Часто путешествия дают нам возможность совершать для себя географические и исторические «открытия», но бывает и так, что эти открытия являются литературными.
3 октября 1895 года родился один из ярчайших русских поэтов – Сергей Есенин. По случаю 125-летия со дня его рождения в селе Константиново, где родился и вырос поэт, были проведены праздничные мероприятия. И несмотря на то, что я никогда не была большой фанаткой Есенина, мы не могли пропустить это событие.
День выдался великолепный – тёплый и солнечный. Деревья принарядились к празднику в золотые одежды, создавая радостное настроение.
Наш «нафигатор» тоже не подвёл – провёл нас какими-то «партизанскими» тропами прямёхонько на соседнюю с музеем улочку, где мы и припарковались. Это уже потом, когда уезжали, увидели место для официальной парковки и должна сказать, что оно оказалось не близко. Так что, очередной раз скажем спасибо нестандартным решениям :).
Торжество и веселье начиналось практически у входа – гостей встречали песнями и плясками.
Народу на праздник приехало видимо-не видимо! В кассу пришлось постоять минут так «-дцать».
Но, согласно веянию времени, многие в основном были в масках, а измерение температуры проходило в обязательном порядке.
Сфотографировать тополь, посаженный самим Есениным в 1924 году, так, чтобы поблизости кого-то не было, так и не удалось :).
Музей-заповедник был открыт в 1965 году к 70-летию поэта благодаря стараниям сестёр Есенина.
Но началось всё гораздо раньше, сразу после смерти Есенина — сюда, в Константиново, потянулись поклонники его поэтического дара. Они приезжали и приходили к дому, где жила Татьяна Федоровна, мать Сергея, чтобы высказать своё почтение и свою печаль. Постепенно, в заведённых для отзывов тетрадях, появились тысячи записей и просьб организовать музей на родине народного любимца.
Фото пришлось взять из интернета, так сфотографировать самостоятельно не было возможности из-за неимоверного количества народу вокруг .
Для создания музея была создана комиссия, в состав которой вошли писатели, специалисты музейного дела, архитекторы, художники и сёстры поэта Екатерина Александровна и Александра Александровна. На тот момент это был первый музей, посвящённый Есенину и долгое время – единственный. Только спустя 30 лет после открытия музея в Константиново появилась литературно-мемориальная экспозиция в Москве, в Б. Строченовском переулке д. 24, стр. 2, где с 1911 по 1918 годы жил поэт.
На момент работы комиссии по созданию музея в Константиново в доме родителей Есенина уже размещалась выставка «Жизнь и творчество С.А. Есенина» и сельская библиотека, и для создания мемориальной экспозиции требовалось воссоздать обстановку быта семьи поэта. В этом, как раз, и помогли сёстры — Александра и Екатерина. Они рассказали, какими были перегородки в доме, как располагались предметы быта, как выглядели занавески на окнах, с какой кружевной оторочкой.
Переступая порог есенинского дома, попадаем в просторные сени, где можно увидеть предметы быта и орудия труда. Среди них коса, принадлежавшая Сергею Есенину, серп Татьяны Федоровны, матери поэта, коромысло, хлебная лопата и другая крестьянская утварь.
Часть предметов периода жизни Сергея в родительском доме хранилась на чердаке дома, другие предметы были заменены аналогичными.
В жилой части дома расположена небольшая кухня с белоснежной русской печью и предметами домашнего обихода.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется На парное молоко.
Самовар, за которым собиралась вся семья Есениных.
В горнице дубовый стол с настольной лампой, зеркало. На стене, в раме, висит Похвальный лист, которым был награждён Серёжа в 1909 году по окончании местной четырёхклассной школы.
Часы фирмы «В. Габю», подаренные отцу Есенина купцом Крыловым за долгую и безупречную службу, всё также отсчитывают время, как и при жизни поэта.
В небольшой комнатке, у окна, стоит деревянная кровать с лоскутным одеялом, рядом – сундучок, подаренный Есенину священником Иоанном Смирновым.
Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
Из сохранившихся построек на территории усадьбы со времени жизни поэта остался лишь амбар.
Все остальные здания восстановлены к открытию музея,
как и сад, сгоревший при пожаре 1922 года.
Осмотрев усадьбу Есениных, мы отправились в расположенный напротив храм Казанской иконы Божией Матери.
Казанская церковь была построена на месте старой, деревянной, в 1779 году известным архитектором Иваном Егоровичем Старόвым по заказу вице-канцлера Александра Михайловича Голицына, владевшего в то время селом Константиново.
Колокольня была пристроена позже, после 1808 года. Забегая вперёд, скажу, что в 1952 году колокольня была варварски разрушена – по словам очевидцев её подрыли по периметру со всех сторон, под фундамент подложили бревна, а затем подожгли. При прогорании брёвен колокольня начала крениться и завалилась на бок. Уцелевшие колокола были разбиты, кирпичи использовали для строительства свинарника.
Там настроены палаты
Из церковных кирпичей;
Те палаты — казематы
Да железный звон цепей.
Восстановление колокольни начали 1994 году, в 2001 закончили.
Да, и церкви самой тоже досталось – в 1937 году её закрыли, а с 1939 года здание храма использовали под склад местного колхоза.
