1545 материалов по 1 540 объектам, 55 799 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, ул. Малая Грузинская, 27/13
- (499) 252-39-11
- catedra.ru/
Храм с одним из самых больших органов в России
Этот совет является частью дневника «Храмы и монастыри Москвы»
Радостно то, что сейчас можно видеть расцвет и обновлённое величие соборов. В один из таких мы сегодня и направимся, правда надо оговориться, что наполняться мы будем не молитвами, а музыкой в самом большом католическом соборе в России.
(фотография из Интернета)
В небольшом районе Грузины в центре Москвы, между Пресней, Зоопарком и Белорусским вокзалом, как многие отмечают находится "островок Европы" — роскошный, живописный, красивый неоготический Римско-католический кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.
Мы не спешим заходить внутрь собора, а любуемся прекрасным архитектурным сокровищем.
.
.
У него есть своя судьба и история.
О некогда процветающей Грузинской слободе – владении грузинского царя Вахтанга VI – можно догадаться лишь по названиям улиц: Большая и Малая Грузинские, Грузинский Вал, Грузинский переулок. Именно здесь, в конце XIX столетия, по разрешению губернатора Москвы, было принято решение строительства храма для увеличивающейся общины католиков. Прежние два храма уже не вмещали верующих.
Место выбрали не случайно. Несмотря на то, что исторически в Грузинах была своя православная церковь Георгия Победоносца, здесь проживало большое число католиков польской национальности, работавших на Московско-Смоленской железной дороге. Именно польская община собрала основную часть средств для постройки вместе с верующими из разных городов России.
Собор возводили десять лет с 1901 года по 1911 год. Отделочные работы велись вплоть до революции 1917 года.
Проект кафедрального собора в неоготическом стиле создал русский архитектор польского происхождения Фома Богданович-Дворжецкий. Возможно, прообразом для фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, для купола — купол кафедрального собора в Милане. И действительно, особенно издалека, при подходе к собору, меня не отпускают ощущения, что я нахожусь в Милане.
Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под ними, на внешних поверхностях стен, расположены четырнадцать мозаичных барельефов, символизирующих стояния Крестного пути Иисуса Христа.
Надо сказать, что первые двадцать лет советской власти костелу удавалось сохранять приход и продолжать богослужения. Все изменилось в 1937 году: храм закрыли, церковное имущество было разграблено либо уничтожено, разрушены алтарь и орган, обезображен фасад.
Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башен и шпилей. В 1956 году в здание был заселен НИИ «Мосспецпромпроект», а внутреннее пространство было поделено на 4 этажа, тем самым внутренний интерьер был изменён до неузнаваемости.
Через двадцать лет, в 1976 году, собору, казалось бы, должна была улыбнуться удача: московские власти создали проект по превращению собора в зал органной музыки. Однако 15 организаций, оккупировавшие здание, отказались переезжать. Наконец, в 1989 году московские католики во главе с ассоциацией «Дом Польский» подали запрос на возвращение храма Римско-католической церкви.
Год спустя, по случаю праздника Непорочного Зачатия Девы Марии была отслужена месса на ступенях костела с разрешения властей. Это было первое богослужение собора за долгих 60 лет.
В 1992 году мэр Москвы Юрий Лужков подписал указ о постепенной передаче и освобождении храма, но выселить Мосспецпромпроект тогда так и не удалось. На возвращение храма епархии понадобилось еще годы. Лишь в 1996 году приход наконец-то получил документы на бессрочное пользование зданием от властей.
Основные реставрационные работы заняли около трех лет, в конце 1999 года кардинал Ватикана Анджело Содано прибыл в Москву для торжественного освещения костела.
.
Несколько лет спустя собору было возвращено его главное сокровище – орган, для которого в проекте предусматривалась специальная акустика.
Орган, установленный здесь, является одним из самых больших в России. Он был передан костелу Пресвятой Девы Марии в дар кафедральным собором города Базеля.
Инструмент был построен в 1955 году, а в 2002 году начались работы по демонтажу органа под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын — Гуннар Шмид.
Сейчас я приведу технические характеристики этого органа, которые для большинства (я отношу себя к нему) мало что говорят, но цифры все равно впечатляют — в нем 74 регистра, 4 мануала и 5563 трубы, позволяющие исполнять органную музыку любой эпохи, начиная с раннего Средневековья.
Главное, что я была свидетелем этого чарующего и необыкновенно чистого звучания! Мне не раз приходилось слушать органную музыку в храмах, и каждый раз думаю, что это самое лучшее и божественное исполнение и звучание. Так происходит и здесь. Усиливает впечатление наочность исполнения. На нескольких больших экранах (чтобы можно было видеть с любого места) крупным планом видна работа каждой ступни и рук. youtu.be/dVnYhkkCNHY
Вся эта виртуозная игра вовлекает тебя в водоворот извлекаемых звуков, которые рождают великую музыку. Ты уже становишься частью этого божественного.
- Адрес:
Москва, ул. Малая Грузинская, 27/13
- Телефон:
(499) 252-39-11
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва