293 материалa по 53 объектам, 6 936 фотографий
- GPS
- Непал,
Самоизвергаемый огонь и Вселенная ступы Swayambhunath.Ч.137
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
08 октября 2011 г. – суббота
Катманду
Вчерашний день закончился посещением великолепного Золотого храма (Kwa Bahal (Золотой храм) - квинтэссенция увиденного. Ч.136), а сегодня нам предстоит продолжить изучение буддийской архитектуры Катманду. Проснулись раньше запланированного и спустились на завтрак. Поменяли на ресепшн доллары на непальские рупии, и в 9 утра были готовы к выезду. Машина на этот раз приехала вовремя, и гид тоже. Он прибыл на мотоцикле и поехал с нами, оставив его у отеля.
Проехав 3 километра, мы взобрались к основанию холма, на котором установлена еще одна достопримечательность Катманду – буддийская ступа Сваямбхунатх (Swayambhunath Stupa). Сюда, на вершину одноименного холма высотой около 80 м над долиной Катманду, можно добраться двумя путями: тяжелым восхождением на 365 ступенек, ведущих непосредственно к основанию ступы, и другой, автомобильной дорогой вокруг холма и ведущей к юго-западному входу. Прован решил с утра не утомлять нас и выбрал второй путь к буддийской святыне.
Пока мы двигаемся вперед, Прован рассказывает, что вся непальская архитектура может быть разделена условно на три группы — стиль пагоды, стиль Шикхара и стиль ступы.
«Зародившись в древней Индии, ступы являются буддийскими в своей концепции и исполнении, разработанные как гробница для размещения священных реликвий. С тех пор они распространились по всей Азии и в Непале, эволюционируя в различные формы и включая элементы, характерные для различных регионов».
Форма ступы представляет как бы самого Будду, причем вершина шпиля символизирует его корону, в то время как его голова представляет собой квадрат у основания шпиля, а тело -полусферическую форму купола.
«Его ноги представлены четырьмя ступенями на нижней террасе у основания трона, в то время как четыре стороны квадратного основания (harmika) часто окрашены парами «все видящих» глаз. Считается, что конструкция также представляет собой пять буддийских элементов – Землю (квадратную базу), Воду (полусферический купол), Огонь (конический шпиль), Воздух (верхний зонтик), Пространство (солнце и точка растворения)».
.
В общем, во всех источниках говорится, что ступа имитирует структуру Вселенной, обозначающей священное пространство, и это подчеркивается тем, что она видна со всех мест Катманду и даже всей долины.
Одним из лучших примеров стиля ступы в Непале является Сваямбхунатх, который находится на вершине холма в долине Катманду и считается самым священным местом паломничества для буддистов невари. Начиная с 250 г. до н.э., ступы, построенные в Патане королем Ашокой, также имеют историческое значение, предназначенные для обозначения четырех уголков города и являющиеся одними из старейших ступ, которые стоят сегодня в Непале.
Нас встречает заполненный зеленой водой водоем, опоясанный слоганом «Пусть мир преобладает на земле», и небольшая позолоченная фигурка Будды по центру.
.
Далее минуем металлический колокол, пару-тройку небольших глазастых белоснежных ступ, над которыми трепещут разноцветные молитвенные флажки.
.
.
.
В углублении одной из ступ (Bajradhatu Chaitya) – фигурка Будды под опахалом из семи змей и все бы ничего, но цвет кожи у божества зелено-голубой. Глядя на эту расцветку, я вспомнила телевизионную передачу, которую я смотрела по ТВ-3, о том, что голубая кровь это не просто образное выражение, а реальность, имеющая место как следствие палеоконтактов. Ничего удивительного, телеканал-то мистический, но ведь и вправду, в индуистском пантеоне много голубых (в смысле по цвету кожи) богов.
.
Потихоньку поднимаемся вверх и обращаем внимание на множество маленьких ступ с правой стороны лестницы. Прован объясняет, что маленькие буддийские монументы — это надгробия, установленные членами семьи умерших. Правда, теперь уже нет свободных мест для установки новых ступ.
