Утро четвёртого дня пребывания на Камчатке выдалось ожидаемо пасмурным и дождливым, в соответствии с прогнозом погоды. А ведь сегодня был запланирован первый наш более-менее серьёзный камчатский поход – восхождение на вулкан Горелый.
Туман и его спутник — мелкий моросящий дождь — настроение, мягко говоря, не поднимали, а философская мысль кинематографического классика: «У природы нет плохой погоды…», которую напомнил нам инструктор Владимир, прозвучала почти как издевательство.
Впрочем, за прошедшие дни Камчатка нас уже начала приучать к подобным погодным условиям. Хотя вполне ещё не приучила.
На уже привычном Камазе-вахтовке мы, интенсивно сотрясаемые дорожными ухабами, поколесили по трассе P475. Дорога эта — техническая. Она ведёт к Мутновской геотермальной электростанции.
В силу своего предназначения дорога практически бесхозная, и по этой причине находится в весьма запущенном состоянии. Периодически наш Камаз с неё съезжал, чтобы не довести мозг пассажиров до патологического сотрясения. Выручало это ниже среднего, поскольку грунтовка была не намного ровнее самой трассы.
Однако не сотрясение содержимого черепной коробки беспокоило меня и моих спутников больше всего, а перспектива брести в туманную неизвестность, да ещё и под дождём.
Примерно через полчаса после старта с базы «Надежда» мы начали подниматься на затяжной Вилючинский перевал, и уже почти на самой его вершине туман неожиданно расступился, дождь прекратился, выглянуло солнце, и мы увидели впечатляющую панораму Вилючинского вулкана.
Почти обезумевшие от счастья видеть такую красоту, мы вырвались из автомобиля и рассыпались по окрестностям, чтобы насладиться чудесным зрелищем, которое предоставила нам природа.
Эйфория была столь сильна, что нас даже не напугали деревянные идолы, которые смотрели на нас вовсе не зловеще, как предписывает им смотреть их статус. А, скорее, иронично: мол, наслаждайтесь видами округи, пока мы вам разрешаем, а дальше, видно будет…, или не видно.
К слову, Гамулы — это горные духи — великаны, которые, по поверьям аборигенов, живут в жерлах вулканов, производят дождь и молнию, а по ночам уходят в море ловить китов. Когда мы видим дым из жерла вулкана, это значит, что гамулы готовят себе обед и скоро у них будет пир.
На месте, где мы остановились, находится смотровая площадка, неплохо по камчатским меркам оборудованная.
Во всяком случае, одно из удобств – скамейку — я сразу же оседлал для позирования на фоне вулкана.
Ирина же заняла иную диспозицию – поближе к камчатским рододендронам.
Цветы, признаю, действительно, красивые.
Хотя они здесь – далеко не единственные.
То, что дороги Камчатки являют собой в большей степени направления, красноречиво свидетельствует облик вот такого рода автомобиля – результат приложения рук местных умельцев, которые, надо полагать, растут из положенного места.
Ну, а нам после получасовой остановки, пора было продолжить путь к цели нашего сегодняшнего путешествия – вулкану Горелый.
По пути виднелись иные вулканы. Вот вдали «курит трубку» вулкан Мутновский, к которому, если позволит погода, мы отправимся завтра.
А это уже показался «наш» Горелый.
Мы подъезжаем к подножию вулкана. Оставляем отдыхать Камаз. А сами, наскоро собравшись, отправляемся в путь.
Тянуть время нам не с руки, поскольку прогнозисты погоды обещают после обеда дождь.
Уже здесь внизу, обдуваемые интенсивным ветром, мы понимаем, что, как нам казалось, спартанский быт на базе «Надежда», вовсе не спартанский, а вполне комфортабельный.
По-спартански живут как раз те люди, которые расположились здесь, у подножья вулкана, в палатках.
В начале нашего пути пришлось преодолевать такой вот снежник.
Подъём на Горелый не относится к разряду сложных. Высота вулкана составляет 1829 метров над уровнем моря. Перепад высоты при восхождении по вертикали — 900 метров.
Тем не менее, совсем уж лёгким восхождение на Горелый не назовёшь. Не случайно, дойдя до середины маршрута, четверо наших спутников решили возвратиться.
Наш подъём длился вместе с парой остановок примерно три часа. Он осложнён был шквалистым ветром, который ближе к вершине только усиливался и заставлял путешественников периодически укрываться за каменными лавовыми массивами.
Тяготы подъёма, впрочем, скрашивались красотами, которые открывались по сторонам и особенно сзади.
Поскольку по направлению подъёма смотреть особенно нечего, иногда говорят, что подниматься на Горелый следует спиной вперед.
С этим, пожалуй, можно согласиться.
Когда, казалось, вершина вулкана была совсем близка, наступило то, чего мы больше всего опасались. Этим «то» оказался наш старый знакомец – туман, который накрыл нас с такой интенсивностью, что на расстоянии 3 метров уже ничего невозможно было разглядеть.
Без всякой надежды увидеть кратер Горелого, мы добирались до вершины вулкана исключительно из вредности. А запланированная прогулка по кромке кратера естественным образом отменилась, поскольку разглядеть что-либо в такой обстановке было невозможно Да и ветер настолько стремительно пронизывал душу, что пронзённая душа просилась побыстрее спускаться вниз, где, по её предположению, было потеплее.
Так что, в результате похода, спортивный интерес был удовлетворён, а эстетический – не вполне.
Вот что увидели бы мы, случись в этот день хорошая погода.
Кстати, Горелый – вулкан действующий. Последний раз он активничал в 2010 году.
Путь назад был почти без остановки. И занял он около двух часов.
Подгонял нас к тому же уже привычный спутник – ветер и холод им принесённый.
Впрочем, особо роптать не приходилось, поскольку ожидаемый по прогнозу дождь так и не пошёл. Иначе впечатление от подъёма смазалось бы окончательно.
Кстати, те, кто ходил в горы знает, что спуск – дело совсем не лёгкое, как может показаться непосвящённым. Нагрузка на коленные суставы в это время гораздо более интенсивная, чем при подъёме.
Внизу нас поджидал накрытый инструктором стол с всевозможными походными разносолами, горячим чаем, согревшим нас радикально.
Окончательная же релаксация наступила уже по возвращении на базу, где нас привычно ублажил бассейн с тёплой термальной водицей.
Что ни говори, мы это блаженство в тот день заслужили!