1545 материалов по 1 540 объектам, 55 818 фотографий
- GPS
- Россия, Лужнецкий проезд, 2
На Новодевичьем
Этот совет является частью дневника «Прогулки по Москве»
Раньше погост существовал только в стенах Новодевичьего монастыря, но в 1898 году у южной стены было образовано новое кладбище.
Здесь похоронены известные государственные и общественные деятели, герои Советского Союза, герои войны, выдающиеся учёные, конструкторы, лётчики, космонавты, актёры, режиссёры, писатели, поэты, музыканты, артисты, художники, скульпторы.
Новодевичье кладбище официально признано историко-культурным памятником российской столицы. Московский некрополь включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также в перечень 100 самых интересных некрополей мира.
Многие из надгробий являются произведение искусства, их хочется рассматривать. Это просто музей под открытым небом. Показать и рассказать обо всех невозможно. К некоторым я хотела попасть преднамеренно, другие привлекли своей оригинальностью.
Новодевичье кладбище в целом стало настоящим пантеоном писателей и поэтов.
Одним из первых известных людей в 1904 году здесь упокоили Антона Павловича Чехова (1860—1904). Умер Антон Павлович в Баденвейлере (Германия), на руках у своей жены Ольги Книппер. Он завещал похоронить себя в стенах Новодевичьей обители, сюда же со старого кладбища был перенесён прах его отца. Позднее была похоронена и его жена актриса МХАТа Ольга Книппер-Чехова.
Памятник выполнен в стиле модерн по проекту близкого друга сестры Чехова — архитектора, художника Леонида Михайловича Браиловского. Он представляет собой часовенку из белого мрамора, высотой 2,20 м. Крыша часовни — медная, с тремя главками с крестами, символ чеховских "Трех сестер", и орнаментом, который перекликается с рисунком кованой ажурной ограды. Она выполнена по мотивам занавеса МХАТа мастером Лукьяновым.
На табличке памятная надпись, а поверх нее — иконка в виде чеканки. Справа на памятнике, где-то в метре от земли, четыре небольшие выемки, считается, что это древнее графическое изображение христианского креста.
Нужно отметить, что памятник не понравился жене писателя, о чём она в письмах сообщила Марии Чеховой.
2 участок, 15 ряд
Напротив могилы Чехова покоится Н.В. Гоголь. Он умер 21 февраля (4 марта — по новому стилю) 1852 года, похоронен был на территории Свято-Даниловского монастыря. Вместо памятника был установлен крест с цитатой из Библии: "Горьким словом моим посмеются". Его основой стал гранитный камень, привезенный из Крыма К. Аксаковым ("Голгофа"). В 1930 году Даниловский монастырь был закрыт и останки писателя были перенесены на Новодевичье кладбище.
Фото из интернета
После перезахоронения возникла легенда о том, что в гробу не оказалось черепа, а сообщил об этом писатель и краевед Владимир Лидин (Гомберг), принимавший непосредственное участие в эксгумации тела Гоголя. Главным подозреваемым в кощунственном поступке историки признали А.А. Бахрушина — коллекционера, купца и мецената. Дальнейшая история этого инцидента может сравниться с фантастическим, приключенческим романом.
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя всегда были окутаны мистикой, поэтому, видимо, и после смерти
писателя происходили странные и таинственные вещи.
На новой могиле крест устанавливать не стали, был положен только камень "Голгофа". В 1952 вместо него был поставлен бюст Гоголя работы Н. В. Томского. Это было сделано вопреки завещанию писателя, который, как человек верующий, призывал не почитать его прах, а молиться о душе.
В 2009 году, к 200-летнему юбилею Николая Васильевича, было решено вернуть месту его захоронения первоначальный вид, был вновь установлен черный камень с бронзовым крестом.
Самое главное, что камень с могилы Гоголя не пропал бесследно, он установлен на захоронении другого известного писателя М. Булгакова. По признанию его супруги Елены Сергеевны, она долго не могла найти подходящее надгробие, пока не увидела на Новодевичьем кладбище торчащую из земли каменную глыбу. Она оказалась "голгофой" с могилы Гоголя!
Так обращение Булгакова: "Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью", — сбылось: гранитная глыба лежит в изголовье могилы ученика. С большим трудом, так как этот камень сложен в обработке, мастера вырубили нишу для памятной надписи: золотыми буквами выгравированы сначала четыре строчки — "Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков, 1891–1940", затем еще три, посвященные его супруге. Перед надгробием разбит большой цветник, огражденный серым бордюрным камнем.
2 участок, 21 ряд
В виде камня установлен памятник на могиле Владимира Алексеевича Гиляровского (1852–1935) — журналиста, писателя. Он был одним из лучших репортеров столичной прессы, большим знатоком Москвы, блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское "дно" – Хитровку, является автором известной книги "Москва и москвичи".
Памятник из красного гранита. Он представляет собой грубо отшлифованный валун с барельефным портретом писателя. В нижней части памятника выгравирована надпись с именем и годами жизни Гиляровского. В основании валуна уложена плоская гранитная плита, а оставшуюся площадь участка устилает газон.
Самый старый памятник на Новодевичьем кладбище установлен на могиле Велимира Хлебникова (1885 — 1922гг.). Настоящее имя — Виктор Владимирович Хлебников. Один из лидеров русского авангарда, входил в число основоположников русского футуризма. Был знаком с Д. Бурлюком, В. Маяковским. Считается, что именно он придумал слово лётчик пришедшее на смену словам авиатор и воздухоплаватель.
Покой Велимира Хлебникова хранит "каменная баба" со степного кургана. Установить ее задумали друзья поэта, несколько лет поисков — и на берегу озера Иссык-Куль в Киргизии нашли. Сделано изваяние в 6-7 веках нашей эры: черты лица "каменной бабы" — тюркские, в правой руке она держит сосуд, похожий на плод граната, — символ взаимоперехода жизни и смерти на Востоке. Установлена скульптура на гранитный постамент, на передней грани которого выгравирована памятная надпись.
8 участок 6 ряд
На Новодевичьем находится и могила Владимира Маяковского (1893 — 1930гг.), великого русского поэта, классика отечественной литературы.
Известно, что поэт покончил жизнь самоубийством, хотя, в последние годы исследователи выдвигали версии о том, что его, как и Сергея Есенина, убили спецслужбы. Он оставил посмертную записку: "ВСЕМ. В том что умираю не вините никого и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама сестры и товарищи простите – это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет. Лиля – люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. – Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам они разберутся. Как говорят – "инцидент исперчен", любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться.
Прощались с поэтом в московском клубе писателей. У гроба цветов не было, стоял железный венок из молотов, маховиков и винтов, а рядом с ним надпись: "Железному поэту – железный венок". Тело было кремировано, а урна с прахом хранилась в закрытом колумбарии Донского кладбища, после чего была перенесена в 1952 году на Новодевичье кладбище, рядом с ним покоятся его мать и сёстры
Памятник поэту выполнил советский скульптор Александр Кибальников. Он использовал гранит двух цветов: тёмно-серого и красного, символизирующего революцию и переломную эпоху, которую Маяковский воспевал в своём творчестве. Перед красно-серой стелой простой прямоугольной формы возвышается постамент, на котором установлен бюст. Суровый пронизывающий взгляд, строгое лицо, волосы зачёсаны назад — Маяковского увековечили таким, каким запомнили современники. Место расположения (1 участок, 14 ряд)
Самуил Яковлевич Маршак (1887 — 1964 )
Писатель, поэт, драматург, переводчик и теоретик литературы. В театрах с огромным успехом шли пьесы-сказки Маршака: "Двенадцать месяцев", "Горя бояться — счастья не видать", "Кошкин дом". Один из лучших русских переводчиков Р. Бёрнса , У. Шекспира, У. Блейка, Дж. Байрона, У. Вордсворта, Дж. Китса, Р. Киплинга, Г. Гейне, Дж. Родари и др. А его детские книги — восторг! "Жил человек рассеянный На улице Бассейной", "Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку". Их любили, любят и будут любить дети.
Скульпторы памятников Н.Б. Никогосян, И.Л. Слоним, С.Д. Лебедева.
Рядом с ним захоронены его жена, отец, младший сын Самуила Яковлевича Яков, умершего от туберкулёза в в возрасте 21 года. Стихотворение, посвящённое сыну.
Вся жизнь твоя пошла обратным ходом,
И я бегу по стершимся следам
Туннелями под бесконечным сводом
Ко всем тебя возившим поездам.
И, пробежав последнюю дорогу,
Где с двух сторон летят пески степей,
Я неизменно прихожу к порогу
Отныне вечной комнаты твоей.
Здесь ты лежишь в своей одежде новой,
Как в тот печальный вечер именин,
В свою дорогу дальнюю готовый,
Прекрасный юноша, мой младший сын.
Писатель, драматург Алексей Николаевич Толстой (1883–1945) оставил внушительное литературное наследие: рассказы, романы, стихи, пьесы. Самые знаменитые произведения — трилогия "Хождение по мукам", детская книга "Золотой ключик, или Приключения Буратино", роман "Петр I", за который писатель получил Сталинскую премию, "Аэлита" и "Гиперболоид инженера Гарина", ставшие классикой научной фантастики.
Умер писатель от рака: родные считают, что смертельную болезнь Толстой "заработал" в комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (2 участок, 30 ряд).
Автор памятника — известный в советское время скульптор Георгий Мотовилов, признанный мастер рельефа. Вот и на могиле писателя установлена большая бронзовая стела в виде прямоугольника, каждая сторона которого украшена рельефными сюжетами из романа "Петр I". В центре композиции — большой медальон с барельефным портретом Алексея Толстого.
Огарёв Николай Платонович (1813–1877) — Русский революционер, публицист, поэт. Из дворян. С 1830 г. учился в Московском университете. Там познакомился и подружился с А. И. Герценом, стал членом его кружка. За революционную агитацию среди студентов Огарёв был арестован и сослан в своё пензенское имение.
Огарёв призывал уничтожить крепостное право и предоставить крестьянам обрабатываемую ими землю. Чиновничество следовало ликвидировать, а государство — заменить федерацией самоуправляемых общин. Кстати у него есть стихи, подходящие к теме:
"Среди могил я в час ночной
Брожу один с моей тоской,
С вопросом тайным на устах
О том, что дух, о том, что прах,
О том, что жизнь и здесь и там,
О всем, что так безвестно нам".
С 1873 г. Николай Платонович жил в Англии. Умер 12 июня 1877 г. в Гринвиче близ Лондона, где и был похоронен. В марте 1966 прах Огарёва был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.
Интересный памятник, сделанный в виде открытой книги. Выполнен по проекту М.Шмакова, архитектор Р. Кананин. Участок 7, ряд 1, могила 3.
