19 материалов по 16 объектам, 426 фотографий
- GPS
- Россия, Балаково, ул. Набережная, 1
- (845-3) 44-15-03
Лучшая постройка Шехтеля — Белокриницкая церковь в Балаково.
Балаково — город на Волге, но ведь город. А город предполагает картинки, ограниченные для взгляда. Согласитесь, что даже сараюшка, вросшая в землю, ограничивает перспективу, уж про многоэтажки мегаполисов промолчу.
Тем отраднее было увидеть в городе на открытой поляне поражающий красотой храм. Хочется, чтобы вы поняли мою радость восприятия, я люблю, когда ничто не мешает, не скрывает красоту строений, особенно храмов. Для контраста вспомнился сейчас Саграда Фамилия (Там, где идёт строительство... Саграда Фамилия) — чудесное творение великого творца, но насколько же ему не хватает воздуха...
Нежнокремовый храм строгих линий выстроен по проекту также Мастера своего дела, архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Его постройки всегда выделяются, становятся достопримечательностями: особняк М. Горького и Ярославский вокзал в Москве, Русский выставочный павильон в Париже и Глазго, десятки домов в Ростове-на-Дону, Таганроге, Нижнем Новгороде, а также в Саратове, где прошло детство Шехтеля.
Подлинный проект чертежей "Храма села Балакова Самарской губернии A. M. Мальцева" и пояснительная записка на церковь Св. Троицы, датированная 28 февраля 1909 года, были найдены в 1981 году в фондах Самарского государственного архива балаковским краеведом Анатолием Александровичем Деревянченко. Я бы назвала этот документ "свидетельством о рождении", ведь 17 листов дела № 4730 содержит историю появления храма: сохранилось прошение купца А. М. Мальцева в строительный отдел самарского губернатора. Анисим Мальцев и финансировал проект.
Её строительство стало возможным после Манифеста Николая II «О веротерпимости» от 17 апреля 1905 года. До этого каменные церкви старообрядцам строить не разрешалось, исключением была только резиденция старообрядчества – Рогожское кладбище в Москве. Возведен храм в 1915 году и относился к старообрядческой общине Белокриницкой иерархии. Начали строительство под руководством инженера Антонова в 1911 году, в 1914-м году она была освящена, а в 1915 году по требованию дочери Мальцева Екатерины переделали крестильню. Сам Мальцев, инициатор проекта, как сейчас бы сказали, не дожил до окончания строительства храма.
При наличии документов, без легенд не обошлось. Одна из них гласит, что стены выкладывались из тёсаного камня скальной породы, который привозился из каменоломен Швеции и стоил каждый 5 рублей золотом. Якобы поэтому денег хватило лишь на возведение стен храма и ограды. И тогда купец Мальцев бросил клич о сборе средств, которых было пожертвовано немало и в рекордно короткий срок.
На деле же скорее всего камень поставлялся из Жигулёвских каменоломен: и ближе, и не менее качественный. Им облицованы не только основные корпуса, но и оба шатра: над крестильней и колокольней.
Примечательная особенность храма – мозаичные панно, выполненные по эскизам ( их еще "картонами" называют) И.О. Чирикова в петербургской мастерской В.А. Фролова: Троица над главным входом, западными вратами (при нас была закрыта строительными лесами), Нерукотворнный Образ Спасителя над южным ,
и икона Божией Матери «Знамение» над северными
Изготовление мозаик контролировал Паисий Мальцев, брат Афанасия.
Иконостас храма был пятиярусным, обитым басмой. В нём было 73 больших иконы и 45 маленьких.
Колокола храма были уникальными по мелодичности. Их лили открыто на площади, а через газеты приглашали при этом присутствовать всех желающих.
По очередной легенде на отливку специально приезжал композитор Цезарь Кюи, сподвижник Балакирева, чтобы составить соответствующую дозировку компонентов металла для лучшего звучании, а во время литья верующие бросали в расплавленный металл серебряные, золотые и даже платиновые украшения. И это придало 16 колоколам особую гармонию и чистоту звучания.
Главный бронзовый колокол был поднят на колокольню 22 октября 1912 года. Только серебра на его орнамент и отделку ушло 60 пудов.
Слева от главного входа была построена зимняя шатровая церковь. Для экономии топлива в будни зимой там совершались богослужения и Крещение. Храм был освящён старообрядческим епископом Саратовским Мелетием через несколько месяцев после смерти А. Мальцева в 1914 году. В том же году дочь усопшего взялась за переделку крестильни, которая завершилась в 1916 году.
На склоне лет Ф. Шехтель послал открытку другу и товарищу по работе в Московском архитектурном обществе И.П. Машкову, в которой назвал храм в Балакове лучшей из своих построек.
В 1919 году из церкви изъяли 700-граммовый вызолоченный серебряный крест, несколько серебряных сосудов, окладов, лампад и обложек с Евангелий в пользу голодающих. Всё остальное растащили в 1929-30 годах, когда община храма вынуждена была подписать документ о "добровольной" передаче храма властям, т.к. не смогла выплатить долги по налогам, которыми был обложен приход. Тогда же с церкви сняли колокола. Самый большой был сброшен на паперть и разбился на мелкие кусочки. Колокола поменьше побросали в близлежащую реку Балаковку.
В 1931 году храм реконструировали под драматический театр. Были разрушены алтари, на месте главного, Троицкого, пристроили сцена со всеми необходимыми помещениями, кокошник над главным входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен. Вместо него по проекту В.П. Зябкина был сделан второй этаж, заканчивающийся фронтоном над балкончиком с балюстрадой, и всё здание стало трёхэтажным. Был также снесен главный шатер и срублен шатер колокольни, а свод укрыли обычной железной кровлей. Неоднократно предпринимались попытки закрасить икону Спаса Нерукотворного, но краска не удерживалась на мозаике. Другая же икона, Знамение, после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной. В 1932 году эти две работы были поставлены на государственный учёт Главнауки как памятники монументального мозаичного искусства, а само здание признано памятником архитектуры рубежа XIX-XX вв. и взято под охрану государства. Как бы не называли и не использовали строение, оно всегда было нужно людям, востребовано. В 1934 году Балаковцы встречали одного из первых Героев Советского Союза, летчика М. Водопьянова, в 1941-м — провожали земляков на фронт, в 1956-м на целину... .
В 1964 году здание перестроили ещё раз: под клуб завода им. Дзержинского.
И, наконец, в 1989 году храм был передан Русской Православной Церкви и в нем был освящён приставной престол в честь Казанской иконы Божией Матери. .
К началу 1997 г. была восстановлена звонница, повешены колокола, и на Рождество 1997 года впервые после десятилетий тишины над Балаковом зазвучал колокольный звон.
В 1999 году в приделе был освящен престол во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.
После всех перерождений за сравнительно короткий исторический период, храм стали называть Фениксом, проводя параллели в многократном возрождении из небытия пепла.
.
- Адрес:
Балаково, ул. Набережная, 1
- Телефон:
(845-3) 44-15-03
Дешёвый ✈️ по направлению Балаково
- 2 мая 2020, 11:20удалитьЭто хорошо, что храм восстановили, но есть ли в нем дух?
Многие такие церкви-новоделы за пышной мишурой и позолотой потеряли себя...
В заголовке не ошибка — построка? Постройка, наверное - 2 мая 2020, 11:58удалитьС духом действительно не очень хорошо, я его не почувствовала внутри. Но снаружи храм завораживает и притягивает, так что по мне: однозначно здорово, что он уцелел. Особой позолоты, кстати, там нет...
А опечатку тоже заметила, исправила, спасибо!