Хочу поделиться с вами впечатлениями о Генуе.
Италия вообще удивительно интересная страна, здесь каждый город неповторим и заслуживает посещения, да неоднократного. И Генуя – не исключение, это удивительный и захватывающий город Италии, который является столицей региона Лигурия. Название города относят к лигурийским словам, его можно перевести как «угол».
Особого внимания заслуживают церкви и соборы этого очаровательного города. Так, одной из самых популярных достопримечательностей Генуи, как среди туристов, так и местных жителей, является великолепный собор Сан-Лоренцо. Его сооружение началось в IX веке и закончилось только в XII.
В течение последующих веков, этот собор приобретал какие-то новые, неповторимые украшения. Например, портал Сан-Джованни, который находится с северной стороны собора, был сооружен в романском стиле. В противовес этому, двери его главного фасада, а так же окно-роза, представлены в стиле французской готики. Внутренний интерьер собора тоже отличается особым разнообразием стилей.
Мы попытались сразу от пристани подъехать к собору на такси, но не с нашим счастьем: дороги перекрыты, то ли шествие, то ли демонстрация. Водитель подвез куда смог, а дальше задал направление движения. Так началось наше паломничество, о чем мы, естественно, еще не догадывались.
«В капелле Сан-Джованни, возведенная в стиле Ренессанса, есть Саркофаг, в котором находятся мощи св. Иоанна Крестителя, покровителя данного сооружения. Также в стенах этой достопримечательности Генуи, находится блюдо «Сакро Катино» и кубок из зеленого стекла. По преданию, именно на этом блюде подали Саломее голову святого Иоанна, а кубком, якобы, пользовались во время Тайной вечери» — об этом вычитали в заготовленной в Москве распечатке. Это все обязательно надо увидеть.
Обошли собор – не поняли: ни саркофага, ни блюд не видно. Наверное, спрятали в какой-нибудь сокровищнице – решили мы. И тут увидели неприметную дверцу, на ней накарябано «MUSEO», и около нее дяденька ошивается. Подходя ближе, мы были просто уверены, что музей закрыт. Но дяденька оказался смотрителем и встретил нас как родных. Пригласил пройти внутрь, правда, предварительно продав (за чисто символические деньги, евро три что-ли) билеты, а в нагрузку выдал несколько страниц текста на русском языке. Оказалось – описание экспонатов. Да еще и снимать, в смысле фотографировать разрешил. Удивительное дело, но, несмотря на темноту, все снимки получились ясными и четкими!
Первым делом вот он, Саркофаг.
А так хранится блюдо, на котором Иисусу на Тайной вечере поднесли ягненка..
Вот блюдо с головой Иоанна Крестителя..
Залы в музее небольшие, но собранные здесь предметы оживили для меня библейские сюжеты, сделали их осязаемо реальными.
В одном из кубков этой витрины хранится шип из тернового венца…
Не знаю, наверное, истинно верующие люди знают о местонахождении таких реликвий, для нас же это было открытие.
Еще поразил способ хранения. Не «Алмазный фонд», не «закрома Родины», не под семью печатями… А там, где и должно быть: в соборе, где любой желающий может без предварительных заказов билетов, в тишине, буквально наедине с Богом почувствовать … Опять не знаю. Каждый свое.
Конечно, это не все сокровища, которые здесь хранятся, но, опять же, приезжайте сами!
А мы тем временем двигаемся дальше. Ой, я же еще чего хотела сказать. Мы на выход – подвезли организованную экскурсию с корабля, группа иностранная, практически все передвигаются со вспомогательными предметами (костыли разные в основном), представляете, сколько времени уходит на их войти-выйти из автобуса или подняться-спуститься по ступенькам? В общем, я до них успела выйти, Лена с Галей их пропускают стоят. Я в это время метнулась опять к входу. Необычным он мне показался, решила зафиксировать. Не встречалось мне раньше, чтобы у входа в собор львы возлежали.
Так вот, сфотографировала, возвращаюсь – минут пять-семь прошло, а экскурсантов уже выводят!
То есть, вряд ли они заходили в музей, да и сам собор рассмотреть вряд ли успели. Это я к тому, стоит ли брать экскурсии или выбрать наш вариант знакомства с окрестностями. Он, наш вариант, конечно, требует предварительной проработки материалов, но мне приносит гораздо больше удовольствия, да и информацию я так лучше усваиваю. А вот если хочется отключиться и ни о чем не заботиться, тогда да, организованная экскурсия – оптимальный выход.
Итак, мы продолжали бродить по городу в поисках намеченных целей, попутно заглядывая в заинтересовавшие нас места.
Так на нашем пути попалась церковь, в росписи которой принимал участие Рубенс.
.
Всех упомянутых в различных информационных источниках соборов не обойти и за неделю, только перечисление их названий займет несколько строк, а ведь еще и галереи с картинами, и площади с фонтанами, и памятники, и дворцы – масса всего, что хочется увидеть.
Стоянка корабля обычно несколько часов, в среднем шесть – восемь. Но ведь и воспринимать информацию можно не бесконечно, наступает момент, когда физические и моральные силы перестают усваивать действительность и требуют смены рода деятельности.
Поэтому есть у нас один обычай. Накануне посещения местности, будь то город, порт, поселок, остров, пляж, в общем, места причаливания, укладываясь спать, я достаю заготовленную распечатку и устраивается громкая читка. При этом запоминаются или отмечаются те места, которые все или большинство присутствующих хотели бы увидеть в обязательном порядке. На этот раз мне очень понравилось размещение в каюте: я с верхней полки хорошо видела, как воспринимается оглашаемая информация, и если замечала, что кто-то прикрывает глазки и отключается, строго призывала к порядку: «Не спать! Завтра буду спрашивать от сих до сих!!!»