Евгений Викторович Вучетич (1908–1974) — скульптор-монументалист, один из авторов мемориала "Родина-мать зовёт" в Волгограде и "Воин-освободитель" в Берлине, в Трептов парке. и др. На счету Вучетича множество культурно и социально значимых проектов, среди них гостиница "Москва", Государственная библиотека имени В. И. Ленина, горельеф "Советскому народу слава!", а также более 30 памятников и надгробий. Многочисленные награды и медали подтверждают заслуги скульптора: Ленинская премия, пять Сталинских премий, два ордена Ленина, орден Отечественной войны II степени и другие. В 1959 г. Вучетичу было присвоено звание народного художника СССР, а в 1967 г. — Героя Социалистического Труда.
На могиле прославленного скульптора открыт мемориал, выстроенный на контрасте чёрного и белого. Центральное место в композиции занимает скульптура скорбящей женщины, помещённая на высокий постамент из чёрного гранита. Скульптура вырезана из глыбы белого мрамора и представляет собой скорбную фигуру плакальщицы с низко опущенной головой, прикрытой покрывалом. У неё на руках бездыханное тело. Лёгкой драпировкой, символизирующей горечь утраты, укрыты лица скорбящей и усопшего. (5 участок, 26 ряд).
"Я памятник себе воздвиг"
Манизер Матвей Генрихович (1891-1966) — известный советский скульптор- монументалист, академик, вице-президент Академии художеств СССР.
Родился в Петербурге, в семье известного художника Генриха Матвеевича Манизера, преподавателя художественного училища Штиглица.
Окончив гимназию, он поступает на математический факультет Петербургского университета, который успешно закончил в 1914 году. Одновременно он учился в Академии художеств на скульптурном отделении и окончил его в 1916 году с золотой медалью. Через три года после окончания Академии художеств, в 1919 году, Манизер поступил на последний курс Петроградской консерватории по классу виолончели. Таким образом, к 30 годам молодой мужчина имел три высших образования.
У него были не только монументальные работы, он известен своими работами для московского метрополитена, кроме 20 фигур на станции Площадь революции Манизер создал композицию "Партизаны" (станция Партизанская) и "Белорусские партизаны" на станции "Белорусская".
Рядом с ним похоронена его жена — Янсон-Манизер Елена Александровна (1890–1971), тоже скульптором, великолепным мастером миниатюрной скульптуры и декоративных рельефов.
Удивительно точно умела передавать движение. Основными темами её творчества были спорт и балет. Она участвовала в оформлении станции метро "Динамо", создала 24 сюжета круглых фарфоровых рельефов, посвященных разным видам физкультуры и спорта.
По завещанию художника, на могиле был установлен памятник его собственной работы. Совсем молодые и удивительно красивые мужчина и женщина напоминают античных героев. Они выглядит как воплощение вечной жизни и любви. Наверное, они хотели, чтобы люди запомнили их молодыми и красивыми.
Конёнков Сергей Тимофеевич (1874-1971). Великий русский и советский скульптор, Академик АХ СССР Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии и Сталинской премии. Его называли русским Роденом.
Он прожил долгую и необычную жизнь.
После революции 1917 года принимает участие в осуществлении ленинского плана Монументальной пропаганды. В 1922 году женился на Маргарите Ивановне Воронцовой, вместе с которой в конце 1923 года уезжает в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится только несколько месяцев, однако супруги вернулись в СССР только через 22 года.
Фото из интернета
Работы скульптора имели в США колоссальный успех. Например, "Струя воды", "Вакханка", а после — знаменитая "Бабочка" и многие другие, для которых Маргарита позировала обнаженной.
В средине 30-х от Принстонского университета поступил заказ Коненкову на создание бюста знаменитого ученого физика-атомщика Альберта Эйнштейна. Во время сеансов позирования и состоялось знакомство ученого с женой скульптора, которая стала потом последней любовью Энштейна. Но кроме этого она ещё была "агентом влияния" советской разведки на ученых, занятых разработкой ядерного оружия в рамках проекта "Манхэттен". Некоторые моменты её биографии засекречены до сих пор.
На могиле установлен знаменитый автопортрет, за который он удостоен Ленинской премии, оригинал хранится в Третьяковской галерее. Для копии скульптор Г. Левицкая и архитектор Я. Белопольский использовали бронзу. Бюст установлен на гранитный постамент, на котором высечена крупная надпись: имя и годы жизни. Участок могилы выложен камнями, они служат оградой для цветника.
На одном из камней стоит скульптурный лебедь, копия кресла сделанного им для жены из дерева. Коненков известен ещё и тем, что изготавливал художественную мебель, которая разошлась потом по частным коллекциям. Им заключались контракты на поставку деревьев
упавших в случае ураганов и других стихийных бедствий, так как считал, что дерево, срубленное человеком, обладает плохой энергетикой, с ним нельзя работать.
(8 участок, 45, предпоследний ряд)
Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960) — русский и советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
С 1913 по 1925 год возглавлял Третьяковскую галерею. В 1918-м Игорь Грабарь создал сеть Центральных реставрационных мастерских, в которых были спасены многие шедевры Древней Руси. Художник реставрировал "Троицу" — икону Андрея Рублева, творчеством которого он интересовался, занимался восстановлением древнерусских церквей. Выступал против уничтожения церкви Покрова на Нерли. Грабарь написал монографии о Валентине Серове, Исааке Левитане и двухтомную монографию о своем учителе Илье Репине, которая принесла ему Сталинскую премию.
