1 материал по 1 объекту, 25 фотографий
- GPS
- Россия, Жданово, Пильнинский р-н., Нижегородская область
Близнецы зодчего Казакова. Троицкий храм
Река Пьяна — самая извилистая река, её русло длиной более 400 км петляет по Нижегородской области и немного в Мордовии, по нескольку раз делая изгибы и повороты в легко размываемых карстовых породах. За изгибы русла река получила своё шутливое название!
фото из инета
Основателем села Жданово является Ждан Мустафин Томаев, в конце XVI века — арзамасский служилый татарин-мурза, крупный землевладелец, наследник своего отца мурзы Томай Мустафы.
Точной даты образования села не найдено, но в архиве Нижегородской области имеется подлинник документа из переписных книг 1645-1646 года на поместные вотчинные владения князей Капкуна и Девлет-Кильдея Ивакаевых детей Чегодаевых в селе Сюнеево и деревне Жданово Алатырского уезда в Приказе Казанского дворца. Селение было названо по имени владельца земель, что очень было распространено в те времена. После смерти Ждана земли были унаследованы его вдовой и сыном Ибрагимом.
Согласно ведомости Симбирского наместничества 1780 года Жданово уже называлось селом, что означало наличие церкви, и именовалось село — Большое Жданово. Первую православную деревянную церковь в 1776 году построил на свои средства местный помещик, коллежский асессор, Александр Ильич Пашков, уроженец соседнего села Верхнее Талызино.
Семья Пашковых принадлежала к богатому аристократическому роду Пашковых, к 11 поколению от родоначальника — поляка Григория Пашкевича, приехавшего в Россию при Иване Грозном. Дети Пашкевича приняли фамилию «Пашковы» и уже первый сын Пашкевича, Иван Григорьевич, в 1604 году был отмечен в документах как тульский боярин.
Александр Ильич Пашков небогатый, но очень расчётливый дворянин, удачно женился на Дарье Ивановне Мясниковой, второй (из четырёх) дочери симбирского миллионера Ивана Семеновича Мясникова — основателя горнозаводской империи на Южном Урале. После смерти И.С. Мясникова основанные ими медеплавильные и железоделательные заводы были в 1782 году разделены между дочерьми Мясникова как единственными наследницами.
Разбогатевший таким образом Александр Ильич Пашков вполне мог позволить себе уже не деревянную церковь, а роскошные сооружения спланированные известным архитектором того времени В.И. Баженовым. В селе Верхнем Талызине на границе с Мордовией, в 1791 году им был построен в усадьбе, величественный каменный храм в честь Святого Александра Невского.
В семье Пашковых родились две дочери и три сына: Иван Александрович Пашков (1758-1828),
Алексей Александрович Пашков (1760-1831), Василий Александрович Пашков (1764-1838).
Братья Пашковы получили отличное образование и высокие должности. Они владели дворцами в Москве и Петербурге, имениями в Нижегородской и Тамбовской губерниях, в Башкирии, а на Южном Урале — медными и железными рудниками с плавильными заводами при них.
Состоятельный помещик Алексей Александрович Пашков решил построить новый каменный храм в Жданово, вместо обветшавшего деревянного, построенного его отцом. Средства позволяли ему легко заказать проект великому зодчему классицизма — Матвею Фёдоровичу Казакову.
.
В 1811 году в Жданове был построен великолепный каменный храм-ротонда с трапезной, тремя приделами и колокольней со шпилем. В храме было три престола: главный, холодный, во имя Живоначальной Троицы и тёплые, зимние приделы, во имя трёх Святителей Московских и всея Руси Чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, и другой, в честь Чудотворной иконы Божией Матери всех скорбящих радости. Главной святыней Троицкого храма была почитаемая верующими, чудотворная икона Божией Матери «Избавление от болезней».
В архитектуре храма использован любимый, свойственный стилю Казакова приём – ротонда, где расположен главный придел. Она увенчана ступенчатым куполом, над которым возвышается легкий "фонарик-ротонда" увенчанный крестом. Ротонда – уникальная форма, архетип храма как символа мироздания с его центральной идеей земного счастья.
Троицкая церковь в Жданово очень похожа на храм Вознесения на Гороховом поле в Москве — это церкви-близнецы, как две капли похожи друг на друга и создатель их — зодчий М. Ф. Казаков.
