вместе с Птушко над фильмом "Руслан и Людмила", изготавливая деревянных идолов, но известен стал тем, что сотворил "машину времени", для фильма "Иван Васильевич меняет профессию".
7 уч. 3 ряд
Станиславский Константин Сергеевич (1863-1938), настоящая его фамилия Алексеев — режиссер, актёр, педагог, реформатор и теоретик театра первым получил звание народного артиста СССР, стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы. И вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Художественный театр.
Система Станиславского — известная и популярная во всем мире теория сценического искусства, техника подлинных эмоций, которой следуют уже сотню лет. Все нам знакомы фразы "Не верю" и "Станиславский не поверил бы".
В одном из писем он так написал о себе: "Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать. Теперь спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет!"
Величественный памятник Константину Станиславскому сотворил скульптор С. А. Щербаков: массивная могильная плита из красного гранита и не менее внушительная беломраморная стела в виде театрального занавеса. На занавесе выбиты рельефная табличка с надписью и рисунок чайки — символа Художественного театра. Венчает стелу массивный высеченный в камне православный крест.
2 участок, 17 ряд
Евгений Багратионович Вахтангов (1883–1922) — основатель и руководитель студенческой драматической студии, впоследствии ставшей Государственным драматическим театром. По сей день театр носит имя своего учредителя. Вахтангов был прямым последователем системы Станиславского.
Вахтаногов умер рано, ему было всего 39 лет, "сгорел" от рака. За 39 лет земной и 11 – театральной жизни, он поставил восемь спектаклей. "Всего" восемь, или "целых" восемь – это зависит от угла зрения. Незадолго до смерти Вахтангов, говорят, собирался ставить Библию, а последней постановкой стала "Принцесса Турандот", спектакль, который и сегодня – символ вахтанговской школы и театра. "Турандот" назвали "фантастическим реализмом" и с тех пор вахтанговское направление в театральном искусстве так и зовется.
На могиле установлен эффектный памятник, представляющий собой бронзовую скульптуру женщины в накидке с капюшоном, но капюшон пуст, может быть, это означает какое-то таинство, с которым связан каждый спектакль? Автором его стал скульптор О. Комов.
уч. 2, ряд 11
Эльдар Рязанов(1927-2015) — советский и российский режиссер, сценарист, актер и поэт. Известен по своим фильмам "Карнавальная ночь", "Гусарская баллада", "Берегись автомобиля", "Служебный роман", "Гараж", "Ирония судьбы, или с легким паром" и ещё много других. По-моему нет человека, который бы их не видел и не любил, ведь они такие душевные и ироничные, трогательные и простые и уже много лет сопровождают по жизни несколько поколений зрителей.
Фото из интернета
Он был трижды женат. Второй его женой стала Нина Скуйбина, редактор киностудии "Мосфильм". С ней он прожил 25 лет, но она умерла от рака. Эльдар Александрович добился разрешения похоронить её на Новодевичьем кладбище, аргументируя это тем, что ему по статусу все равно положено место на этом престижном погосте, так пусть это будет могила жены, к которой его потом подхоронят. Памятник на могиле был установлен, а перед ним две плиты, под той, что слева должен был лежать Рязанов. Перед смертью он просил свою третью жену похоронить его там, но она нарушила волю режиссера.
Рязанов был одним из любимых моих режиссёров, всегда интересовалась его творчеством, даже после смерти. "Необъятный Рязанов" - спешите увидеть На его могиле была, когда ещё не было памятника, но на ней были его стихи, думаю, обращённые к нам — живущим.
Памятник Эльдару Рязанову был установлен на его могиле 1 ноября 2018 года. Бюст режиссера (словно сидящего задом наперед на стуле) возвышается на белом постаменте. Даты жизни выполнены в виде цифр на "хлопушке".
10 участок, 1 ряд
Василий Макарович Шукшин (1929–1974) — кинорежиссер, актер, писатель, сценарист, он не имел статуса народного артиста, но остался поистине народным в душах людей.
Зрители помнят народного артиста по ролям в кинолентах "Тихий Дон", "Печки-лавочки", "Калина красная", "Они сражались за Родину". Поклонники писательского таланта Василия Макаровича любят его рассказы за "характерность" каждого героя.