Памятник Игорю Грабарю представляет собой фигурную белокаменную стелу, составленную из нескольких блоков, постаментом служит гранитный прямоугольник. На стеле, как на большом панно, выбиты несколько барельефов, на них изображены святой Герасим и лев — этот библейский сюжет был неоднократно запечатлен русскими иконописцами, а также лик святого и птица в древнерусском стиле.
8 участок, 4 ряд
Вначале центральной аллеи Новодевичьего, находится могила Б. Ельцина. Перед ней небольшая площадь, которая вымощена брусчаткой, как на Красной площади. Памятник выполнен в виде огромного триколора, рядом со знаменем, прямо на плитке, выбит православный крест. Скульптурного изображения нет, этот вариант выбрала его семья, что и правильно, так как отношение к личности первого прзидента России у людей было и есть неоднозначное, могли быть акты вандализма, а посягнуть на символ страны — это уже преступление.
Скульптор Георгий Франгулян.
Материалы, из которых сделан флаг: белый мрамор – это очень редкий камень, его пришлось заказать в Китае. Синяя полоса была выполнена из византийской мозаики, красный порфир – одна из самых прочных пород камня.
Никита Сергеевич Хрущев (1894–1971) — Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР, Герой Советского Союза. Он оказался единственным из коммунистических вождей СССР, похороненным не у кремлёвской стены, а на Новодевичьем кладбище. Причина этого был дворцовый переворот, который свергнул его и превратил в "персонального пенсионера".
Во время похорон кладбище закрыли, написав — санитарный день, оно было оцеплено военными. Присутствовали только родственники и самые близкие друзья. А после похорон Хрущёва Новодевичье кладбище почти 20 лет было закрыто для посторонней публики из-за вандалов, стремившихся осквернить памятник бывшему советскому правителю.
Памятник был создан скульптором Эрнстом Неизвестным, искусство которого Хрущёв, на выставке в Манеже, назвал дегенеративным, но именно к нему обратился сын бывшего вождя Сергей, с просьбой сделать памятник отцу и тот согласился, объяснив это тем, что Хрущёв извинился перед ним.
Памятник выполнен из двух мраморных плит белого и чёрного цвета, нестандартной формы, стоящих напротив друг друга. Они олицетворяют две стороны противоречивой личности Никиты Сергеевича. Его добрые помыслы и чёрные дела. В центре на нас смотрит добродушная бронзовая голова Хрущева. Некоторые считают, что памятник олицетворяет черное сталинское время и светлое будущей хрущевской оттепели.
Эрнст Неизвестный лично заканчивал установку памятника, а меньше, чем через год, покинул Советский Союз.
Рядом с могилой Хрущева находится также могила его сына, Хрущева Леонида, погибшего в годы Великой Отечественной войны.
уч. 7, правая сторона.
Андрей Громыко (1909 — 1989). Видный политический деятель советских времен, дипломат, а затем и министр иностранных дел, член правительства, в брежневские времена входил в Политбюро. Участник многих важных политических событий, происходивших в мире в 20 веке.
На посту главы советской дипломатии Андрей Андреевич Громыко находился 28 лет — это рекорд для России. Он был сторонником мирных взаимоотношений с США и их партнёрами по НАТО, предложил более 100 инициатив в области разоружения.
Девиз дипломатической деятельности Громыко — "Лучше десять лет переговоров, чем один день войны".
Автор памятника Андрею Громыко — скульптор И. М. Рукавишников. Могильная плита составлена из гранитных блоков чёрного и красного цвета, на ней установлены две стелы: одна — из трех видов гранита, в изготовлении второй использован еще и мрамор. На одной части изображён портрет дипломата в виде барельефа, на другой контрельефа и слова "Служил отчизне полвека".
4 участок, 18 ряд
Не могла пройти мимо могилы своего земляка Черномырдина Виктора Степановича (1938 — 2010). Советский и российский хозяйственный и государственный деятель, Председатель Совета Министров — Правительства Российской Федерации (1992—1993), Председатель Правительства Российской Федерации (1993—1998), посол России на Украине (2001—2009). С 11 июня 2009 года до конца жизни — советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам экономического сотрудничества с государствами — участниками СНГ.
Запомнился он не только как государственный деятель, но и как великий "златоуст" российской политики — лучшие цитаты В. Черномырдина:
Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Хуже водки лучше нет!
Правительство — это не тот орган, где, как говорят, можно только языком.
Вечно у нас в России стоит не то, что нужно.
На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться.
Надо всем лечь на это и получить то, что мы должны иметь.
Памятник Виктору Черномырдину — строгий и величественный. Три фигурные стелы с художественной резьбой в стиле старорусского зодчества выполнены из черного гранита. На всех трех — небольшие мозаичные иконы. На центральном столбе выгравирована и покрыта сусальным золотом строчка из Евангелия от Иоанна. У подножия двух стел, меньшего размера, лежат одинаковые валуны, на обработанных сторонах которых высечены памятные надписи: одна — Виктору Степановичу, на другом камне — его супруге.
3 участок, 61 ряд
Роман Андреевич Руденко (1907–1981) Советский государственный деятель, Действительный государственный советник юстиции, Генеральный прокурор СССР, Герой Социалистического Труда, член ЦК КПСС. Он был главным обвинителем от СССР на Нюрнбергском процессе. Заслуг вроде бы много, но Руденко неоднозначная фигура в нашей истории.