М.Ф. Казаков. Вознесенский храм на Гороховом поле
Храмовое здание имело, как и храм Вознесения Господня в Москве, форму корабля: вытянутое в длину пространство, монументальная ротонда с колоннами, трапезная и высокая колокольня со шпилем находятся по одной оси.
Верхние ярусы колокольни тоже были украшены колоннами, только всё имело более строгий вид, без ордеров, мозаик и других скульптурных украшений. Казаковский "бренд" — ротондочка над куполом основного здания сияла и над нижегородской землёй!
После революции, жители села Жданово отказались разрушить Троицкую церковь, и её ломали рабочие привезённые со стороны — в тот же день всех нехристей сразил подозрительный недуг.
.
Рабочих отвезли в больницу с пищевым отравлением, но вскоре они умерли; после этого случая желающих ломать церковь вообще не нашлось...
Позже, церковь трижды взрывали, но она устояла, слишком крепка старинная кладка на растворе в состав которого входит белок куриных яиц, да ещё с железными конструкциями в толще стен.
И на холме среди селенья
Храм Божий – радость светлых слез.
Пусты его окна – глазницы
И не звонят колокола.
Над алтарем летают птицы,
Скривились набок купола.
Они державу собирали –
Святые храмы на Руси.
Страну от нечисти спасали
Себя от русских не спасли.
Стоит огромный, величавый,
Опустошенный злом до дна
Храм Божий, русский, православный
Стоянка стаи воронья.
Ю.Вольнов.
Раньше Жданово было село богатое, доброчинное. Из соседней округи женихи старались брать в жёны девушек из Жданова, за ними давали хорошее приданое. На заработки ждановские богатеи не брали соседских мужиков — за это их не жаловала народная молва. В Жданове был самый крупный на всю округу базар, на него приезжали купцы из Арзамаса, Алатыря, Курмышского уезда с разным мелочным товаром. Крестьяне из близлежащих сел на базаре продавали и покупали нужный в хозяйстве товар – деревенские изделия и хлеб. В дни торга площадь возле церкви кишела народом. На ярмарку приезжали татары из ближних сел, рядом живущая мордва и даже чуваши из-за Суры. Мордовская деревня Юморга – была приходской в Троицкой церкви. Юморгские крестьяне были набожными, в отличие от мордвы других селений, в которых долго ещё наблюдались языческие пережитки.
Жители села Жданово были очень зажиточными. Отличался от всех и выговор ждановцев, он был московский "акающий", в отличие от "окающего" нижегородского. Мимо села Жданова проходила дорога из Симбирска в Курмыш, или, как её называли — почтовый тракт.
Пашковы — богатейшие российские помещики, имели дворцы и поместья в разных губерниях Россиийской империи, в том числе и в Нижегородской, а также в странах Европы. Их фамилию увековечил знаменитый "Дом Пашкова"на Ваганьковском холме, напротив Боровицкого холма Московского Кремля.
.
Его заказал у архитектора В.И. Баженова капитан-поручик Семёновского полка Пётр Егорович Пашков, сын денщика Петра I, троюродный брат Александра Ильича Пашкова. Будучи бездетным, Пётр Егорович оставил в наследство "Дом Пашковых" Александру Ильичу, тот своему младшему сыну — Василию Александровичу Пашкову, хозяину усадьбы Ветошкино.
.
В Жданово до сих пор остались как напоминание о тех временах, добротные кирпичные дома, а
остатки церкви как уникальный памятник градостроительства и архитектуры великого зодчего Матвея Фёдоровича Казакова.
Два архитектора — В.И. Баженов и М.Ф. Казаков были любимыми зодчими семейства Пашковых.
Возле Троицкой церкви со стороны алтарной части находится родовой склеп местных помещиков Пашковых. Он закрыт, но был разорён, так как часть надгробной плиты валяется у его входа. Это, судя по надписи, могила С.С. Андреевского, зятя Алексея Александровича Пашкова.
.
Его дочь, Елизавета Алексеевна, вышла замуж за Стефана Стефановича Андреевского, генерал- майора, тверского дворянина, и получила село Жданово и земли в приданое.