Как актер он дебютировал в фильме М. Хуциева "Два Фёдора", а всего им было сыграно в кино 27 ролей, как в своих фильмах, так и в картинах других режиссёров.
Умер Василий Шукшин внезапно на теплоходе во время съемок фильма "Они сражались за родину", ему было всего 45 лет. В это время он напряжённо работал, днём снимался, а ночами писал сценарий фильма" Я пришёл дать вам волю" о Степане Разине, который очень хотел снять. Официальная версия смерти — сердечная недостаточность, но были слухи, что смерть не была естественной.
Мария Сергеевна Шукшина — мать Василия Макаровича, собиралась похоронить сына в родном алтайском селе Сростки. Однако по настоянию друзей и коллег покойного согласилась на Москву.
Несмотря на всенародную любовь, вопрос с местом упокоения Василия Макаровича был решен в самый последний момент. Место для похорон было выделено на Введенском кладбище, в захоронении на Новодевичьем было отказано. Кто решил этот вопрос и сейчас доподлинно не известно. По одной из версий добро дал Л.И. Брежнев, находившийся в это время в ГДР, он сказал, что ему очень нравятся картины "Калина красная" и "Печки-лавочки", и похоронить Шукшина следует на Новодевичьем.
Владимир Высоцкий посвятил другу следующие строки:
"Еще ни холодов, ни льдин.
Земля тепла. Красна калина.
А в землю лег еще один
На Новодевичьем мужчина…"
Первоначально надгробный памятник Василию Шукшину представлял собой двухметровую бронзовую фигуру сидящего в задумчивости писателя. Но работа скульптора Вячеслава Клыкова не понравилась матери и супруге Шукшина, в итоге металлический памятник отправился в Сростки.
На могиле установлен памятник скульптор Е.Елагиной, художника Б. Жутовского.
Символизм надгробия Шукшину расшифровал некрополист Кипнис: "Куб — архитектурный образ вечности, а стела с обломанным концом — символ оборвавшейся жизни". На куб небрежно наброшен пиджак или плащ, как это часто делал Василий Макарович..
1 участок, 3 ряд
Очень много известных артистов похоронено на Новодевичьем.
Юрий Никулин ( 1921 — 1997 ).
Всенародно любимый артист, директор цирка на Цветном бульваре, ветеран Великой Отечественной Войны. Входил в легендарное актёрское трио Моргунов, Никулин, Вицин (Бывалый, Балбес, Трус), прославившееся в комедиях Леонида Гайдая "Пёс Барбос и необычный кросс", "Самогонщики" (1961), "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965), "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика".
Юрий Никулин всенародно любим за сыгранные им комические роли, но он состоялся и как драматический актёр, вспомним фильмы "Когда деревья были большими", "Ко мне, Мухтар!",
"Они сражались за Родину", "Двадцать дней без войны", "Чучело". Эти роли были очень дороги для актёра, так он рассказывает о них.
Очень понравился памятник Никулину работы скульптора А. И. Рукавишникова, очень жизненный и трогательный, отличный пример той простоты, которая действует сильнее любой вычурности и берёт за душу.
Великий клоун, уставший после представления, присел передохнуть на бортик манежа, а перед ним прилегла собачка-любимый пес Юрия Владимировича, ризеншнауцер Федор.
Однажды Никулину позвонили из Шереметьево и попросили забрать “посылку”. Ею оказался 4х месячный щенок ризеншнауцера – Федя. Федя пережил своего любимого хозяина на 4 года.
Евгений Урбанский ( 1932 — 1965 ) — актёр.
Слава пришла к Евгению Урбанскому после выхода на экраны фильма "Коммунист". В одночасье он стал кумиром миллионов. Впервые русскому артисту пришло приглашение в Голливуд. Конечно, такой проект в те годы был невозможен, но как говорится сам факт, свидетельствует о многом.
