• Принцесса Вэньчен
  • Тхонми Самбхота, с именем которого традиционно связывается создание тибетского письма и начало переводческой деятельности на Тибете.
  • Тхонми Самбхота, с именем которого традиционно связывается создание тибетского письма и начало переводческой деятельности на Тибете.
  • Принцесса Вэньчен, театральная постановка в Лхасе.
  • Принцесса Вэньчен, театральная постановка в Лхасе.
  • Принцесса Вэньчен
  • Сонгцен Гампо и его жёны — Вэньчен справа и Бхрикути слева
  • Посольство Сонгцена Гампо ко двору императора Тйцзуна во главе с тибетским министром Гар Тонгцен Юлсунгом.
...
3
Храм Принцессы Вэньчен Юйшу, Китай
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Юйшу

    Юйшу

    LAT
  • 32.99311N, 97.00878E
  • Я здесь был
    Было: 1
    Хочу посетить
    52

    3 материалa по 2 объектам,  66 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Были в городе Юйшу?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    архитектура, памятники, парки, другое
    • GPS
    • Китай, Yushu, Qinghai, Китай
    Фотографии
    Карта
    15 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (1) помощь
    Almazoff
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 13 июл 2011

    Храм китайской Принцессы Вэньчен в Восточном Тибете

    Достопримечательности → архитектура, памятники, парки, другое
    1 июня 2020 года||
    GPS
    |12 (5)| 29| 6197
    5
    В процессе написания различных материалов про места связанные с линией Карма Кагью тибетского буддизма часто случается так, что находишь какую-то интересную информацию уже после того, как ты уехал из этих мест. Так и сейчас произошло. Пока писал материал про Главная резиденция Кармап в Тибете - монастырь Цурпху, нашёл информацию про монастырь Бенчен в Восточном Тибете, а именно в провинции Цинхай недалеко от города Юйшу. Монастырь мы "случайно" посетили 28 мая 2016 года, во время путешествия по Центральный и Восточный Тибет, в поисках мест Кармапы.

    Юйшу, разрушенный землетрясением. Восстановлен за пять лет.

    Рядом с монастырём Бенчен (Монастырь Сангье Ньенпы, учителя Восьмого Кармапы.) находится храм китайской невесты тибетского императора Сонгцена Гампо. Причина, по которой принцесса Вэньчен остановилась здесь на месяц в прерванной беременности. Принцесса остановилась здесь на месяц по пути из Китая в Тибет. Говорят, что тибетский министр, который сопровождал её, решил проверить принцессу на плодовитость. И у нее случилась беременность, которая прервалась как раз в этом месте, потому что у Вэньчэн случился выкидыш. Видимо из-за трудной дороги.

    6

    Автор: Almazoff

    .
    7

    Автор: Almazoff



    По одной из версий этим министром, которого послал Сонгцен Гампо был Тхонми Самбхота, с именем которого традиционно связывается создание тибетского письма и начало переводческой деятельности на Тибете. Предположительно, был первым министром при дворе Сонгцэна Гампо и регентом после его смерти (ок. 650 г.). Жизнь Тхонми Самбхота во многом окружена легендами. По некоторым источникам, он родился в 619 году. Тонми — название тибетского рода, к которому он принадлежал. Имя Самбхота является санскритским и состоит из двух частей: «sam» — «учёный», и «bhota» — «Тибет». Ну и был видимо очень привлекателен, что смог "склеить" будущую жену своего царя.

    Тхонми Самбхота, с именем
    1

    Автор: Almazoff

    Тхонми Самбхота, с именем которого традиционно связывается создание тибетского письма и начало переводческой деятельности на Тибете.

    .
    Тхонми Самбхота, с именем
    2

    Автор: Almazoff

    Тхонми Самбхота, с именем которого традиционно связывается создание тибетского письма и начало переводческой деятельности на Тибете.



    По другой версии министром посланным ради сватовства в Китай был Гар Тонгцен Юлсунг. В 630-х годах Тибет был растущей военной державой в Азии, в то время как недавно созданная династия Тан в Китае пыталась обезопасить свои западные границы с беспокойным королевством Тогон (в котором жили древне-монгольские кочевые племена сяньбийцев). В 634 году король Сонгцен Гампо из тибетской династии Ярлунг послал первого посла во двор императора Тайцзуна для налаживания дипломатических связей. Четыре года спустя Сонгцен отправил своего премьер-министра Гар Тонгцена ко двору императора, чтобы просить о заключении брачного союза. Пока Тайцзун рассматривал его просьбу, Тогонский принц также прибыл в Чанъань (современный Сиань) и стал свататься. Поскольку Тибет был неясным и отдаленным королевством для империи Тан, Тайцзун подарил принцессу тогонскому принцу и отправил министра Гар домой с пустыми руками.