"Патриарх советской прокуратуры" – так уважительно отзывались о нём коллеги и ученики. Однако, этот неординарный человек известен не только своей профессиональной работой на Нюрнбергском процессе, но и участием в массовых репрессиях. В Нюрнберге он сказал фразу про обвиняемых, которая гораздо больше подошла бы для характеристики сталинского правления: "Впервые перед судом предстали преступники, завладевшие целым государством и самое государство сделавшие орудием своих чудовищных преступлений".
Он входил в состав особой тройки НКВД СССР, только по Сталинской области (ныне Донецкая), только 23 сентября 1938 года этот псевдо-судебный орган "рассмотрел" дела на 672 человека, из которых 531 были приговорены к расстрелу, а 141 к заключению в лагерь.
А при подавлении Воркутинского восстания политических заключённых в 1953 году, генеральный прокурор СССР перед строем заключённых застрелил организатора забастовки — поляка Игнатовича. После чего охрана из пулемётов расстреляла безоружных. Погибло несколько сот человек. Ответственность за преступление не понёс никто, забастовка была мирной, её участники лишь хотели привлечь к себе внимание руководства страны, надеясь на перемены, начавшиеся после смерти "вождя всех народов".
На могиле Романа Руденко возведен оригинальный надгробный комплекс. В основе композиции — гранитная стела с бюстом прокурора. На заднем фоне комплекса сооружена изящная арка, состоящая из двух не состыкованных друг с другом частей. На обеих частях арки выгравирован орнамент из ветвей и щитов. Но если посмотреть на памятник сзади, то он выглядит как прицел, "мушка" винтовки. Кто является скульптором — я не нашла ответа.
Хилон из Спарты, живший в 6 веке до н. э. на самом деле сказал: "О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды". Очень хорошо подходит во многих случаях.
участок 9, ряд 7.
Надежда Аллилуева (1901-1932). Вторая жена И.В Сталина. Покончила жизнь самоубийством 9 ноября 1932 года, после очередной ссоры с мужем, которая произошла на праздничном вечере, посвященном очередной годовщине революции. В книге "Двадцать писем к другу" Светлана Аллилуева так описала состояние своей матери:
Это сдерживание себя, эта страшная внутренняя самодисциплина и напряжение, это недовольство и раздражение, загоняемое внутрь, сжимавшееся внутри все сильнее и сильнее как пружина, должны были, в конце концов, неминуемо кончиться взрывом; пружина должна была распрямиться со страшной силой…
Так и произошло. А повод был не так уж и значителен сам по себе и ни на кого не произвёл особого впечатления, вроде «и повода-то не было». Всего-навсего небольшая ссора на праздничном банкете в честь XV годовщины Октября. "Всего-навсего", отец сказал ей: "Эй, ты, пей!" А она "всего-навсего" вскрикнула вдруг: "Я тебе не — ЭЙ!" — и встала, и при всех ушла вон из-за стола…
Сталин был потрясён. Он не понимал, почему жена нанесла ему удар в спину. Он даже не пришёл на похороны, но на кладбище, как говорят, несколько раз ночью приезжал и подолгу молча, сидел на мраморной скамейке, установленной напротив памятника.
Памятник по личному заказу Сталина выполнил из редкого тогда каррарского мрамора скульптор Иван Шадр. Это стела из грубо отесанного верха, которой как бы "вырывается" бюст Аллилуевой.
На плече её лежит рука, по задумке Сталина это символизировало то, что его жена добровольно ушла из жизни, наложив на себя руки. Хотя первоначально это скрывалось.
К сожалению, памятник несколько раз подвергся нападению вандалов. У статуи отбивали нос, обливали краской. В конце концов, оригинал работы Шадра поместили в Третьяковскую галерею, как выдающееся произведение искусства. На могиле установили копию. Её автор — Владимир Ефимович Цигаль.
К памятнику приходит много девушек, считается, что это помогает найти хорошего суженого.
1 участок, 43а ряд
Екатерина Алексеевна Фурцева (1910–1974) — советский государственный и партийный деятель. Прошла путь от сотрудницы прядильно-ткацкой фабрики до министра культуры СССР, находилась на этом посту с 1960 по 1974 годы. Самая известная женщина-министр в СССР обладала неоднозначной репутацией. Её даже прозвали Екатериной Великой, поскольку от её симпатий и антипатий зависело — быть или не быть тому или иному культурному начинанию. При непосредственном участии Фурцевой были организованы Международный конкурс имени Чайковского и Московский международный кинофестиваль. Первые победы на них одержали пианист Ван Клиберн и режиссёр Федерико Феллини, что продемонстрировало открытость советского общества западному миру. Кроме того, Фурцева сыграла роль в открытии театра на Таганке и не позволила закрыть театр "Современник".
Екатерина Фурцева была страстным и отчаянным человеком. Когда Н. Хрущев снял её с должности секретаря — вскрыла себе вены... Последние годы жизни — из-за различных неурядиц и измены мужа — сильно пила, стала замкнутой. Затянувшийся душевный кризис привёл к трагедии: в ночь с 24 на 25 октября 1974 года, Е.А. Фурцева покончила жизнь самоубийством.