Урбанский поступил в труппу Московского драматического театра им. Станиславского. Профессиональная карьера артиста складывалась очень удачно. Роли в театре, множество ролей в кино. С фильмами "Коммунист" и "Чистое небо" Урбанский объехал полмира. Он стал Лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за мужскую роль" за 1959 год, Заслуженным артистом РСФСР (1962).
Супруга Урбанского вспоминала: "В фильме он сыграл своего отца. Он часто повторял: "Мой отец был настоящим коммунистом и, как многие тогда, верил всему, что говорили от имени партии".
Мне он запомнился в фильме "Чистое небо", где Урбанский сыграл роль летчика, на долю которого выпали тяжелые испытания, но он сумел выйти победителем из схватки с судьбой, несправедливостью и перебороть самого себя. Молодёжь, скорее всего не видела фильмы с его участием.
Погиб 5 декабря 1965 на съемках фильма "Директор", где он исполнял главную роль, работал без дублёра, ему было 33 года. Был женат на латышской актрисе Дзидре Ритенберг, в которую влюбился с первого взгляда. На момент его гибели она была беременна, через три месяца после гибели мужа Дзидра родила дочь. Девочку назвали Евгенией.
Памятник актёру создал скульптор Николай Никогосян, они очень крепко дружили с Урбанским..
6 участок, 5 ряд
На этом участке Новодевичьева похоронены многие известные актёры, нет ни одной неизвестной фамилии.
Тихонов Вячеслав Васильевич ( 1928 — 2009 ) — актёр, Народный артист СССР, Герой социалистического труда, лауреат нескольких премий государственного значения, награжденный множеством орденов. Он был яркой личностью, высочайшим профессионалом, а в обыденной жизни простым, без звездных замашек замечательным человеком.
В нём удачно сочетались красота, интеллект, мужество, природная интеллигентность.
Всенародную известность он получил, сыграв простого деревенского парня Матвея Морозова из фильма Станислава Ростоцкого "Дело было в Пенькове" (1958), где актер прибегнул к лирико-комедийным краскам, выводя своего героя за пределы положительного или отрицательного персонажа.
В последующем он играл настоящих русских интеллигентов. Одним из первых таких персонажей стал его учитель истории Илья Семенович в лирической повести "Доживем до понедельника", "Белый Бим, Черное Ухо", а вот роль князя Андрея Болконского в "Воне и мире" он не любил, хотел даже после этого уйти из кинематографа. Эту роль он сыграл по настоянию Фурцевой.
Свою звездную роль – Исаева – Штирлица, Вячеслав Тихонов сыграл в телесериале "Семнадцать мгновений весны".
Последние годы своей жизни великий актер провёл на своей даче, на Николиной горе, избегая шумного общества. Лучшие друзья актера давно ушли из жизни, а семейная жизнь дала большую трещину. Всё это ему было предсказано Вангой.
На могиле у него установлен невероятно красивый памятник, который по сегодняшний день считается одним из самых дорогих не только на Новодевичьем кладбище, но и в истории отечественного кинематографа.
Известно, что его создание и установка обошлись чуть более чем в 5 миллионов рублей, сделано это было на деньги спонсоров, среди которых были первые лица государства, а также успешные и знаменитые российские актеры. Автором памятника является Алексей Благовестный. Работу выполнили итальянские мастера, так как российские скульпторы попросту отказались от воплощения такой идеи в реальность — мастеров подходящего уровня не нашлось.
На небольшом постаменте стоит фигура Тихонова в роли Штирлица, который словно выходит навстречу своим поклонникам. Её высота соответствует реальному росту актера — 185 см, фоном служит барельеф, созданный по мотивам картины Леонардо да Винчи "Поклонение Волхвов", на котором изображены 30 библейских персонажей, центральными из которых стали Богоматерь с Младенцем.
Вячеслав Васильевич хотел быть захороненным не на Новодевичьем, а на Кунцевском кладбище, рядом с первым сыном Владимиром. Также он не хотел, чтобы его похороны превращали в помпезное и масштабное шоу. Проводить актера в мир иной с помпезностью решила дочь Анна.
Народная тропа к могиле не зарастает, на ней всегда цветы.