    Посольство Сонгцена Гампо
    1

    Автор: Almazoff

    Посольство Сонгцена Гампо ко двору императора Тйцзуна во главе с тибетским министром Гар Тонгцен Юлсунгом.



    Обиженный отказом, Сонгцен отправил свою армию вместе со своими союзниками из королевства Шангшунг в Западном Тибете атаковать Тогон. Тогон был быстро побежден и включен в состав Тибетской империи, став позже известным как провинция Амдо. С огромной армией, теперь размещенной на границе с Китаем, Сонгцен потребовал принцессу для заключения брака. Тайцзун снова отклонил просьбу и направил армию для нападения на тибетцев, но потерпел поражение. В 641 году Сонгцен снова отправил министра Гара в Чанъань , но уже с подарками. На этот раз Тайцзун не только согласился отдать Вэньчен Сонгцену в жёны, но и подарил в качестве невесты ещё одну принцессу и Гару.

    В 641 году принцесса Вэньчэн, тогда еще очень молодая, сопровождалась в Тибет Гаром с большим окружением. Ее брак с Сонгценом положил начало двум десятилетиям мирного и культурного обмена, во время которого тибетские аристократы отправились в Чанъань учиться в его школах, а китайские мастера принесли в Тибет такие технологии, как изготовление бумаги.

    После смерти Сонгцена Гампо в 650 году Вэньчен вдовствовала в Тибете еще 30 лет до самой смерти и никогда не возвращалась в Китай. Хотя она не играла важной роли в тибетской политике, она, вероятно, укрепляла буддизм, поддерживая паломников, таких как монах Сюаньцзан. Она поддержала просьбу Тибета о другом брачном союзе для преемника Сонгцена, но это просьба была удовлетворена только после ее смерти, когда принцесса Цзиньчен вышла замуж за царя Ме Агцома.

    Но вернёмся к храму. Говорят, что это самый старый буддийский храм в Цинхае. По эскизу рисунка принцессы на стене пещеры самопроявился большой барельеф Будды Вайрочаны (Нампа Намсе на тибетском языке), Будды изначальной мудрости, с восемью великими Бодхисаттвами. В храме находятся камни с отпечатками 16 Кармапы и Нагарджуны, а также каменная чаша Будды Медицины. Слева от главного алтаря стоит статуя Сонгцена Гампо. Но внутри не разрешают снимать. Очень жаль. Хотя в интернете мне удалось отыскать нужные фотографии.

    3

    Автор: Almazoff

    .
    3

    Автор: Almazoff

    .
    3

    Автор: Almazoff

    .
    2

    Автор: Almazoff



    В пятнадцати километрах к югу от Юйшу небольшой храм расположен у обрыва, он получил незначительный ущерб от землетрясения 2010 года. Храм не пострадал во время Культурной революции. Более того, правительство Китая объявило храм принцессы Вэньчен историческим наследием и охраняет его с 1957 года.

    3

    Автор: Almazoff

    .
    4

    Автор: Almazoff



    Принцесса Вэньчэн (620-е — 680/2), по фамилии Ли, был членом малой ветви императорского клана китайской династии Тан. В 641 г. император Тайцзун предоставил ее тибетскому королю Сонгцену Гампо для заключения брака, согласно императорской политики хэцинь (брачного союза). Она широко известна в Тибете как Гьяса, или «китайская жена».

    Принцесса Вэньчен
    3

    Автор: Almazoff

    Принцесса Вэньчен



    Большая часть ее жизни была мифологизирована и использована в пропагандистских целях. Китайские источники со времен династии Тан приписывают ей внедрение китайской культуры в Тибете, в то время как тибетские источники приписывают ей, наряду с активностью непальской женой Сонгцена Гампо, Бхрикути, внедрение буддизма в Тибет. В традиционных тибетских историях и Вэньчен, и Бхрикути рассматриваются как физические проявления бодхисаттвы Тары, хотя историческая достоверность Бхрикути до сих пор обсуждается среди ученых.