Обогнув стену здания, оказываемся лицом к лицу к золотому Будде, сидящему в расслабленной позе. Образ Будды датируется девятым или десятым веком. Сбоку от него вход с каменными львами в Shantipura Mahavihar.
.
.
На его стене изображен стоящий Будда, изготовленный в тот же период. Само одноэтажное здание обладает не сильно впечатляющим внешним видом, но зато его история очень интригующа. Некий Gunkamdeva огорчил богов, совершив инцест, и за это боги наслали на страну засуху и неурожай. Чтобы успокоить богов Гункамдева должен был молиться девяти нагам, и в этом ему помогал Шантикара, живший в храме. С тех пор в период сильной засухи короли приезжали сюда, чтобы посетить святыню и помолиться о дожде.
.
.
Еще чуть вперед и перед нами во всей красе встает очередная визитная карточка Непала, один из самых священных сайтов среди буддийских паломников. Пространство вокруг ступы плотно застроено ступами, алтарями, скульптурами, большинство из которых возведено как пожертвование от членов королевских семей и местного духовенства.
.
Я уже писала, что давным-давно на месте Катманду было озеро, известное как Kalidaha. Легенда говорит, что Будда Випасви (Vipaswi) пришел сюда и посеял семена лотоса в этом прекрасном озере, который вырос и расцвел тысячью лепестками. От цветка исходило темно-синее пламя, и оно стало известно как Swoyambhu Jyoti, которое можно перевести как самоизвергаемый огонь. Услышав об этом странном инциденте, паломники начали посещать это озеро, чтобы воздать должное этому благословенному пламени. Бодхисатве Манджушри привиделся этот изумительный цветок, и он отправился к озеру, чтобы воочию убедиться в правдивости сна. Среди паломников, идущих в место извержения огня, был Маха Манджушри, пришедший со своими двумя супругами, известными как Варада и Мокшада. Отдав дань уважения Своямбху Джиоти, он планировал «слить воду из озера».
Это место ему очень понравилось, взмах меча – горы расступились, и озеро вытекло, а лотос остался на вершине холма над Катманду. Вырезав узкую щель на холме, с помощью своих супруг Варады и Мокшады, он осушил воду озера, а само его преобразовал в долину, подходящую для человеческого поселения. Вот почему на этом месте для сохранения и города и цветка построили ступу, получившую название Swoyambhu Mahachaitya, что означает «бог, который создал сам себя». Правда, ли нет, но первые упоминания о ступе относятся к 11 веку, когда индийский монах следовал в Тибет и посетил это место. Но большинство непальцев относит ее строительство к периоду правления Личчхавов (600 г. н.э.), позднее в период «золотого века» правления династии Малла ступа претерпела реконструкцию. Тибетский монастырь, музей и библиотека – это добавки последнего времени.
Есть и еще одна легенда, которая говорит о некоей индуистской богине с пятью детьми, жившей на этом месте. Когда Будда принял решение построить здесь храм, то он обещал ей не трогать богиню, а наоборот предоставить ей пожизненный кров и защиту, что и было сделано.
Несмотря на то, что этот сайт считается буддийским, он одинаково почитается как буддистами, так и индуистами – вот образец веротерпения и толерантности. И как вещественное олицетворение единения вер, вокруг ступы расположены храмы и той и другой конфессий.
Известно и то, то ступа построена в так называемом «месте силы», что означает что молитвы, вознесенные здесь, быстрее дойдут богу в уши.
Ступа, чайтья, чортен – это название религиозных памятников, конфигурация которых, скорее всего, могла произойти от древних могильных курганов, когда человека хоронили в положении сидя и со скрещенными руками. Сверху его присыпали землей или камнями, и образовывалась пирамидальная могила, внутрь которой со временем стали помещать сосуд с пеплом покойника. Традицию устанавливать такие ступы принес в Непал еще царь Ашока, и Сваямбхунатх отражает все характерные особенности непальских ступ. Высота ее – 15 метров, основанием ступы является лотос, на который водружена огромная полусферическая гарбха, обозначающее небо. Она выполнена из кирпича и камня и покрыта известковой штукатуркой. Особо рьяные верующие льют известку на тело чайтьи (chaitya) для исцеления членов семьи. Эта белоснежная полусфера означает небо, на ее вершине – квадратная harmika, которую с четырех сторон украшают «всевидящие очи» Вайрочаны (Большого Будды). Считается, что эти «глаза напротив» нарисовали здесь в период царствования Малла.