10 участок
Георгий Степанович Жжёнов (1915–2005) — известный театральный и киноактёр, играл на сцене театров имени Ленсовета и Моссовета, озвучивал фильмы, писал рассказы. За плечами Жжёнова более 70 ролей в кино. Его любили все, включая бандитов и партийных боссов,
потому что 17 лет находился в заключении в Магадане по обвинению в шпионаже и в 1955 году был реабилитирован. А потом воплотил на экране всех знаковых персонажей советских времён: был и гаишником в "Берегись автомобиля", и разведчиком в "Судьбе резидента", лётчиком в "Экипаже", и генералом в "Горячем снеге".
Любил жизнь. Потому не умер в лагерях — хотя уже доходил. Не старел. В 90 лет возил жену на дачу и плавал в море. "Лида, мы с тобой молодые, — говорил ей. — Просто не надо делать резких движений".
Ему верили, Георгий Степанович был назначен в комиссию по помилованию, он говорил: "Да как же так? Я же сам бывший зэк, буду всех миловать…"
Был гордый, с несгибаемой спиной, что на лесоповале, что на пенсии, таким стоит и на своей могиле.
Памятник, выполнен скульптором из Челябинска и близким другом Жжёнова Виктором Митрошиным. Средства на него были собраны благодаря дочери Михаила Ульянова, которая создала благотворительный фонд имени своего отца.
10 уч., 9 ряд
Евгений Семёнович Матвеев — легендарный советский и российский кинорежиссер, актер, сделавший огромный вклад в российское кино, человек необыкновенной харизмы и энергетики, известный и любимый широчайшей зрительской аудиторией за сыгранные им незабываемые роли в картинах "Поднятая целина", "Любовь земная", "Родная кровь", "Судьба", "Солдаты свободы", "Цыган", "Любить по-русски".
За свою актерскую работу Матвеев получил народного артиста СССР, множество государственных и кинематографических наград и премий.
Мне он, как и многим другим зрителям, запомнился в фильме "Дом, в котором я живу". В нём актер сыграл главную роль. Картина получила первый приз на Всесоюзном кинофестивале.
Обязательно нужно вспомнить ленту "Родная кровь", в ней он сыграл вместе с Вией Артмане, говорят у них, как и в фильме, был роман. Сегодня, пожалуй, фильм основательно забыт. Эти фильмы о войне и послевоенном периоде в жизни страны.
В последние годы жизни у него обнаружили рак легких. Ничего не сказав об этом родным и не желая лечиться, Матвеев снимал и снимался с прежней неутомимостью.
Памятник на могиле выполнен скульптором А. А. Мурзиным, в качестве материала использованы — бронза и полированный чёрный гранит. Матвеев скромно присел на край надгробия, одна рука на колене, на вторую он слегка опирается, рядом лежит пиджак.
Участок 10
Евгений Александрович Евстигнеев (1926–1992) — знаменитый актер театра и кино, народный артист СССР, обладатель Государственной премии. Гениальный актер, незабываемый и неповторимый. За 35 лет активной творческой деятельности был ведущим актером театров "Современник" и МХАТ, снялся в 149 фильмах и сериалах, большинство из которых помнят и любят до сих пор. "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Берегись автомобиля", "Золотой теленок", "Зигзаг удачи", "Бег", "Старики-разбойники", "Невероятные приключения итальянцев в России", "Семнадцать мгновений весны", "Подранки", "По семейным обстоятельствам", "Место встречи изменить нельзя", "Мы из джаза", "Демидовы", "И жизнь, и слезы, и любовь...", "Зимний вечер в Гаграх", "Гардемарины, вперёд!", "Собачье сердце" — любая роль — шедевр!
Скончался Евгений Александрович Евстигнеев 1992 году в одной из клиник Лондона, где ему должны были провести сложнейшую операцию на сердце. По английским законам врач обязан предупредить больного о серьезности заболевания. И предупредили... Нарисовали его сердце и сказали: "Вот так вы можете умереть". Актер представил, как это будет, и умер. Деньги на операцию, которые выделил тогда министр культуры Николай Губенко, по жестокой иронии, пошли на гроб.
Памятник выглядит оригинально. На постаменте из красного гранита скульптор изобразил артиста сидящим на скамье с неизменной сигаретой в руке.