    Сонгцен Гампо и его жёны
    1

    Автор: Almazoff

    Сонгцен Гампо и его жёны — Вэньчен справа и Бхрикути слева



    Буддизм не приходил в Тибет просто и гладко, как может показаться. Отчасти это связано с тем, что место было уже занято – в Тибете до прихода буддизма царствовала шаманская религия Бон, религия духов, призраков и демонов. Шаманизм Бон, а также негостеприимная, суровая природа Тибета, породили множество метафорических легенд о том, как буддизм усмирял Тибет. Одна из них, очень известная, гласит, что в Тибете властвовала демоница, такая огромная, что ее тело занимало всё плато. Обнаружила присутствие демоницы принцесса Вэньчэн, китайская жена легендарного Сонгцена Гампо. Все началось с того, что Король решил выстроить в Лхасе храм в честь Авалокитешвары, но каждую ночь все, что бы ни было выстроено за день, разрушалось. И тогда на помощь пришла жена короля – принцесса Вэньчэн. Она проделала геомантические расчёты (на основании китайского фэншуя) и определила, что земли Тибета подобны демонице, возлежащей на земле и мешающей проникновению буддизма. Сердце ее – под озером в центре Лхасы, а конечности так длинны, что находятся на дальних концах Тибета. Было объявлено что демоницу нужно победить!

    2

    Автор: Almazoff



    Сердце демоницы пригвождено к земле храмом Джоканг в Лхасе. Всего же при непосредственном участии принцессы Вэньчен было построено 108 таких храмов в Тибете, Бутане и Кхаме.

    Образ принцессы Вэньчен сейчас активно используется китайской пропагандой. Она используется в качестве политического инструмента для оправдания китаизации Тибета. Истории о принцессе Вэньчен обычно приписывают ей привнесение цивилизации в Тибет.

    Принцесса Вэньчен
    3

    Автор: Almazoff

    Принцесса Вэньчен



    С 2000-х годов китайское государство регулярно показывает народу историческую театральную драму в Тибете, в которой описывается история Тибета и особенно история китайского влияния в регионе. Драма фокусируется на жизни и наследии принцессы Вэньчен, изображая ее отношения с королем Сонгценом Гампо и все культурные влияния, которые она оказала на Тибет. Под это театрализованное представление на окраине Лхасы был возведён огромный современный театр, в котором еженедельно разыгрывается грандиозный спектакль.

    Принцесса Вэньчен, театра
    3

    Автор: Almazoff

    Принцесса Вэньчен, театральная постановка в Лхасе.

    .
    Принцесса Вэньчен, театра
    2

    Автор: Almazoff

    Принцесса Вэньчен, театральная постановка в Лхасе.



    После посещения храма мы прошли по скалам, по крутой тропе, кору вокруг храма. Высота всего 3800, практически не ощущается. За храмом есть современный музей посвящённый китайской принцессы, но он был закрыт. Можно поразиться паутине из голубых, красных, желтых, белых и розовых молитвенных флажков, которая опутывает склонам, ущелье и дорогу, покрывая каждый дюйм земли.

    3

    Автор: Almazoff

    .
    3

    Автор: Almazoff



    Добраться к храму довольно легко. Либо от центрального автовокзала Юйшу взять минибас примерно за 200 юань. Либо сразу, прилетев в аэропорт Юйшу, немного доплатить таксисту и за ехать в храм по пути в город.

    В той поездке 2016 года нам удалось побывать ещё в трёх храмах построенных принцессой Вэньчен. В Лхасе, Гардзе и Денкоке.

    Буддийский храм построенный китайской принцессой Венчен
    Дом 16-го Гьялва Кармапы в Восточном Тибете
    История самой святой статуи и храма в Тибете

    Продолжение как всегда следует...
    • Адрес:

