- GPS
- Непал, Kathmandu 44621, Непал
Ещё одно место Ваджрайогини в Катманду — храм Гухьешвари
Меня поправляют, что мест Ваджрайогини не пять основных, как я пишу в своих постах, а четыре. И что храм Махабудда в Патане (Лалитпуре) в эти четыре не входит...
Ступа 1000 Будд и храм Ваджрайогини в одном из дворов Патана
В поисках мест Ваджрайогини в долине Катманду
Храм Индраяни в Катманду на берегу реки Вишнумати
Храм Ваджрайогини у подножия холма Сваямбху
Ещё один храм Ваджрайогини в долине Катманду
Храмы отмечают основные направления долины и расположены в священных местах: Санкху, Парпинге, Биджешвари и Гухьешвари. Если первые три храма принимают туристов и паломников со всего мира, то в последний, в Гухьешвари (на территории индуистского храма Пашупатинатх), иностранные посетители не допускаются.
...
Пашупатинатх — одно из главных святых мест, связанных с богом Шивой и Самое важное место кремации в столице Непала. Пашупати – это его инкарнация, защитник животных, он хозяин животных, а с точки зрения индуизма мы, люди, тоже являемся каким-то образом животными, и вот Шива следит за своей паствой. Неиндуистов в храм не пускают. Но со стороны можно посмотреть на все эти постройки, обилие часовен, ритуальные сооружения «шива лингам» — это сооружения символ детородного органа Шивы, стоят они повсеместно. Самый главный лингам находится непосредственно в храме, куда неиндуистов не пускают.
..
Про самый главный лингам взял информацию из обширного поста Татьяны про храм Пашупатинатх на реке Багмати – центр духовной энергии. Ч.138:
"Центральный храм Бога Шивы с двухъярусной медной крышей с золотым покрытием в виде пагоды со шпилем был построен в 17 веке для сохранения и поклонения главной святыне – каменному лингаму (вертикальному черному камню высотой в метр) с изображениями лика Шивы по 4-м сторонам света и пятым, направленным вверх. Интересен факт, что предыдущий лингам был уничтожен в 14 веке в ходе мусульманского вторжения.
Шива-лингам имеет 8 рельефов в виде голов, которые разделены на две части. Смысл верхних голов понятен, а вот нижних нет, так говорит Прован. Он же детализирует свой рассказ, что изображения на каждой из граней уникально и не повторяется. Четыре лица символически представляют четыре Веды и четыре святых места в индуизме. Пятое лицо связано с самореализацией или мокшей (освобождением). В правой руке находятся четки, а левая рука держит горшок с водой. У каждого лица по частям света есть свое имя: с восточной стороны – это Татпуруша. Эта форма ассоциируется с духовностью, и она далека от суетного мира. На южной стороне Агора, лицо которой одновременно является мирным и страшным, а также самым ярким среди всех. Северная сторона обладает лицом с именем Вамадева, которое существует в двойственном варианте, будучи наполовину Шивой, наполовину Парвати. Западная сторона представляет образ с именем Садиоджат, оно известно как детская форма Шивы, и даже обладает чертами невинного ребенка. Лицо, обращенное вверх, известно как Ишаан, и оно без какой-либо формы — Nirakaar. Оно обладает силой Шивы и Шакти, что связано с мудростью, вечным знанием и мокшей."
.
Ну а в храме Гухьешвари находится "йони" — женский орган богини Сати (Парвати, Кали). Это небольшой колодец, в который кидают и остатки еды в качестве подношений. Туда пропускают только мужчин, которые для того, чтобы набраться святости, должны подойти к этому колодцу и опустить туда руку… и что-нибудь там нащупать…
.
Название храма Гухьешвари происходит от Гухья (пещера) и Ишвари (богиня). Что подразумевается под пещерой в данном конкретном случае, сложно сказать. Возможно йони, и можно интерпретировать название как "лоно богини".
Итак, что можно сказать про храм. Храм Guhyeshwari (непальский: गुह्येश्वरी मन्दिर), также пишется Guheswari или Guhjeshwari, является одним из почитаемых святых храмов в Катманду. Этот храм посвящен Гухьешвари или Ади Шакти. Храм является местом силы "Shakti Peetha" (Шакти — сила, Питха -место) и находится примерно в 1 км к востоку от храма Pashupatinath и расположен на южном берегу реки Багмати. Король Пратап Малла построил этот храм в 17 веке. Богиню также называют Гухекали.