10 участок
Клара Степановна Лучко (1925–2005) — популярная киноактриса, известная исполнением ролей Дарьи в картине "Кубанские казаки" и Клавдии в картине "Цыган". За вклад в развитие отечественного кинематографа Лучко была удостоена звания народной артистки СССР и стала лауреатом Сталинской премии второй степени. В общей сложности Лучко сыграла в 58 картинах.
Актриса многим запомнилась тем, что играла роли женщин с нелегкой, но интересной судьбой,
во многом она была похожа на жизни ее героинь.
Роль Даши Шелест принесла ей не только всесоюзный успех и Сталинскую премию, но и знакомством с будущим мужем – непревзойденным актером Сергеем Лукьяновым.
Памятник из белого мрамора выполнен скульпторами Дарьей Успенской и Виталием Шановым.
10 уч., 9 ряд
Татьяна Шмыга(1928–2011) — Любимица публики, известная актриса оперетты, народная артистка СССР.
Все помнят её в опереттах" Фиалки Монмартра", "Летучую мышь", "Сильва" и в фильме "Гусарская баллада".
Шик и блеск оперетты изображены на надгробном памятнике народной артистке Татьяне Шмыге. Авторы надгробия — скульпторы Дарья Успенская и Виталий Шанов создали выразительную композицию: театральный занавес из бронзы, из-за которого показывается изящная фигура певицы на фоне задника из сусального золота.
10 участок
Людмила Марковна Гурченко (1935–2011) — прославленная актриса, эстрадная певица, любимая актриса многих поколений россиян. Роль в кинофильме "Карнавальная ночь" принесла ей оглушительную славу, а исполненная песня "Пять минут" давно стала классикой новогоднего жанра. Гурченко снялась более чем в 80 фильмах, и каждая её роль была яркой и запоминающейся. Среди наиболее известных картин с участием Гурченко — фильмы "20 дней без войны", "Пять вечеров", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Вокзал для двоих". Актриса блистала на сцене многих столичных театров, писала книги, снималась в клипах, занималась режиссурой. Гурченко — лауреат многих кинопремий, обладательница нескольких почётных званий.
Гурченко похоронили на Новодевичьем кладбище вопреки её последней воле упокоиться на Ваганьковском, там похоронены её родители и внук. На могиле стоит беломраморный памятник, изображающий Людмилу Марковну такой, как она выглядела в последние годы жизни. На обратной стороне памятника высечена эпитафия: "Дорогие зрители! Я живу и работаю для вас"!Автор композиции — скульптор Юрий Хоровский.
10 участок, 10 ряд
Ульянов Михаил Александрович (1927-2007) — всенародно любимый театральный и киноактёр, режиссёр, общественный и театральный деятель. Заслуги актёра отмечены многочисленными наградами и званиями. Вся его жизнь была связана с театром им. Вахтангова.
В 1960-е годы стал одним из ведущих актеров советского кино, сыграв роли ставшие классикой. Его знаменитый Трубников ("Председатель"), мятежник Митя Карамазов ("Братья Карамазовы"), генерал Чарнота ("Бег"), сыгранный с неистовым актёрским бесстрашием, маршал Жуков, настолько достоверный, что многие зрители воспринимают актёра и персонаж как единое целое.
Из последних работ запоминающаяся роль в "Ворошиловском стрелке".
На двухступенчатом постаменте из черного гранита установлена бронзовая фигура Михаила Ульянова, выполненная в полный рост. Артист запечатлён в момент ухода со сцены, он прощается со зрителями перед тем, как исчезнуть за занавесом родного Вахтанговского театра.
Очень точно переданы стать и мощь этого великолепного актера! Средства на монумент были выделены правительством Омской области, в которой родился Ульянов.
Рядом с ним похоронена его жена Алла Петровна Парфаньяк, вместе они прожили без малого 50 лет. Её портрет заключён в хрупкий цветок, стоящий рядом.