После этого селом и прилегающими землями стал владеть герой войны 1812 года, командир лейб– гвардии Уланского полка, который участвовал во многих битвах, в том числе в сражении на Бородинском поле и при взятии Парижа. В семье было четверо детей: Михаил, Сергей, Алексей и Елизавета. В дальнейшем землями стали владеть их дети и внуки.
Последняя информация о помещике села Жданово была опубликована в Симбирской Народной газете от 3 декабря 1917 года:
"Конец ноября 1917 года. Под давлением солдат — большевиков, прибывших с фронта, пошли громить поместье помещика, отобрав весь как движимый, так и недвижимый инвентарь, делёж которого производят теперь между собою".
У Андреевских в селе Жданово был 2-х этажный дом на высоком берегу Пьяны и сад, ступенями спускающийся к реке. Во время Великой Отечественной войны в доме находился госпиталь, а позднее сельская школа. В настоящее время на этом месте построен частный дом.
фото из инета
В 70-х годах XIX века священником в Троицком храме служил основатель династии Розовых — протоиерей Василий Степанович Розов. Все три сына отца Василия тоже стали священниками.
Старший сын, Константин Васильевич Розов, Великий патриарший архидиакон.
Средний, Николай, служил в Троицком храме, был арестован в марте 1935 года, выслан в Уфу и в 1938 году расстрелян, погребен там же, в безвестной общей могиле.
Архиерейским Собором был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Младший сын, диакон, Михаил Васильевич, расстрелян 6 марта 1938 года в Ленинграде. Расстрелян был и зять, муж Марии Васильевны, протоиерей Василий Григорьевич Крылов.
7 июня 2018 года в селе Жданово возле недействующего храма Живоначальной Троицы был заложен новый храм в честь священномученика Николая Розова. Чин закладки храма совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Жданово, рядом с угасающим Троицким храмом, обрело новый храм свм. Николая.
- Адрес:
Жданово, Пильнинский р-н., Нижегородская область
Дешёвый ✈️ по направлению Жданово
- 29 дек 2020, 12:09удалитьЧерез историю села проходит живая нить связи поколений. Изумительные стихи, которые так точно отражают историю наших разоренных храмов. Воистину от русских не спасли...
Спасибо за рассказанную историю через зодчего и заказчика - 29 дек 2020, 12:29удалить
Hanyaнаписала 29 декабря в 12:09
Через историю села проходит живая нить связи поколений. Изумительные стихи, которые так точно отражают историю наших разоренных храмов. Воистину от русских не спасли...
Спасибо за рассказанную историю через зодчего и заказчика
Меня тоже задела именно эта фраза, как пощёчина каждому русскому, а не тем выродкам. - 29 дек 2020, 18:09удалитьГрибочков, наверное поели, сердешные...
Молодец повариха, отомстила!
Сколько разрушили, по крупицам собрать хотя бы малую часть! - 30 дек 2020, 12:16удалить
Alex2020 29 декабря в 18:09
Грибочков, наверное поели, сердешные...
Молодец повариха, отомстила!
Сколько разрушили, по крупицам собрать хотя бы малую часть!
Стараются восстановить что ещё можно... - 30 дек 2020, 08:01удалитьЭтот храм уже восстановить не возможно, весь кирпич сыпется.
Спасибо, что познакомили с неизвестным местом на карте! - 30 дек 2020, 12:17удалить
Evgelia7написала 30 декабря в 08:01
Этот храм уже восстановить не возможно, весь кирпич сыпется.
Спасибо, что познакомили с неизвестным местом на карте!
К сожалению война добавила разрухи и политика. В 50-х годах многое ещё стояло,
а теперь уже конечно поздно. - 1 янв 2021, 06:03удалитьСдается мне, что сегодняшнее восстановление всей этой былой красоты не имеет прежнего качества и не будет стоять веками. Материалы современные и руки тоже. Там хозяин, вкладывающий деньги, требовал качество, а ныне кто?
Люблю читать старинную вязь слов. Например вот эта- согласно ведомости Симбирского наместничества ... - 3 янв 2021, 13:02удалитьВы правы, Майнур!
Прежнего качества нет. Современные новые храмы — освятили, глядь, через год, они уже облезлые стоят, то там отвалилась штукатурка, то сям проржавела крыша! Ну как это? Опять в леса? А денежки уплачены!