Реставрация церкви началась в 1972 году, когда было принято решение передать её музею. В 1979 году был частично восстановлен внешний облик здания, на котором установили мемориальную табличку, свидетельствующую о том, что Казанская церковь является памятником архитектуры ХVIII века и охраняется государством. В 1990 году здание храма передано Русской православной церкви.
Рядом находится восстановленный дом, в котором жил священник Иоанн Яковлевич Смирнов.
Батюшка венчал в Казанской церкви родителей Есенина, крестил маленького Сергея, названного в честь Святого Преподобного Сергия Радонежского. Иоанн Яковлевич способствовал поступлению 12-летнего Серёжи в Спас-Клепиковскую второклассную церковно-учительскую школу. Он же совершил отпевание по кончине поэта, несмотря на слухи о самоубийстве. Это стало возможным в связи с тем, что незадолго до смерти Есенин лежал в психиатрической больнице и это явилось исключительным обстоятельством, разрешающим отпевание.
Рядом с домом Есениных расположена одноэтажная деревянная земская начальная школа, которую Сергей Есенин закончил в 1909 году с похвальным листом. К 100-летию со дня рождения поэта школа была восстановлена.
В школе развернута экспозиция, посвященная роли земских в образовании и воспитании крестьянских детей. В мемориальном есенинском классе можно увидеть грифельную дощечку для письма, которой пользовался Сережа во время учебы в первом классе, фотографии его первых учителей, учебники, литературу для чтения, наглядные учебные пособия.
Частью есенинского музея является и особняк с мезонином и красивой верандой.
Когда-то в этом доме жила Лидия Ивановна Кашина (в девичестве Кулакова), которая, по мнению исследователей творчества Есенина, стала одним из прообразов Анны Снегиной – героини одноименной поэмы.
Есенин впервые увидел Лидию Кашину юной девушкой. А в мае 1916 года, когда Есенин уже стал известен как поэт, она пригласила его в свой дом. С тех пор, видимо, и началось близкое знакомство.
На мой взгляд, у Есенина с женщинами были сложные отношения, а точнее у женщин с Есениным. За свою короткую жизнь голубоглазый златокудрый поэт только официально женат был трижды (Зинаида Райх (дочь Татьяна и сын Константин), Айседора Дункан и Софья Толстая) плюс один гражданский брак — Анна Изряднова (сын Юрий, расстрелянный в 1937 году). А были ещё поэтесса и переводчица Надежда Вольпин (сын Александр — математик, философ и поэт, участник диссидентского и правозащитного движения в СССР), Галина Бениславская, застрелившаяся на могиле Есенина, Августа Миклашевская – актриса Московского Камерного театра (одна из немногих, кто смогла всё же подчинить сердце разуму), учительница русского языка в Баку Шаганэ Тальян (Шаганэ ты моя, Шаганэ!...)
Много женщин меня любило,
Да и сам я любил не одну,
Не от этого ль темная сила
Приучила меня к вину.
В случае с Лидией Кашиной ничего подобного никогда не было, это была искренняя и нежная дружба. Мы спрашивали у служащих музея, но нам ответили категорическое «нет». Косвенным подтверждением являются слова самого Есенина, который написал в своей поэме «Анна Снегина»:
Когда-то у той вон калитки
Мне было 16 лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Но судьба самой Кашиной была совсем иной, куда печальней и трагичней, чем у героини поэмы.
Воссозданная на первом этаже обстановка переносит нас в то время, когда в доме бывал Сергей Есенин.
Экспозиция рассказывает нам о жизни семьи Кашиной и ее гостях, односельчанах поэта.
Здесь можно увидеть сохранившийся с тех времен рояль, первую книгу С.А. Есенина "Радуница", накидку хозяйки дома, многочисленные фотографии, подаренные музею сыном Л.И. Кашиной Юрием Николаевичем Кашиным.
В сохранившемся каретном дворе экспонируются временные выставки.
А праздничные мероприятия продолжались. У усадебного дома, на лужайке, разыгрывалась сцена «из жизни отдыхающих»…
Кульминацией праздника явилось выступление Сергея Безрукова, представившего музыкально-поэтический спектакль «Хулиган. Исповедь». В постановке участвовал камерный эстрадный ансамбль, звучал бэк-вокал.
Мы немного послушали и пошли гулять дальше.
И всё же одним из самых ярких моих впечатлений от музейного комплекса был высокий берег Оки, с которого открывается вид на излучину реки и великолепное раздолье вокруг. И я уверена, что не только для меня. Выйдя к реке, мы оказались среди прочих, таких же прогуливающихся по территории, и я никогда не видела, чтобы столько людей вставали, как вкопанные и словно заворожённые любовались окружающими просторами.
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся — далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.
Цветет болотная купель,
Куга зовет к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.
И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты — смирна и ливан
Волхвов, потайственно волхвующих.
Музей лучше всего посещать с экскурсией, нам не удалось это сделать – в связи с праздником было невозможно записаться на экскурсию, даже заблаговременно. Но для меня это обстоятельство оказалось «плюсом» — мне пришлось залезть в биографию Есенина (не ту, что так сухо нам преподносили в школе), прочесть кучу воспоминаний о поэте и его писем.
Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.
В своё время преподаватель литературы, очень увлечённый своим предметом человек, говорила нам: «Произведения поэта нельзя рассматривать в отрыве от его биографии, и наоборот». Эти слова навсегда врезались мне в память, но, к моему стыду, я не следовала этому совету. Сейчас я понимаю, как она была права…