      Yushu, Qinghai, Китай

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    19 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Юйшу
    сообщить модератору
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      1 июн 2020, 10:50
      удалить
      Спасибо за столь интересный рассказ. Про принцессу, конечно, слышала в Лхасе, но у вас рассказ о ней подробный и запоминающийся. Кстати, всегда люблю смотреть сериалы в любых странах, идущие по телевизору. В Китае они такие красочные! Если бы еще и понимать исторический сюжет!
    • Almazoff
      помощь
      Almazoff
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 июл 2011
      1 июн 2020, 10:54
      удалить
      ну всегда можно погуглить)
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      5 июн 2020, 01:16
      удалить
      Красавицы обе. Теперь понятна причина обособленности Тибета, желание обособленности от Китая. Ищите женщину...
    • Almazoff
      помощь
      Almazoff
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 июл 2011
      5 июн 2020, 06:57
      удалить
      красота спасёт мир, но это не точно))
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      13 июн 2020, 11:29
      удалить
      Непросто добиралась Вэньчен в Тибет... скорее всего демоница ей препятствовала уже на этом этапе так как знало чем в конечном итоге для нее все закончится. Но я не понял главного или не понял до конца, получается что буддизм в Тибет принесли китайцы? у меня была иллюзия что он пришел из Индии все же
    • Almazoff
      помощь
      Almazoff
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 июл 2011
      13 июн 2020, 20:01
      удалить
      Скорее не Индия, а Кашмир и Удияна, а вот Танский Китай с принцессой хоть и не прошёл бесследно, но на общий буддийский фон не сильно повлиял. Вэньчен сделала всё по феншую и привезла с собой несколько редких статуй, но лини передачи конкретных буддийских методов пришли первоначально из Кашмира и Удияны.
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      13 июн 2020, 22:18
      удалить
      И хорошо что так!
    • Xi1zang4
      помощь
      Xi1zang4
      в друзья
      в контакты
      С нами с 22 ноя 2020
      22 ноя 2020, 03:40
      удалить
      В книге Е.И. КЫЧАНОВ, Б.И. МЕЛЬНИЧЕНКО «ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ», МОСКВА, ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА «ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА» РАН, 2005 эпизод с беременностью принцессы Вэньчен описывается следующим образом. «Хорошо известна семья Гар, представитель которой Тонцэн Юлсун только что упоминался как посол Тибета в Китай. Тонцэн Юлсун и китайская принцесса не спешили в Лхасу, где, кажется, происходили важные события. По разным сведениям, путь от Чанъани до Лхасы занял не то два, не то три года. За это время Вэньчэн родила от Тонцэн Юлсуна ребенка, который умер около Цзонги, близ современного Гартока. Ребенка сочли демоном и похоронили под черным чортенем, который стоит и поныне [Маrion, 1964, р. 251]. Возможно, принцесса Вэньчэн не была женой Сонцэн Гампо еще более долгий срок, до шести лет».

      Что касается министра, то семья Гаров стремилась захватить власть в Тибете, и возможно, на будущего ребёнка Гар и возлагал свои надежды. С кланом Гаров смог расправиться Дуйсон Манпочже, сын Мансон Манцэна (единственный внук Сонгцэн Гампо) и Тимало. «В 695 г. наконец-то наступил тот момент, которого Дуйсон Манпочже и Тимало так упорно дожидались. Дядя министра Гара Цан’не Думпу организовал покушение на Дуйсон Манпочже, но заговор провалился, и Гар был схвачен. На самом деле эта история не имела никакого отношения к роду Гаров, но Дуйсон Манпочже объявил род Гаров изменниками и решил на этот раз разгромить врага. Дуйсон Манпочже без промедления отдал приказ отправить на феодальные владения рода Гаров войска, более 2000 членов рода – стар и млад – были убиты; а также был отозван Гар Цан’не Думпу, охраняющий Цинхай. В 698 г. Гар Цан’не Думпу предпринял попытку оказать вооружённое сопротивление при поддержке простого народа, а после неудачи покончил жизнь самоубийством. Таким образом завершилось господство клана Гаров, длившееся последние полвека».современная тибетская писательница Келъян «Женщины Тибета», рассказ «Царица Тимало»
      Что думают современные тибетцы о танской принцессе Вэньчен? Тибетская писательница Келъян, ныне живущая в Лхасе, пишет в своей книге. «А принцесса танского царства Вэньчен, – это земное воплощение Зелёной Долмы. В летописи “Жизнеописание тибетских царей” (примеч. автором которого является лама школы сакья Сонам Гьялцен) принцесса Вэньчен описывается так: “Её тело благоухает ароматами, привлекая множество крылатых насекомых изумрудного цвета. Над ней вьются пчёлы (прим. Помните, как министр Юлзун опознал Вэньчен среди 300 дочерей императора Юлзун?), шмели и осы. Её правая щека украшена узором, подобным точкам на игральных костях, а левая – рисунком цветка лотоса. В её межбровье – жёлто-красная тилака, на которой виден священный образ Долмы. Ум и знания принцессы Вэньчен снискали ей всеобщее признание тибетского народа. Её почитали как земное воплощение Зелёной Долмы, чем она, впрочем, доподлинно являлась”.
      В последствии хорошо осведомлённая в астрологии принцесса Вэньчен напишет: «Страна Снегов похожа на демоницу, лежащую на спине. Молочное озеро – это её сердце, три горы – это система кровеносных сосудов. Для защиты Страны Снегов нужно построить монастыри, чтобы подавить негативное воздействие демоницы». По её совету царь Тибета Сонгцен Гампо согласно макету лежащей на спине демоницы в различных местах построил в общей сложности 108 храмов, два из которых были воздвигнуты в честь Долмы, среди них один в Кхаме[30]; по всей видимости, это самые ранние из всех храмов, сооружённых в честь Долмы».
      Рассказ «Милосердная Долма» из книги Келъян «Женщины Тибета».