Название храма происходит от санскритских слов Guhya (секретный, скрытый или пещерный) и Ishwari (богиня). Буквально имя «Guhyeshwari» обозначает богиню пещеры (गुफाको ईश्वरी), а происхождение названия совпадает с индуистской легендой о Сати, ее самосожжении, когда Она превращается в Ади Шакти, богиню космической энергии.
Считается, что часть тела Сати Деви (жены Господа Шивы) упала после ее смерти в том самом месте, где сейчас находится храм. А упала часть тела, пока Шива нёс труп своей супруги домой, на Кайлас, а она по пути дезинтегрировалась и распалась на 51 кусочек.
.
51 Шакти Питха также соответствует 51 букве санскритского алфавита. Согласно одному мнению, храм Гухьешвари отмечает место, где, как говорят, упали бедра Сати или ягодицы. Термин "гухья" часто ошибочно относят к влагалищу. Ошибочно ли? Говорят, что гениталии Сати Деви упали на другую Шакти Питху, которой поклоняются под именем «Камарупа-Камахья» в Ассаме.
.
Другая версия заключается в том, что храм Гухьешвари отмечает место, где, как говорят, упали оба колена богини. Каждая Шакти Питха посвящен Шакти и Калабхайраве. В храме Гухьешвари Шакти — это Махасира, а Бхайрава — это Капали. Богине поклоняются в центре храма в калаше (сосуде с водой), который покрыт слоем серебра и золота. Калаша опирается на каменное основание, которое покрывает подземный природный источник воды, из которого вода вытекает из краев основания.
.
Храм стоит в центре двора и увенчан четырьмя позолоченными змеями, которые поддерживают крышу. Этот храм почитается практикующими тантру, и тантрические обряды совершаются в этом храме. Храм также упоминается в Кали-тантре, Чанди-тантре и Шива-тантре Рахасья и считается одним из наиболее важных мест для обретения силы тантры.
Есть мнение, что поскольку в храме нет какой-то главной статуи Богини (Ваджрайогини), которые обычно стоят в той или иной форме, то и центральное святилище храма не устремлено ввысь, как летящая дакиня, а выглядит приземистым.
Многие места, куда упали части тела Сати стали использоваться как тантрические кладбища, некоторые из них связаны с буддийской практикой Ваджрайогини.
..
Неварские буддисты традиции Ваджраяны считают, что Гухьешвари являются священными местом для Ваджрайогини в форме Ваджраварахи и местом расположения мифического лотоса, на котором покоится ступа Сваямбунатх, которая также является пуповиной, которая питает Катманду. На тибетском языке это место называется Pakmo Ngülchu (жидкость чрева Варахи). Считается, что вода, которая течет из источника в колодце храма — это выделения из влагалища, вероятно, амниотическая жидкость или вода Ваджраварахи.
Отсыл к женскому органу Ваджраварахи очень явный. Один раз мне удалось побывать в храме Ваджраварахи недалеко от Кайласа, в него пускают всех желающих. И вагина дакини там очень легко угадывается в очертаниях пещеры.
Монастырь Титапури и пещера Ваджраварахи в Западном Тибете.
..
Также распространено мнение, что храм Гухьешвари посвящён богине Кали. Кали является яростной формой Шакти и появляется в мифологии как уничтожитель демонов. Гнев Кали настолько ужасен, что грозит существованию мира, поэтому особая тема в мифологии — усмирение Кали. Также в мифологии Кали — защитница богов и дарующая освобождение. Последователи тантрического шактизма и различных тантрических сект поклоняются ей, как высшей реальности или Брахману. Кали является объектом поклонения множества культов и религиозных течений. Кали часто изображается стоящей или танцующей на своем супруге, боге Шиве.
..
Нравятся мне такие женщины!
..
Ну и "квест" по описанию мест Ваджрайогини в долине Катманду мной закрыт! Уффф!
Продолжение как всегда следует...
- Адрес:
Kathmandu 44621, Непал
Дешёвый ✈️ по направлению Катманду
- 30 мая 2020, 12:02удалитьАндрей, спасибо за ваш квест, читала с интересом.
И очень созвучно начало вашего поста — действительно, информации много, но приходится сто раз проверять, верная ли она, а то бывает, что под фото название совершенно другого места.
Да и согласна с вами, что я тоже не претендую на истину в последней инстанции. Все мои (и ваши в том числе) рассказы, мне кажется, направлены на подачу того, что мы сами поняли, узнали и прочувствовали. Если что-то кому-то покажется неправильным, мы всегда готовы к диалогу и исправлению, если что.
Отдельный вам респект за то, что водите нетуристическими тропами, благодаря которым расширяется знание страны, понимание ее традиций, да и просто любуешься чем-то новым!
Еще раз спасибо.
До новых встреч на разных тропах!