Простому человеку или какому-то маленькому поселению очень сложно попасть на страницы учебников истории, а потому крайне обидно потом с этих страниц исчезнуть. К сожалению, именно это и произошло после Второй мировой войны с сотней населенных пунктов по всей Восточной Европе, когда они лишились половины населения, которое и создавало их облик и историю.
В Польше и Словакии, Румынии и Венгрии, а также Украине, Литве и Беларуси на протяжении веков существовали штетлы — еврейские местечки, такие маленькие и самобытные поселения, имевшие как атрибуты городской жизни, так и тесную связь своих жителей друг с другом, что характерно для деревень. Именно поэтому штетлы, в отличие от крупных европейских городов, где достаточно было восстановить здания, мосты и храмы, чтобы вернуть им привычный облик и атмосферу, так полностью и не возродились после потери своего населения.
Воложин (белор. Валожын), лежащий всего в 70 километрах на запад от Минска, это характерный пример типичного бывшего штетла. Сейчас это районный центр Минской области с населением 10 тысяч человек и несколькими некрупными промышленными предприятиями.
В центре города находится Площадь Свободы, которая когда-то давно была рынком.
И сегодня на большой автомобильной парковке площади устраивают праздники и ярмарки. Архитектурной доминантой площади является костёл святого Иосифа
Фасад храма многим напоминает или классический греческий храм, или "классический" советский дворец. Сам костёл построен не по схеме креста и выглядит как обычный прямоугольник. Стройка велась в 1803-1816 годах как замена сгоревшему деревянному храму. Его судьба схожа с судьбами многих католических храмов: его переделывали под православный храм, в советское время использовали для хозяйственных нужд и только в конце 20 века он вновь стал тем, чем и задумывался
Примечателен мурал на стене одного из домов на Площади Свободы, где изображён... зимородок.
Птица эта здесь редкая, пусть и не каждый год, но прилетает сюда. И вот с целью привлечь внимание местных жителей и поспособствовать сохранению популяции зимородок был сделан символом Воложинского района, а позже даже была установлена скульптура близь городского пруда.
А невдалеке от Площади Свободы расположено вполне типичное здание райисполкома
Рядом с ним несколько памятников советской эпохи, посвящённых погибшим в Великую Отечественную и Афганскую войны.
Яркой жемчужиной города мог бы стать Дворец Тышкевичей, старинного польско-литовского дворянского рода, представители которого владели Воложином на протяжении нескольких сотен лет наряду с другими местечками на территории современных Литвы и Беларуси.
Мог бы стать жемчужиной, но не стал, хотя внешне сохранился... Всё просто: он расположен на территории военной части и в нём расположен не то военкомат, не то какая-то администрация, — в общем и целом попасть на его территорию обычному посетителю нельзя. Хотя, казалось бы, вот тебе дворец, вложи в него некоторую сумму, восстанови изнутри и получай приток туристов, которые направятся куда-то ещё кроме Мирского и Несвижского замков.
Дворяне эти, Тышкевичи, хоть и были католиками, а ряд их представителей 19 века нашли последний упокой на подземных уровнях костёла святого Иосифа, часто хлопотали перед монархами Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, чтобы получить для еврейской общины больше прав, потому что чем больше экономических и правовых свобод получала община, тем активнее и быстрее развивался город.
На первый взгляд, ничего ныне не говорит о том, что Воложин когда-то был одним из центров духовной жизни иудеев не только своей губернии, но и всего мира.Да, как и во многих штетлах, следы утраченной культуры не на виду, но нужно радоваться, что сохранилось хоть что-то.
Центр, культурный и духовный, любой общины это синагога. Их в Воложине было целых три, но ни одна из них не сохранилась до наших дней. Зато сохранилась иешива Эц Хаим ("Древо жизни"), которая с момента своего основания в 1803-м году определяла духовную жизнь местечка.
Сама иешива это это как духовная семинария, учебное заведение, выпускавшее раввинов, или как отдельный теологический факультет, над которым не было ректората или какого-то внешнего управления. Представители других конфессий часто удивляются, когда видят непримечательные синагоги или другие религиозные центры, ожидая чего-то помпезного и вычурного. Так и иешива в Воложине весьма скромна и по размерам, и по внешнему оформлению. Не сохранились пристройки, где жили ученики, коих насчитывалось до 400 в отдельные периоды.
Иешива эта (здание достроено в 1806-м) благодаря строгим порядкам, методике преподавания, а также тому, что всем учащимся давали стипендию, завоевала репутацию, став образцом для талмудических учебных заведений, и привлекала обучающихся буквально со всего света. Её называли "Мать иешив", а выпускниками были раввины, писатели и философы, ставшие известными позже в разных уголках мира.
Работа иешивы прервалась в Первую мировую, но затем возобновилась в 1921 году с прекращением советско-польской войны, и окончательно прервалась в 1941-м с приходом немцев. Тогда все живые позавидовали мёртвым, что лежали на кладбище, расположенном совсем рядом с иешивой, в окружении современных улиц Кирова и Янки Купалы.
На кладбище ещё сохранились мацевы (традиционные каменные надгробия), а в его центре установлен установлен мемориал жертвам Холокоста и уничтоженной общины Воложина.
В 1998 году Шимон Перес, бывший премьер Израиля, который родился в окрестностях Воложина (деревня Вишнево), посетил свою историческую родину. Тогда же было принято решение отреставрировать иешиву к 200-летней годовщине её основания и привести в порядок кладбище. С тех пор потомки тех, кто родился и жил в Воложине, а потом рассеялись по всему миру, стали посещать это место, чем возродили давнюю традицию посещения Воложина иностранцами.