      В октябре 2012 года состоялась премьера китайского мюзикла «Принцесса Вэньчен». Это не первый спектакль, написанный на основе известных исторических событий. Оперы и балетные спектакли, поставленные раннее, отражали взгляды китайцев на известный период истории. В 641 году Сонгцэн Гампо отправил в танское царство послов во главе с министром Юлзуном, чтобы сосватать одну из дочерей императора Тайцзуна. Целью данного брака было поддержание мира на границе Тибета и Тан. Танский правитель устроил испытание для посланников из разных стран и задал пять вопросов, на которые быстрее и лучше всех ответил тибетский министр. На правах победителя он из более чем трёхсот принцесс дворца выбрал Вэньчен. В сюжете мюзикла Гар Юлзун прибегает к помощи пчелы, выпущенной из шкатулки. Пчела опознаёт серебряную шпильку Вэньчен. (Помните древний китайский миф о Пастухе и Ткачихе? Пастух стал искать Ткачиху, возвращенную на Небеса, и чтобы помешать этому, небесная правительница Ванму, мать Ткачихи, вытянула из волос золотую шпильку и прочертила небесную реку Млечный Путь, таким образом разлучив влюбленных.) Лейтмотив данной постановки, как пишется в тексте, сопровождающем видео, «не личное счастье, а любовь к народу и своей стране». Принцесса Вэньчен привезла из Чанъаня буддийскую статую Будды Шакьямуни, покрытую золотом, которую преподнесла в качестве свадебного подарка, намереваясь распространить буддийское учение в Тибете, где в то время господствовал бон. Сцена балета с шаманскими бубнами сменяется оперной сценой: Сонгцен Гампо оправляет в Индию Тхонми Самбхота для изучения санскрита и составления тибетского алфавита. «Без письменности, это как человеку без глаз. Это как идти в ночи без света», — поёт Сонгцен Гампо.

      Нужно сказать, что декорациями одной из сцен мюзикла стал Дворец Поталы в современном его виде. В современном виде дворец Потала изображён и на тханках «Принцесса Вэньчен прибывает в Тибет». Но насколько бы был узнаваем дворец в том виде, в каком он был до брака Сонгцен Гампо с Вэньчен? Действительно, дворец в его современном виде начал строиться в 1645 году по инициативе Далай-ламы V, а до прибытия принцессы Вэньчен царь Тибета в месте, где он обычно медитировать, возвёл первое здание. Решив сделать Лхасу своей столицей, он построил дворец. После своего обручения с китайской принцессой Вэнь Чэн, расширил дворец до 999 комнат, возвёл стены и башни и вырыл обводной канал.
      youtube.com/watch?v=qhMjjmkxA…
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      22 ноя 2020, 04:33
      удалить
      Спасибо за такое развернутое дополнение. Очень интересно и познавательно
    • Xi1zang4
      помощь
      Xi1zang4
      в друзья
      в контакты
      С нами с 22 ноя 2020
      22 ноя 2020, 05:18
      удалить
      Пожалуйста! Рада, что вам понравилось. Если интересна тема, приглашаю в группу: «Женщины Тибета_Келъян», пять рассказов из книги Келъян «Женщины Тибета» («Женщины Тибета», «Тибетская богиня Палден Лхамо», «Царь Гесар и Бругмо», «Дочь кузнеца», «Женщина, у которой было четыре мужа») размещены в разделе «Файлы»: facebook.com/groups/347686629…
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      22 ноя 2020, 12:09
      удалить
      Спасибо, вступила в группу. Думаю, что когда буду писать про поездку в Тибет, мне очень пригодится эта информация
    • Xi1zang4
      помощь
      Xi1zang4
      в друзья
      в контакты
      С нами с 22 ноя 2020
      22 ноя 2020, 06:09
      удалить
      Хочу уточнить по следующему абзацу: «После смерти Сонгцена Гампо в 650 году Вэньчен вдовствовала в Тибете еще 30 лет до самой смерти и никогда не возвращалась в Китай. Хотя она не играла важной роли в тибетской политике, она, вероятно, укрепляла буддизм, поддерживая паломников, таких как монах Сюаньцзан. Она поддержала просьбу Тибета о другом брачном союзе для преемника Сонгцена, но это просьба была удовлетворена только после ее смерти, когда принцесса Цзиньчен вышла замуж за царя Ме Агцома».