Пронизывающий взгляд из-под черных бровей направлен по четырем сторонам света, но со сдвигом на 60 градусов, что некоторые исследователи объясняют тем, что с древних времен произошла сдвижка полюсов. На золотой короне-торане видны рельефы пяти Будд, четыре из которых сидят в один ряд, а пятый возвышается над ними.
.
Эти же пять Будд есть и в нишах основания ступы, как пять составляющих, необходимых для создания личности (Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амогхасиддхи и Амитабха).
.
.
.
.
Кубическая форма конструкции непосредственно над куполом называется Harmika. Считается, что глаза, нарисованные на нем, принадлежат Dhyanibuddha Vairochana. Они также называются «Vajradristi» и «Sunyadristi». Оболочка раковины, как знак между глазами называется «Урна». Считается, что «Урна» является одним из тридцати двух благоприятных знаков, найденных на теле Будды. Покрытые золотом бронзовые кольца над хармикой называются Trayodashabhuvana. Золотая пирамидка венчающая хармику, состоит из 13 ярусов, символизирующих 13 ступеней на пути к просветлению. Онми же представляют тринадцать этапов дисциплинарного мира для достижения Нирваны. Усниша или Usnishachudamani покоится на вершине центральной деревянной оси или «Ясти». Над Уснишем раскрыт золотой зонтик, он также называется «Chudamanichhatra» или «Dharmachhatra».
Шпиль ступы завершается золотым зонтиком, спицы которого соединены над ним. Бытует мнение, что внутри зонтика – сосуд с драгоценностями, и если это так, то жаль, что этого не видно по примеру Шведагона в Янгуне (Золотая ступа-гигант Шведагон при свете дня. Часть 19). А вот на обновление позолоты ушло 20 кг чистого золота.
На небольшой площадке перед ступой гнездятся торговцы сувенирами, особенно много здесь изделий из бронзы, и я, конечно, не устояла, чтобы не купить небольшую фигурку дракона за 8 долларов.
И хотя я была рада этому чудному дракоше, но все же лавки ужасно мешали производить съемку, и сами торговцы и туристы все время влезали в кадр. И это притом, что народу-то было мало.
Неожиданно и звонко зазвучала молитва «Ом Мани Падме Хум», или «О, жемчужина в цветке лотоса» и несколько минут мы слушали ее мелодичное звучание. Все хорошо, но задумываюсь о том, что мне ближе тихое таинство в религии и мистическая тайна баганских ступ в Мьянмаре (Встреча заката с «Благословенной ступы» Mingala Zedi. Ч. 57).
Прежде чем, обойти ступу, заходим в тибетский монастырь Карма-Кагью и любуемся красивейшими скульптурными изображениями Будды с тонкими чертами лица, всевидящим взглядом и тикой из бриллианта посредине лба.
.
.
.
Наконец, подходим к самой ступе, чтобы обойти ее строго по часовой стрелке, раскрутить вмонтированные в основание ступы молельные барабаны, которые блестят от прикосновения множества рук паломников. Тексты священных молитв нанесены на барабаны, и поворачивая их, молящийся как по азбуке Брейля пальцами считывает текст и посылает молитву в небеса, а натянутые от вершины ступы молельные флажки подхватят ее и унесут еще выше.
Между рядами барабанов есть и маленькие ниши, в которые следует положить подношения (традиционно это рис, цветы и монетки). Через какое-то время цветы полетят вниз за ненадобностью, рис съедят местные дети и обезьянки, а уж монеткам найдут применение и верующие постарше.
В глубине ниш, за складной решеткой с навесным замком, можно усмотреть разных представителей буддийского пантеона, таких как Будда Akshobhya, Amoghosiddhi, Тара и Амитабха.
.