Памятник, выполнен скульптором Л. Е. Кербелем и архитектором М. О. Барщем. Мемориал состоит из четырёх вертикальных стел из светлого мрамора, одна из боковых граней скруглена в форме арфы. В верхней части памятника помещён горельефный портрет Фурцевой.
3 участок, 14 ряд. Рядом с ней покоится дочь Светлана Петровна Фурцева (1942–2005).
Похоронены на Новодевичьем и известные врачи.
Александр Николаевич Бакулев (1890–1967) — выдающийся хирург, доктор медицинских наук, академик АН СССР. Он был основателем и первым директором Института грудной хирургии (ныне Институт сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева).
Памятнику на его могиле присущи авангардные очертания: четкие грани алого стекла, которое символизирует сердце, удерживают утекающие ладони в духе Сальвадора Дали. Автором является известный скульптор Цигаль Владимир Ефимович.
Первоначально сердце было выполнено из ценного натурального минерала, но его украли, поэтому сейчас оно выполнено из стекла.
участок № 6, 35 ряд
Борис Васильевич Петровский (1908–2004) — выдающийся хирург, крупный учёный, известный общественный деятель. Вклад Петровского в развитие отечественной медицины сложно переоценить. Он работал в эвакогоспиталях в годы ВОВ, активно занимался научными исследованиями, публиковал монографии, проводил сложные хирургические операции, в том числе пересадки донорских органов. В течение 15 лет занимал пост министра здравоохранения. Заслуги и достижения Петровского в области медицины были отмечены рядом престижных наград.
Памятник представляет из себя каменную глыбу из которой вырезана фигура Петровского, доктор запечатлён в момент окончания операции, на нём медицинская одежда, шапочка, в руке снятая хирургическая маска. Похоронен был под оружейные залпы.
10 уч., 9 ряд
Могилы известных учёных.
Векслер Владимир Иосифович (1907-1964), физик-атомщик, экспериментатор, профессор. Основоположник ускорительной техники в СССР, создатель синхрофазотрона. Член-корреспондент АН СССР (1946), академик АН СССР (1958), академик-секретарь Отделения ядерной физики АН СССР (1963—1966). Лауреат Ленинской премии и Сталинской премии первой степени.
Векслер неоднократно выдвигался на соискание Нобелевской премии, но так и не получил её.
Подростком сбежал из дома (не сошёлся с отчимом), бродяжничал и, в конце концов, был определён в Детский городок имени III Интернационала, который курировал лично нарком просвещения А. В. Луначарский. После окончания школы поступил на ситценабивную фабрику учеником монтера в электромеханической мастерской. Уже тогда он проявил редкую сообразительность, увлекался техникой и физикой — сам собрал радиоприемник (по тем временам эта задача была непростой). Окончил Московский энергетический институт. В.Векслер на долгие годы сохранил многие воспитанные коммуной взгляды и привычки. Поколение, к которому он принадлежал, в подавляющем своем большинстве с полным пренебрежением относилось к бытовым сторонам своей жизни, но фанатично увлекалось научными, профессиональными и социальными проблемами.
6 уч. 34 ряд.
Лев Давидович Ландау (1908–1968) — учёный с мировым именем, выдающийся физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии. Внёс неоценимый вклад в развитие ряда направлений физики, в соавторстве с Евгением Лифшицем разработал курс теоретической физики, основал научную школу. Ландау — обладатель государственных наград и премий, среди которых Ленинская премия, Государственная премия СССР, Сталинская премия, премия Фрица Лондона и другие.
О его жизни написано невероятное количество статей и снят фильм, вокруг его имени всегда шли разговоры о его своеобразной личной жизни. Он славился непростым характером, регулярно вступал в конфликт с коллегами и порой бывал просто несносен, но все знали, что он был очень добрым и даже веселым человек. На самом деле, как отмечал Петр Капица, он просто так и не научился приспосабливаться к обществу.
В семье у него тоже были особые отношения. Ещё в юности он разработал "Пакт о ненападение в супружеской жизни", руководствуясь которым жил со своей женой Корой. Больше всего, по мнению ученого, брак разрушают ложь и ревность, поэтому супруги получали полное право заводить романы на стороне и не скрывать их друг от друга. За любые проявления ревности его жене грозил штраф.
Его творческая, научная жизнь фактически оборвалась после катастрофы 7 января 1962 года. На шоссе Москва-Дубна машина, в которой находился ученый, столкнулась с грузовиком. Никто не пострадал, кроме Льва Давидовича. После аварии он прожил ещё 6 лет, но в науку вернуться так и не смог.
Ученый был невероятно остр на язык и стал известен также своими афоризмами, некоторые из них актуальны, как никогда.
" Главное – делайте все с увлечением, это страшно украшает жизнь!
— Каждый имеет достаточно сил, чтобы достойно прожить жизнь. А все разговоры о том, какое сейчас трудное время, это хитроумный способ оправдать свое бездействие, лень и разные унылости. Работать надо, а там, глядишь, и времена изменятся.
— Из ничего ничего и проистекает.
— Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт – простые вещи – сложными.
— Удачно жениться – все равно, что вытащить с завязанными глазами ужа из мешка с гадюками."
Автором памятника является Эрнст Неизвестный. Стела выполнена из титана в виде колонны с тремя вогнутыми сторонами, говорят, что в неё заложена и частица метеорита. Её венчает гранитная глыба, из которой вырезан бюст Ландау.