10 участок, 10 ряд
Ефремов Олег Николаевич (1927-2000) — один из выдающихся режиссеров своего времени, при этом он всегда оставался актером. Также до конца жизни начиная с 1949 года преподавал актерское мастерство в Школе-студии МХАТ. Основал театр «Современник», был главным режиссером Художественного театра, получил звание народного артиста СССР. Снимался в кино: зрителям запомнились полковник Гуляев ("Батальоны просят огня"), таксист Саша ("Три тополя на Плющихе"), Максим Подберезовиков ("Берегись автомобиля").
Буквально несколько дней назад пересматривала "Три тополя на плющихе". такие фильмы не забываются!
Похоронен рядом с А. П. Чеховым и К. С. Станиславским
На могиле Ефремова все крайне скромно. Стандартная надгробная плита, из белого мрамора.
2 участок, 17 ряд
Ия Сергеевна Саввина (1936–2011) — известная театральная и киноактриса, народная артистка СССР. В кино она дебютировала в роли Анны Сергеевны в экранизации рассказа А. Чехова "Дама с собачкой", затем последовали фильмы "Звонят, откройте дверь", "Анна Каренина", "История Аси Клячиной", "Служили два товарища" и другие. На счету Ии Саввиной 48 ролей в кино, 12 телеспектаклей, около 30 театральных работ. Голосом Саввиной говорит Пятачок — персонаж из популярного мультфильма Хитрука про Винни-Пуха. В 1983 г. актриса стала лауреатом Государственной премии СССР, также в копилке Саввиной ряд почётных орденов.
Ия Савина не имела театрального образования. Будучи студенткой факультета журналистики МГУ играла на сцене самодеятельного студенческого театра, когда Иосиф Хейфиц пригласил на её главную роль в фильм "Дама с собачкой". Партнером по фильму стал уже знаменитый к тому времени актер Алексей Баталов, именно он рекомендовал Савину режиссёру. В том же году ее приглашают в академический театр имени Моссовета, откуда она через несколько лет переходит во МХАТ.
Об озвучании Пятачка Ия Сергеевна рассказывала, что Хитрук пригласл её быть консультантом, когда он снимал "Винни Пуха", потому, что она эту книгу очень любила и всегда цитировала, и тогда она сама предложила озвучить Пятачка.
Она рассказывала://"Я долго думала, как его сделать, и поняла, что он должен говорить с интонациями моей любимой Ахмадулиной: "Кажется, дождь собирается…" Только надо будет ускоренно промотать. А озвучивать мультфильмы очень трудно – вы же не видите картинку, ее потом подкладывают. И мы с Леоновым, лучше которого я, наверное, никого не знала, являли удивительную пару: он стоял перед микрофоном, собранный и трагический, как Гамлет, и повторял: "Куда идем мы с Пятачком – большой-большой секрет…". А рядом я хрустальным голосом Беллы говорила: "Ты похож на медведя, который летит на воздушном шаре". Белла не обиделась. Она позвонила и хрустальным голосом сказала: "Спасибо, что вы подложили мне не свинью, а прелестного поросенка".//
На памятнике выполнен рисунок по сюжету чеховского рассказа "Дама с собачкой", а в "киноленте" фотографии актрисы в разных кинообразах, нижняя рамка оставлена пустой, как символ несыгранных ролей.
3 уч., 58а ряд
Рядом находится могила Беллы Ахмадулиной(1937–2010), крупнейшему поэту 20 века, представительнице поколения "шестидесятников". Культовыми стали песни на её стихи "По улице моей который год…", "А напоследок я скажу", стихотворение "О, мой застенчивый герой".
Памятник выполнен супругом писательницы, художником и скульптором Борисом Мессерером.
Любовь Петровна Орлова (1902–1975). Незабываемая звезда довоенного кино. Вся страна десятки раз смотрела фильмы снятые её мужем Григорием Александровым, в которых Орлова неизменно играла главные роли.
Установленный памятник на меня не произвёл впечатления, если бы, не надпись, то и не знала бы, что это её могила.