Идем на смотровую площадку, откуда под нами простирается котлован долины Катманду – со столицей страны, строящейся и разрастающейся. Удивительно, что над ступой небо совершенно безоблачное, а долина внизу в мареве, сквозь которое видны островки зелени, хаотичная застройка старой части города с его узкими улочками и современные высотные дома новостроек.
.
Около ступы находятся два индуистских храма-близнеца – Анантапура (Anantapura) и Пратапура (Pratapura). Храмы-свечки в стиле шикхара были построены в 17 веке королем Пратапом Маллой и посвящены божеству Vajrayana. Имя Пратапура, понятно, увековечивает самого короля, а Анантапура названа так в честь его жены Ананты Прайдеви. Ищите таблички с информацией о том, когда и кем они были установлены. Мы не нашли.
.
Мы подходим к главной лестнице, которая наверху упирается в ступу и огибает ее с двух сторон, обходя бронзовую скульптуру огромной ваджры — символа священной силы мужского начала 1,5 метра длиной. Она является важнейшим символом буддизма, каменный барабан (Мандала) ее основания украшен символами двенадцати животных тибетского звездного календаря, включающего обезьяну, птицу, собаку, свинью, мышь и др. Эта позолоченная Ваджра и Мандала из бронзы являются одними из самых святых объектов, хранящихся здесь. А сторожат ее с двух сторон два снежных льва.
Эту Ваджру установил Король Пратап Малла в середине 17 века. Есть несколько других сайтов на холме Сваямбху, таких как: Храм Харати, Васупура, Ваюпура, Девадхарма Махавихара, Бутани Гумба, Джиотикирти Махавихара, Самхегун Вихара, Агнипура, Шантипура, Нагапура, Кармарадж Махавихара, Анантапура и Васубандху Чайтья. Весь этот комплекс святынь за их выдающуюся культурную и архитектурную ценность был признан Комитетом Всемирного Наследия, и он был включен в список всемирного наследия в 1979 году.
.
«Эта Ступа стала гордостью человечества, и правительство Непала уделяет особое внимание сохранению памятников и защите исторической и культурной среды этого объекта. Это место было объявлено охраняемой зоной памятника и включено в генеральный план Департамента археологии».
.
.
Особенно священной ступа является для тибетских буддистов из-за своего расположения вдоль древнего торгового пути от долины Катманду до Тибета. Прочтя достаточно информации о ступе, мы были настороже в ожидании большого количества «диких обезьян». Однако мы их встретили только здесь и они, к сожалению, оккупировали прекрасную ваджру, плотно по-хозяйски усевшись на ее центре. Но отогнать ее нельзя, она же обладает «волосатой рукой» Ханумана, оказавшего своевременную помощь богу Раме.
Прован говорит, что здешние обезьяны считаются святыми, и все это из-за Манджушри. Этот бодхисатва мудрости и обучения обустраивал высокий холм, на котором стоит ступа, и он был так занят, что длительное время не подстригал волосы. Это привело к тому, что в голове у него завелись вши, которые потом превратились в обезьян. Нам показалось это смешными, тем более что Прован не знал английского слова вши, и изображал их соответствующим показом.
Почти напротив Ваджры, но позади ступы, находится храм-пагода богини оспы и эпидемий Харати (Harati Ajima).
Перед этим храмом установлены три столба, два из которых увенчаны статуями Тары, а один – статуей павлина. Двухъярусный индуистский храм, выполненный из позолоченной меди, содержит образ богини Bhagbati. Из интересного: в буддийском пантеоне отсутствует божество, защищающее от оспы, и они адаптировали для этих целей индуистское божество. Сегодня суббота и перед этим храмом женщины осуществляют особую молитву. В маленьких плошках зажигают свечки, и составленные вместе они создают впечатление огненного рисунка и усиливают молитву за здоровье детей. Прован говорит, что сюда часто приносят новорожденных младенцев, чтобы сделать «прививку и напитать священным иммунитетом».
.
.
.
Очень интересно, что рядом с этим храмом мирно соседствуют статуи Будд и Вишну.
.
В северной стороне можно увидеть статуи Махакалы, за ней Будды Дипанкара (Dipankara) с красным Хануманом с правой стороны. Если верить табличке, то статуя Будды родом из 7-го века.