      Скорее всего речь идёт о Меагцоме Седовласом. Это имя Тидэ Цугтэна, под которым он вошёл в историю. Судя по следующей цитате, Меагцом приходился внуком Тимало и Мансон Манцэну. Мансон Манцен, единственный внук Сонгцэн Гампо, скончался до рождения своего сына Дуйсон Манпочже. То есть Меагцом Седовласый — это пра- правнук (внук внука) Сонгцена Гампо. «Тимало, заняв трон, приняла очень важное решение – отправить послов в танское царство, чтобы сосватать невесту для своего внука Тидэ Цугтэна. Прежде самый великий тибетский цэнпо – Сонгцэн Гампо – был женат на танской принцессе Вэньчен. В сердцах жителей Тибета Вэньчен – это земное воплощение Зелёной Долмы[12], она сделала очень много для простого народа, заслужила большую всенародную любовь и уважение. Тимало надеялась, что её внук Тидэ Цугтэн тоже сможет жениться на благодетельной и умной принцессе, которая станет достойной царицей, что впоследствии окажет большую помощь Тидэ Цугтэну при наследовании престола. В летописях «Старая книга Тан» (примеч. Одна из 24-х династийных историй Китая, составлена в 945 г.) сказано: «В первый год шеньского дракона царица Тимало отправила послов с миссией – сосватать невесту для её внука. На третий год цзинского дракона царица Тимало снова отправила послов с государственным письмом».
      Вероятно, сватовство не было успешным, так как Тидэ Цугтэн вскоре женился на дочери аристократа, жившего в районе Цюйшуй, неподалёку от Лхасы. Она родила принца с правильными чертами лица, которому дали имя Цзянчалавэнь. Этот принц вырос очень красивым, в летописях говорится, что он «был красив, как бог». Меагцом больше не собирался жениться, поэтому в этот период попытки сватовства больше не предпринимались, а невесту искали уже для прекрасного Цзянчалавэня (Прим. Не нашла тибетского имени этого принца).
      Танский правитель, проникнувшись тем, что тибетские посланники очень настойчиво сватались, подозвал к себе принцессу Цзинь-чэн и спросил её: «Пойдёшь или нет?» Тогда принцесса не дала какого-либо ответа, а вернувшись в свои покои, достала драгоценное зеркальце, тайно прочитала заговор и протёрла поверхность зеркальца; так она проделала множество раз. В конце концов она увидела в зеркальце свою жизнь после брака в далёком тибетском царстве, и хотя путь не близок, но юный принц очень красив собой, выглядит весьма умным, горячо говорит о своих чувствах, поэтому всё складывается благополучно. После того, как император Чжунцзун услышал это, он сам лично проводил Цзинь-чэн до уезда Шипин, где передал тибетским посланникам. А ещё отправил вместе с ней многочисленную свиту и передал множество подарков. Он освободил от наказания всех приговорённых к смертной казни в уезде Шипин, освободил народ от уплаты пошлины, а воинов – от участия в сражениях на год, поэтому уезд Шипин с этого времени переименовали в уезд Цзинь-чэн.
      От Чанъань до Тибета путь долгий и трудный; как только подошли к границе, Цзинь-чэн вдруг почувствовала боль в груди, которая долго не отпускала. Принцесса поняла, что случилось что-то страшное. Быстро достала своё драгоценное зеркальце, посмотрела в него и не увидела прекрасного принца – вместо него она увидела зрелого мужчину с длинной бородой. Незадолго до этого момента юный принц Цзянчалавэнь упал с лошади и разбился.
      Так Цзинь-чэн в конце концов стала женой Тидэ Цугтэна.». // рассказ «Царица Тимало» из книги современной тибетской писательницы Келъян «Женщины Тибета»

      Что касается принцессы Цзинь-чен, дочери танского императора Чжунцзуна, она стала матерью Трисонга Децэна и поселилась во дворце на Красном холме, cейчас это городок Сангье уезда Джананг, рядом с монастырём Самье, основанным во время правления самого Трисонга Децэна.
    Наверх