5 уч. 38 ряд
Боровик Артём Генрихович (1960-2000) — выдающийся журналист, президент медиахолдинга "Совершенно секретно", был основателем газет "Совершенно секретно", "Версия", журнала "Лица", основал телевизионную компанию, вёл программу "Совершенно секретно". Лауреат премий "Общественное признание", ТЭФИ, "Лучшие перья России".
Неудивительно, что поднимая острые вопросы, он нажил множество врагов. Поэтому, когда 9 марта 2000 года А. Боровик погиб в авиакатастрофе, никто не поверил, что крушение самолёта было вызвано техническими неполадками или ошибкой пилотов. Многие убеждены — катастрофа была подстроена. Официальная версия расследования причин катастрофы утверждает, что в гибели людей виноваты экипаж и авиатехники. Самолет не смог выпустить обледеневшие закрылки, что и привело к аварии, произошло это в аэропорту Шереметьево-1.
Памятник получился внушительным по размерам.
Скульптор Рукавишников попытался изобразить бойцовый дух покойного журналиста в образе смертельно раненного, но не сломленного воина с мечом. Памятник дополнен фотографиями Боровика, которые вмонтированы в каркасную конструкцию в виде двух сходящихся клиньев.
уч. 10, ряд 8
Юрий Сенкевич. В его судьбе особым образом переплелись медицина, космонавтика, телевидение и многочисленные путешествия, без которых он и не представлял свою жизнь.
Он также был очень талантливым публицистом, являлся автором около шестидесяти работ в области космической физиологии и психологии, изучения поведения человека в экстремальных условиях, книги мемуаров "Путешествие длиною в жизнь", "Их позвал горизонт", "На "Ра" через Атлантику". Он очень подружился с Туром Хейердалом, который так говорил о Юре: "Я не знаю: то ли это мой младший брат, то ли старший сын".
В 1973 году после смерти первого ведущего телепередачи "Клуб кинопутешественников" Владимира Шнейдерова, Юрия Сенкевича пригласили вначале принять участие, а позже стать ее постоянным ведущим. Таким образом, Юрий Сенкевич стал бессменным ведущим передачи почти на тридцать лет.
Памятник получился необычным. Композицию, имитирующую экран телевизора, создали петербургские скульпторы Юрий Чернов и Вячеслав Бухаев. Портрет Сенкевича находится внутри стеклянного куба. В верхнем и нижнем углу рамки — скульптурные элементы, символизирующие путешествия. Так, в нижней части можно видеть парусник на волнах, в верхней — космическое пространство.
уч. 10, ряд 8
Беляев Павел Иванович (1925-1970). Лётчик-космонавт СССР, полковник. Герой Советского Союза. Член первого отряда космонавтов.
В 2017 году на российские экраны вышла картина "Время первых". Она была посвящена одному из самых ярких событий начала космической эры — полету корабля "Восход-2" и первому выходу человека в открытый космос. Командиром корабля был Беляев, именно его играет Константин Хабенский. Без него этот полет никогда бы не завершился успехом, он умел сохранять хладнокровие даже в самых опасных ситуациях.
При возвращении корабля на землю, произошла нештатная ситуация в результате которой стала невозможной посадка в автоматическом режиме.
Павел Иванович Беляев впервые в истории пилотируемой космонавтики произвел ориентировку корабля и посадку в ручном режиме.
Памятник Павлу Беляеву — это огромная статуя самого космонавта. Бронзовую фигуру героя обрамляет металлическая круглая конструкция, символизирующая космос. Вся скульптурная композиция установлена на массивную каменную могильную плиту, отполированную до глянцевого блеска.
3 участок, 64 ряд
Герои Великой отечественной войны.
Виталий Иванович Попков(1922–2010) — генерал-лейтенант авиации, летчик высшего класса, Герой Советского Союза. Он является Почётным гражданином 14 европейских городов, в том числе: Москвы, Магадана, Сочи, Киева, Гагры, Праги, Вены, Будапешта, Братиславы и других. Попков был членом трёх престижнейших ветеранских организаций: Российского клуба асов, немецкого клуба лётчиков-истребителей и американского клуба Орлов. Американцы вообще включили его в десятку сильнейших асов мира.
24 июня 1945 года В. Попков шел в 1-й шеренге Героев Советского Союза 1-го Украинского фронта по Красной площади во время Парада Победы.
Леонид Быков в качестве прототипа лейтенанта Александрова по прозвищу Кузнечик в фильме "В бой идут одни старики", выбрал В. Попкова. Он почти полностью использовал в фильме историю про его первый бой и первую победу.
Наступило июньское утро 1942 года, почти весь полк улетел на задание, на аэродроме стояло только два ЛаГГ-3 (командира и комиссара), а Попков на полевой кухне чистил картошку. В этот момент в небе появилось два немецких бомбардировщика в сопровождении истребителей Ме-109. Они уже зашли для атаки на аэродром, когда Попков прямо в фартуке, сопровождаемый псом Пиратом, вскочил в один из ЛаГГ-ов, взлетел навстречу и прямо на взлёте сбил бомбардировщик Ju-88. Остальные немцы, не ожидавшие такой прыти, рассыпались веером и разлетелись. Поэтому поднявшийся в воздух следом за Попковым командир полка увидел на горизонте только силуэты улепётывавших самолетов противника. Приземлившегося Попкова на земле ждало море восторга.