А еще можно обнаружить символ огня – Агнипуру, но то ли время, то ли излишне преданные верующие почти стерли ее окраску, и можно только догадываться, каким ярким и веселеньким может он быть!
.
Еще здесь есть ставшая уже серой Dongak Choling Gompa, с множеством маленьких Будд, сидящих в ее нишах и с перевернутым колоколом наверху. А еще там есть разноцветное сооружение в виде зеленого ствола и розового обруча наверху.
А еще здесь прямо целый сад из чайтьев, которые не отличаются изысканным убранством, зато берут количеством.
Очень хороша каменная стела, с четырех сторон украшенная фигурами Будды, не пропустите ее и не пройдите мимо!
От ваджры вниз резко уходит та самая каменная лестница, сооруженная в 17 веке при короле Пратапе Малла, по которой обычно водят туристов. Первый пролет это лестницы почти отвесный, от площадки вниз символично идут 365 ступенек, их количество соответствует числу дней в году.
Оглядываясь назад, понимаем, какое впечатление она производит с этой точки, нависая над вами. Маленькую букашку-человека она подавляет, заставляя смотреть на нее снизу вверх в недостижимую высоту неба, откуда на вас взирают неумолимые глаза бога, все видящего и все знающего про вас. Огромная ступа без особых архитектурных изысков прекрасна своей простотой и законченностью форм. Подсвеченная прожекторами в ночное время, она будто приподнята над суетой нашего бытия.
В походе вниз/вверх вас сопровождают каменные животные, установленные на лестничных площадках. Здесь и слоны, и лошади, и павлины и гаруды — все они представляют ездовых животных пяти Будд.
.
.
Также склон холма усыпан множеством небольших пагод и храмов, раскрашенных статуй буддийских божеств.
.
.
.
.
В начале подъема целое городище Будд, стоящих и сидящих в разнообразных позах, а расположение рук и пальцев говорит с посвященными языком жестов (ритуальных мудр). Рядом с Буддами – маленькие ступки и драконы, как будто послушные ученики, внимающие словам учителя.
.
.
.
Там же можно найти отпечатки стоп Будды, все украшенные красной пудрой.
.
.
Тяжел и долог подъем к горе Меру и ее небожителям, спускаться же гораздо легче и спасибо нашему Провану за мудрое решение.
.
Выходим из ярко украшенных ворот с колесом дхармы и оленями на вершине, а нас уже ждет верный конь. И тут случилось непредвиденное для нас и вполне себе обыденное для жителей Непала – ее величество священная корова перегородила дорогу, создав пробку. Однако никто не матерился, не гудел, мы просто медленно двигались вслед за ней, пока она не покинула проезжую часть. Такое философское, спокойное отношение к тому, что не можешь изменить, свойственно народам Азии, и я в какой-то мере завидую им, что они не выходят из себя по каждому пустяку и не теряют ни своего лица, ни души.
К счастью непальцев, в ходе землетрясения 2015 года ни сама ступа, ни окружающие ее святилища не пострадали, и это не может не радовать туристов, которые даже не заметят следы стихии здесь.
Впереди у нас поездка к другому храмовому комплексу — Пашупатинатх на реке Багмати – центр духовной энергии. Ч.138
Продолжение следует...
- Адрес:
Катманду,
Swayambhunath Stupa
Дешёвый ✈️ по направлению Катманду
- 22 мая 2020, 16:40удалитьЛучший район для меня в Катманду. Последние несколько раз живу рядом со ступой.
- 22 мая 2020, 18:28удалитьКто б сомневался, для буддиста быть рядом со ступой — это самое то!
- 29 мая 2020, 20:39удалитьСпасибо, Николай! Рада, что смогла заинтересовать
- 30 мая 2020, 07:46удалитьпросто народу на Турбине не так уж много активного
мои просмотры от подписчиков на фейсбуке в основном - 30 мая 2020, 11:43удалитьПросмотры приходят и накапливаются со временем. А вот в моменте, только главная страница, кросс посты в социальных сетях и рассылка если попадёт