3 участок, 21 ряд
Ожидала, что рядом будет похоронен её муж, но Александров Григорий Васильевич (1903-1983), похоронен в отдалении. Александров — знаменитый советский кинорежиссёр, классик советского и мирового кинематографа. Основоположник жанра музыкальной комедии в нашем кино. Ученик и соратник великого Эйзенштейна, с которым работал с 1924 года. Вместе они несколько лет жили и работали в Голливуде. Творчество Александрова высоко ценил Чарли Чаплин, с которым они познакомились и подружились в Америке.
3 участок, 16 ряд
Мария Николаевна Ермолова (1853–1928) — великая русская актриса, блиставшая на сцене Малого театра в трагедийном амплуа. Константин Станиславский называл её величайшей из виденных им актёров. Талант Ермоловой отмечен премиями и почётными званиями: в 1902 г. она стала заслуженной артисткой Императорских театров, в 1920 г. ей присвоили звание первой народной артистки Республики, в 1920 г. — Героя Труда.
Похоронена была во Владыкино, рядом с семьёй, позднее её прах перенесли на Новодевичье, так как сельское кладбище было закрыто из-за строительства дороги. Согласно устным рассказам очевидцев, была перезахоронена лишь кость руки Марии Николаевны. (2 уч., 22 ряд).
На Новодевичьем кладбище я была несколько раз — бродила одна, с дочерью, с экскурсией.
Подходя к тому или иному захоронению, вспоминались различные факты или интересные истории, связанные стой или иной личностью.
Конечно, не в надгробном камне счастье, а в живой памяти о человеке, которая — в душе, в том чувстве, которую эта память оказывает на живущих, но если памятник является произведением искусства, то почему бы и нет.
Первая часть моего совета На Новодевичьем
Новодевичье, главный некрополь нашей страны, внесенный ЮНЕСКО в список"Сто важнейших некрополей мира".
- Адрес:
Лужнецкий проезд, 2
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 15 мар 2021, 19:15удалитьЯ не отслеживал специально, но сколько же достойных захоронения именно здесь ушло за последние десяток месяцев((
- 15 мар 2021, 23:33удалитьПамятник Собинову мне кажется самым чувственным, вы его тоже выделили, поставив фото заглавным
- 16 мар 2021, 07:00удалитьМне он больше всех понравился. Без пафоса, но глядя на него чувства всколыхнутся.
- 16 мар 2021, 18:02удалитьГуляла с вами по последним пристанищам великих россиян, и не покидала мысль, что чем больше людей ходят к ним на поклон, тем больше мы их помним и отдаем дань их таланту и величию.
К месту вспомнились стихи А.Кочеткова из "Иронии судьбы"
"Не зарастет на сердце рана, Прольется чистыми слезами...
Ты понесешь с собой повсюду Родную землю, милый дом..." - 16 мар 2021, 19:17удалитьСогласна, и ведь какая-то часть людей приходит не просто "поглазеть", а именно поклониться великим, приходят с цветами. Сама так делала.
- 16 мар 2021, 20:52удалитьСколько "новоселов"! Пора идти. Вот потеплеет, и обязательно.
- 16 мар 2021, 21:12удалить
Norisfoxнаписала 16 марта в 21:52
Сколько "новоселов"! Пора идти. Вот потеплеет, и обязательно.
Очень много, год не была и столько новых ... - 18 мар 2021, 07:24удалитьБольшинство из них десятилетиями были рядом с нами. Благодаря заметке я как бы прикоснулась к каждому из них. Ушла эпоха, те кто еще не ушел в спешном порядке пополняет их ряды. Такая жалость! Таланты должны жить вечно!
- 18 мар 2021, 08:21удалитьМайнур, хорошо сказали о том,что они были рядом с нами, ещё и поэтому утрата тяжелее.
- 20 мар 2021, 13:21удалитьДостойный люди похоронены на Новодевичьем кладбище, только жаль, что на каждую могилу отведено так мало площади и скульптуры в полный рост выглядят как-то жутковато... Помню этих артистов по их ролям в фильмах и хотела бы запомнить их такими, а не в камне и бронзе. Но экскурсия интересная, спасибо, Нина, что так подробно написали о каждом, кто нашел упокоение на Новодевичьем.
- 20 мар 2021, 13:28удалитьДа они и запомнятся в ролях, камень и бронза второстепенны.