В последующем, когда он уже был командиром звена, и узнал, что большинство из лётчиков эскадрильи владеет каким-либо музыкальным инструментом или хорошо поёт, он создал любительский джаз-оркестр, чтобы свободное от полётов время посвятить музыке, которую очень любил. Вот тогда и появилась на свет единственная в своем роде "поющая" эскадрилья солдат победы, которая настолько прославилась, что Л. Утёсов передал два произведённых на его деньги истребителя именно в эскадрилью В. Попкова. Капитан Попков, к тому времени уже Герой Советского Союза, сменил слегка насмешливое прозвище Кузнечик на почётное — Маэстро, да и в воздухе у него был позывной "Маэстро".
Надгробный комплекс впечатляет: Главное в ней бронзовая статуя, изображающая летчика Попкова в полный рост, по-моему, очень хорошо передаёт характер героя. Пилот одет по форме, на груди — две звезды Героя Советского Союза, рука придерживает пропеллер самолета (последний скульптурный элемент вмонтирован в большую вертикальную плиту позади скульптуры). Над пропеллером крупными металлическими буквами написано "Будем жить".
уч. 11, ряд 5
Зоя Космодемьянская (1923–1941), её подвиг отражён в художественной литературе, кино, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях. О судьбе партизанки Зои, которую повесили немцы в Петрищеве, рассказал военный корреспондент Петр Лидов в своей статье "Таня", опубликованной в 1942 году в газете "Правда": Таней диверсантка назвалась на допросе. Космодемьянская — первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, посмертно.
В последние годы появилось столько разных статей о расследовании событий тех дней, что больше ничего писать не буду.
А памятник красивый, не похожий на традиционные мемориалы героям войны. Скульптор Олег Комов.
Памятник погибшим экипажу и пассажирам самолета "Максим Горький". Многомоторный аэроплан, названный в честь писателя". Максим Горький". Крупнейший советский самолет АНТ 24, построенный авиаконструктором Туполевым в 1934 году. Размах его крыльев составлял 63 м, площадь внутренних помещений — 100 кв. м. В салоне могли разместиться до 70 пассажиров, там были предусмотрены даже двухъярусные кровати для отдыха. Кроме того, борт считался мобильной агитационной платформой. Он был оборудован фотолабораторией, типографией, библиотекой, громкоговорящей радиоустановкой "Голос неба", а в кабине была установлена техническая новинка — автопилот.
К маю 1935 года, когда самолет поднялся с Центрального аэродрома имени Фрунзе в Москве, он уже успел принять участие во встрече спасенных челюскинцев, а во время своего визита в СССР его пилотировал французский авиатор и писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
Во время демонстрационного полета в мае 1935 г. он был поврежден в результате столкновения с истребителем сопровождения и потерпел катастрофу. Обломки самолётов упали на посёлок Сокол. На борту воздушного судна, которое меньше чем за год установило два мировых рекорда, находились его создатели, а также члены их семей (49 человек, в том числе 6 детей), но среди жителей посёлка жертв не было.
Виновником, как было определено, был пилот И-5 Николай Благин, рискнувший жизнями людей ради удачного маневра, но похоронен он был вместе со всеми погибшими.
Недалеко находится и могила Дмитрия Ульянова (1874 — 1943), младшего брата В.И. Ленина. В годы Революции 1905—1907гг. работал врачом в Симбирске и был членом комитета РСДРП, затем в Серпуховском уезде, Феодосии. Во время 1-й мировой войны был мобилизован в армию, служил военным врачом в Севастополе, Одессе, сануправлении Румынского фронта, вёл революционную работу. С 1933 работал в научном секторе поликлиники Сануправления Кремля. Одновременно с врачебной деятельностью вёл работу в Центральном музее В. И. Ленина.
Прогуливаясь по Новодевичьему, попадаешь в особую атмосферу, во всяком случае, для меня, как будто бы очутился в ожившим (несмотря на то, что находишься на кладбище) учебнике истории.
Продолжение следует...
- Адрес:
Лужнецкий проезд, 2
- Дополнительная информация:
Время работы: летний период (с 1 мая по 30 сентября) каждый день недели с 9-00 до 19-00. Зимний период (с 1 октября по 30 апреля) каждый день недели с 9-00 до 17-00.
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 3 мар 2021, 20:43удалить
marlisнаписала 3 марта в 21:16
Вся история страны на одном кладбище!
Это точно, можно изучать историю или вспоминать её. - 4 мар 2021, 20:16удалитьПрогулка по столь знаменитому кладбищу, где каждое захоронение "приветствует" тебя известной фамилией, само по себе как погружению в историю страны. А если еще и прочитать краткую историю владельцев, что вы нам, Нина, подарили, то становится вдвойне интересно и познавательно.
Спасибо, в Новодевичьем монастыре была неоднократно, а вот до кладбища ноги не довели. Упущение, надо поклониться знаменитостям! - 4 мар 2021, 21:12удалитьЯ была три раза. Два просто гуляла, а один раз ходили с дочерью к Хворостовскому, положили цветы.
- 20 мар 2021, 13:03удалитьБыла на Новодевичьем кладбище давным-давно в начале 70-годов прошлого века — после кладбищ в Латвии была поражена обилием огромных скульптур, тогда памятника Хрущеву и Ландау еще не было. Сейчас интересно было бы посетить — не только история эпохи, но и знакомство с произведениями известных скульпторов. Мне больше всего нравится памятник Алилуевой — светлый и непомпезный.
- 20 мар 2021, 13:16удалитьМне он тоже понравился, но больше всего понравился памятник Собинову, тронул за душу.