В Генуе следующим пунктом обязательной программы была улица Гарибальди. Во-первых, Гарибальди в том или ином виде в Италии есть в каждом населенном пункте, и для нас это уже традиция. Во вторых, здесь выстроен непрерывный ряд дворцов, в которых размещены прекрасные коллекции произведений искусства. В доме № 9 находится городская ратуша Палаццо Муниципале – бывшее Палаццо Дориа-Турси. Здесь хранится скрипка работы Никколо Паганини и рукописи Христофора Колумба. В доме № 18 располагается Палаццо Россо – великолепный особняк XVII века, принадлежавший некогда семейству Бриньоле-Сале, первый и второй этажи которого занимает картинная галерея; ее главную ценность составляют прекрасные фамильные портреты работы Ван Дейка, Париса Бордоне, Бернардо Строцци, Веронезе, Моретто, Тициана, Тинторетто, Караваджо и других. За № 11 находится Палаццо Бьянко (на русском это звучало бы как Белый Дворец) – дворец семьи Бриньоле, в котором также расположена замечательная картинная галерея работ итальянских, голландских и фламандских художников. Так что мы направлялись смотреть Караваджо.
Но пока путь пролегал через площадь Пьяцца Де Феррари, здесь находится неоклассический театр Карло Феличе, один из крупнейших оперных театров Италии, сожженный во время Второй Мировой войны и вновь открытый в тысяча девятьсот девяносто первом году (в нем проводятся экскурсии). Перед оперным театром установлена статуя Гарибальди верхом на лошади.
В центе площади – фонтан. По неизвестной причине его струи были розовыми. И здесь же нас и настигла демонстрация, из-за которой перекрыли движение. Ничего опасного, огороженная полицией территория, вся в дыму. Кроме ограничения движения – никаких неудобств, зрителей даже больше, чем участников.
Вот удивительное дело, прокладывая путь по карте, мы никак не могли попасть на улицу Гарибальди. То в горку дорога ведет, то через туннель бежит… сколько неоднозначно опознанного попалось нам в это время. Вот какой-то не Гарибальди нас приветствует. Вот еще группа товарищей смотрит с укоризной.
Но стоило нам расслабиться и перестать каждое название улицы искать на карте, как каким-то чутьем, или чудом, вышли мы на искомый объект!
Вот она, Виа Гарибальди. С путеводителем все сходится, и желаемая галерея доступна к осмотру.
Этот многоэтажный особняк разместил массу экспозиций. Обойдя первых два этажа мы, в принципе, полностью удовлетворили свое любопытство. На третий этаж вела широкая винтовая лестница, расположенная по центру помещения и сооруженная из металлических решеток. Это вызвало некоторое замешательство в наших рядах, так как спускаться, ощущая (а вернее не ощущая) под собой твердую опору некоторым совсем не нравится. Заметив намерение прервать осмотр, смотрительница зала подвела нас к лифту, открыла его ключом и отправила нас наверх! Расстраивать ее причин не было, но нас не подъем, а спуск смущал ведь… Наверху за нашим появлением из лифта проследил уже местный смотритель, на этот раз дяденька. Он провел нас по залам этажа, показав библиотеку и мастерскую по ремонту каких-то деревяшек. «Финиш?» — поинтересовался он. «Си, си!» — закивали мы. На этот раз в лифте без присмотра нас не оставили, компанию нам составил еще один молодой человек. Вот только повез лифт опять наверх! Так, не успев опомниться, мы очутились на крыше!. .
Мы с Галей по прикрепленной лестнице слазили на самый конек, а вот Лена не стала этого делать, но зато я могу показать вам как это выглядело. .И панораму города. Скат крыши довольно крут был.
Смотрела и думала: как вообще мы могли ориентироваться в этом нагромождении зданий?!
Еще одно место в городе, которое никак нельзя обойти вниманием – дом Колумба. Этот мореплаватель-первооткрыватель, оставивший след (и наследника!) практически везде, родился здесь, в Генуе.
Остатки его дома – это не только символ всего города, но и тех людей, которые не сворачивают с пути перед трудностями.
Башня на заднем фоне – часть ворот Порта Сопрано.
Вот так плодотворно и результативно провели мы в этом милом городе где-то шесть часов. Что мы успели увидеть, вы уже знаете, а не успели увидеть гораздо больше.
Герцогский дворец, дворцы улицы Балби, Кастелло д’Альбертис, проспект Корсо Сольферино, пролегающий вдоль склонов холма к крепости Спианата дель Кастеллетто, откуда открываются чудесные виды, внушительное здание XVII века Альберго Деи Повери (богадельня), Корсо Уго Баззи, Вилла Кастелло д’Альбертис (музей археологии и этнологии)... Все даже перечислять слишком долго, придется приехать еще. Ведь еще можно на фуникулере подняться до Риги на высоту триста два метра, откуда открывается один из самых прекрасных видов на Геную.
Но все это как-нибудь в следующий раз, а пока пора на корабль. Вы не забыли, мы же в круизе!
И в театре сегодня вечер бродвейских серенад. Что ж, мы – все внимание!
А для себя я «сцену» у бассейна облюбовала.
Когда, нагулявшись, мы вернулись в каюту, оказалось, что у нас «подселенец», вот такой бульдожка-очаровашка. .