50 материалов по 9 объектам, 1 796 фотографий
- GPS
- Непал,
Taleju Bell,фонтан и рассуждения о сохранении наследия.Ч.127
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
Колокол претерпел проверку временем и служил жителям Патана в течение пяти веков. Большой колокол, посвященный богине Таледжу, был установлен в 1736 г. во время правления короля Jaya Vishnu Malla совместно с женой. Он заменил существовавший здесь колокол 1703 года, который перенесли в храм Rato Machhindranath Temple. Он был меньше по размеру, а его дарителем был король Yoga Narendra Malla. Сегодня считается, что звон Большого колокола отгоняет злых духов, но звонит он только в период фестивалей.
Колокол поддерживается двумя каменными столбами, стоящими на высокой платформе. Всем известно, что король узнавал о несправедливостях, жалобы на которые отправляли в воздух его подданные. Вот только один вопрос, допускали ли их до колокола, а то ведь на Руси тоже долгое время думали, что царь ни в чем не виноват, и он ничего не знает, о том, кому и как вольготно живется на Руси. Прован говорит, что не было гонений на жалобщиков, а все вопросы чудесным образом сразу же улаживались. Ну да, знаем мы эти потемкинские деревни…
В равной степени и сегодня эта площадь служит местом общения через звуки и знаки, начиная от большого колокола до множества небольших храмовых колокольчиков, звенящих на ветру до плакатов на стенах и танках (красочных свитков) в соседних бахалах.
Говорят, что во время землетрясения 2015 года звон колоколов звучал зловеще, предупреждая об опасности. Сам колокол был поврежден, а вот павильон под ним остался, к счастью, невредим.
Любопытно, что здание под платформой, на которой установлен колокол, занимают кафе, книжные магазины и другие небольшие лавки.
За колоколом расположен небольшой декоративный бассейн в форме лотоса с фонтаном и мостом через него.
Украшением мостика через фонтан является чей-то бюст, информацию о котором я не смогла найти в интернете, но по всему похоже, что это женщина, хотя трудно сказать.
.
Смешно, что на ободке по периметру установлены цветы в горшках, чтобы праздные посетители не сидели на парапете, наслаждаясь брызгами водных струй.
Однако многие просто снимают их, ставя вниз, и все же оккупируют поребрик. Хорошо хоть, не бросают их вниз.
.
Прован рассказывает, и нам нравится слушать и узнавать информацию о сегодняшней жизни Дурбара. Две школы примыкают к площади, и их ученики зачастую играют заметную роль в бесконечном спектакле городской жизни, который можно увидеть на этой открытой площадке. Интенсивность активности здесь обусловлена не только концентрацией важных зданий на площади и вокруг нее, но и ее расположением на перекрестке города К сожалению, в большинстве случаев это кратчайший или наиболее удобный путь из одного конца Патана в другой, и он идет через площадь Дурбар. Нет, конечно, есть пешеходная зона для туристов, и она огорожена входной будкой и хлипкой цепочкой, но вокруг этого пятачка кружится бесконечный хоровод машин с соответствующими выхлопами. И этот факт становится тревожным, и может быть, пора забить в этот колокол о необходимости защищать цвет и текстуру местных сооружений. И уж совсем стоит задуматься над тем, что постоянная вибрация наносит непоправимый ущерб часто слабым стенам и фундаментам старых зданий. Однако не менее опасным, чем автомобили, является бесконечный поток туристов, приходящих на площадь, даже несмотря на то, что они составляют существенную долю экономики Патана.
Вслед за спросом рождается предложение, и вот уже район исторического центра Дурбара оккупирован рядом магазинов, особенно в северо-западной стороне площади, где проходит традиционный маршрут к Золотому храму, куда мы пойдем позже (Kwa Bahal (Золотой храм) - квинтэссенция увиденного. Ч.136).
Мы дискутируем с Прованом, что некоторые страны оказались не готовыми к массовому туризму и к такому количеству автотранспорта, вызывая новый комплекс проблем. Именно их принес с собой цивилизованный мир в последнюю четверть 20-го века в долину Катманду. И это сопутствующие проблемы развивающейся экономики бедной страны, которая в соответствии с историческими обстоятельствами, длительное время отгораживалась от контактов с миром.
После посещения Мьянмы и Бутана мне становится понятнее, почему до недавнего времени деревни и города в этих странах могли так гармонично существовать, соблюдая такой баланс на протяжении веков. Видя пасторальные картинки полей, через которые ощутимо проходит эта гармония, ты ощущаешь незабываемость и неповторимость пейзажей, которые радуют глаз и в Азии и в Европе. Особенно в тех странах, где считают важным сохранение окружающей среды и экологии, которые естественно интегрируются в их культуру.
Наш Прован никогда не был в Европе, но он справедливо считает, что сохранение долины Катманду очень важно наряду с Венецией или Афинским Акрополем и отвечает интересам человечества. А для этого в Непале нужно проведение природоохранных мер, и у страны остается надежда на ЮНЕСКО, которая поможет стране сохранить свое культурное наследие. И в этом смысле, они могут опираться на правовые и организационные меры этой славной организации, которая не только следит за сохранностью своих объектов, но и осуществляет восстановление почти утраченных, демонтаж совсем разрушенных, создает пешеходные зоны, а также улучшает инфраструктуру, связанную с памятниками и историческими городскими пространствами.
С видимой душевной болью (и мы это ой, как понимаем!) Прован рассказывает нам о нарушении гармонии в историческом центре и пригородах Катманду. Конечно, у страны не хватает средств на дорогие реставрационные работы, но в то же время продолжают появляться новые сооружения, уродующие историческую инфраструктуру. Мы не знаем, но, оказывается, вдоль недавно построенной кольцевой дороги, уже как грибы выросла непальская версия пригорода Катманду. И дальнейшее строительство продолжается, захватывая отдаленные, бывшие ранее сельскохозяйственными, районы. Ничего не напоминает? Удивительно похожая история случилась и у нас с развалом СССР.
Конечно, индустриализация ведет к изменению физической среды и состава общества, но ведь, как снова говорит Прован, Дурбар в Патане, равно как и Пьяцца-дель-Кампо в Сиенне, — это очень символические пространства. И большинство непальцев понимают, принимают и сохраняют свою культуру с ее духовными ценностями и обрядами в значительной степени такими, как это было, когда создавались эти пространства. Честь им и хвала за это, но я что-то отвлеклась от достопримечательностей, которыми полна эта площадь. Мы проходим чуть вперед, и вот он, следующий индуистский храм — Индуистский храм Hari Shinkar с изображениями мук ада. Ч.128
Продолжение следует...
- Адрес:
Патан,
Дурбар
Дешёвый ✈️ по направлению Патан (Лалитпур)
- 16 мая 2020, 12:55удалитьДо колокола ещё добраться надо, чтобы в него позвонить))
- 16 мая 2020, 13:36удалитьВот-вот и я об этом, разве ж до царя дадут достучаться, а вдруг, а что?
- 16 мая 2020, 14:07удалитьещй и палками сшибать с крыши можно самых резвых альпинистов))
- 16 мая 2020, 14:17удалитьКак сейчас в Индии лупят несознательных, которые не самоизолировались. Не знаю, что там в Непале творится. Из Бутана мне новости регулярно королевский двор поставляет, куда король съездил, кого бла..славил и т.д.