55 материалов по 15 объектам, 1 778 фотографий
- GPS
- Непал, Бхактапур, Old Trade Route
Причудливый узор каменных и деревянных домов Бхактапура Ч104
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
мы выдвигаемся в обычную жилую зону и обходим очередного бездыханного бычка без головы и каменного Нанди с оной.
Здесь уже все подчинено торговле, все двери лавок уже открыты, только зайди и купи себе 100% пашмину (палантин), ручной работы бумагу, картины, резные алтари с индуистскими божествами, национальные наряды и пр. Узкие улочки полны всякого туристического барахла, тут же снуют юркие мотоциклисты, и надо быть очень осторожным, чтобы увертываться от них своевременно.
Среди всей этой мишуры трудно различить отреставрированные дома, которые при сохраненной архитектуре стали выглядеть очень даже ничего. Они даже украшены вьющимися растениями, сушащимся перцем и всевозможными горшками и горшочками. Все дома, как паутиной буквально обмотаны проводами (вся Азия страдает этим), и страшно подумать, что здесь будет при коротком замыкании. А некоторые дома не то что явно, а угрожающе срочно требуют ремонта: подняв голову, начинаешь бояться идти близко к дому.
Общим является одно – виртуозная резьба по дереву в наличниках окон и распорках крыш.
Традиционные дома Невари, как правило, трехэтажные, со скатными крышами и небольшим двором или чоуком. Они обычно отличались узкими окнами, прикрытыми деревянными решетками и входными дверями с красивой резьбой по дереву. Сегодня новое поколение непальских архитекторов сочетает традиционные стили и текстуры с современным комфортом и эстетикой. Но они не только стремятся сохранить богатое архитектурное наследие страны, но и отдают себе отчет в необходимости структурно усилить несущие конструкции зданий, которые смогут выдержать любые будущие землетрясения.
Мы идем и рассуждаем о том, что Бхактапур представляет собой смесь искусства и мифологии, а суть традиции Невари – это причудливо сотканный узор из архитектуры каменной и деревянной. Большинство жителей древней столицы Бхактапур являются либо индуистами, либо буддистами по религии, но вот удивительное дело, живут они вместе веками в совершенной религиозной гармонии. Прован дополняет наши размышления сентенцией, что на самом деле, в Непале это смешение индуистских и буддийских традиций вполне очевидно. Обе религии заимствуют ритуалы и обычаи друг у друга и создают уникальную культурную самобытность. Конечно, мы понимаем, что туристам, как правило, показывают города с так сказать, парадного входа, поэтому приходится верить своему гиду, что распрей на религиозной почве здесь не бывает.
Наш гид, будучи местным жителем, вел нас через потаенные дверные проемы и узкие переулки. Сначала нам даже казалось, что мы вторгаемся в личное пространство жилищ, но это было не так. Люди шли по своим повседневным делам, не обращая на праздных туристов никакого внимания, а мы периодически тормозили на своем пути, просто глядя на пучки чеснока и чили, свешивающихся с карниза домов и узоры из цветного порошка перед дверями.
Пока мы делаем паузу на фотографирование, Прован продолжает свой рассказ. Древний маршрут из Дели и Катманду в Лхасу и Пекин в древности проходил через Бхактапур. По всему пути здесь шла устойчивая торговля солью, шерстью, золотой пылью, медью, лекарственными травами, специями и хвостами яков, используемыми в качестве королевских опахал. Вероятно, продажа шелка здесь не была тогда популярной, эта торговля достигла пика в начале 18-го века, а затем снизилась после национального объединения в 1767 году. Община торговцев Невари осталась в Лхасе и продолжает импортировать непальские товары и до настоящего времени. Торговцы входили в Бхактапур через Львиные ворота в западной части города, избегая площади Дурбар, что было разумно – зачем смешивать мухи и котлеты?
Мы идем старым торговым путем, и как будто окунаемся в прошлое, отбросившее нас на 500 лет назад. Под ногами мощеная мостовая (как паркетная елочка), такая, как и сегодня, только дорога представляется грязной и заполненной нагруженными ослами, яками, человеческими носильщиками, путешественниками на пони и где нет ни одного транспортного колесного средства современности. Знатные вельможи и особенно дамы, проплывают над толпой в паланкине, но все, без исключения должны были заплатить значительную сумму на таможенном посту. Поразительно сознавать, что большинство магазинов в городе все еще расположены вдоль этого маршрута.
Бывая в разных странах, мне всегда интересно узнавать о быте людей и их обычной жизни, задаем вопрос об этом Провану. И он говорит, что более 90% людей в городе являются Newars — доминирующей этнической группы долины Катманду. Они разделены на бесчисленные касты, подкасты и семейные группы в соответствии с их занятием и уровнем священной чистоты. Мы, конечно, знаем о существовании каст в индийском обществе, но как-то были не готовы, что такие же есть и в Непале. Оказывается, это имеет место и в сегодняшней жизни, и это очень неудобно для молодых людей, и вызывает сложности при желании жениться за пределами их касты, так как большинство браков устроены родней и (или) должно быть одобрено старейшинами семьи. Кастовые привилегии были отменены и стали незаконными в 1963 году, но сам процесс был медленным, чтобы закон вошел в силу. Это происходило потому, что каждая подкаста жила в своем районе (тол) и поклонялась собственной святыне. Различия каст становятся наиболее очевидными во время свадьбы, кремации, поклонения предкам (Digu Puja) и других семейных событий. Смешно, но, например, каждая локализованная каста имеет свой собственный, очень древний, фиксированный маршрут через определенные улицы, когда они идут с похоронной процессией.
Увы, современное образование мало что сделало, чтобы изменить это консервативное общество.
«Молодые люди могут покинуть Бхактапур в поисках своего счастья в другом месте, но очень немногие стремятся к городской жизни. Консерватизм усиливается высокой плотностью населения: 80 000 человек проживают на 8,6 квадратных километров. Три или четыре поколения часто проживают в одном доме, что затрудняет самостоятельную жизнь, которая становится невозможной под бдительным оком бабушки. Конечно, культура, правила и традиции все еще сохраняются, давая чувство безопасности. Девушки, выходя замуж, переходят в дом мужа, как младший из членов его семьи».
При всех минусах скученной жизни, это приносит и большую пользу, когда речь идет о заботе о детях; много тетушек, бабушки и дедушки плюс много двоюродных братьев, чтобы занимать их и играть.
Большинство жителей города могут говорить как на непальском, так и на невари. Но очень немногие могут читать или писать традиционными Newari буквами с их 18 различными типами. Более того, они говорят на невари с акцентом, который четко отличается от того, что используется в Катманду или Патане.
Поскольку мы стоим возле одного из жилых домов, то Прован рассказывает о том, что невари, даже фермеры, всегда предпочитали жить в «плотно упакованной общине» присоединенных домов из трех или четырех этажей. Как правило, в нижней части дома существует магазин, там даже могут жить пара коз, и там же размещаются комнаты для гостей на первом этаже. На верхнем этаже размещается самая важная семейная комната с кухней (baigal), а рядом с кухонной плитой, находится область для пуджи. Непальцы берегут свою частную жизнь и не впускают чужаков на второй этаж, большинство из которых таит в себе множество кроватей. Дома, как правило, не имеют внутренних туалетов, то есть все удобства на улице. Равно как и нет водопровода, а за водой следует идти к колодцам и водоемам, о которых я уже частично писала (Змеиный бассейн Naga Pokhari для королей и богини. Ч.100) и буду писать еще (Путь между площадями Таумади и Tachapal Tole. Ч.110). Без сомнения такие дома становятся непопулярными у подрастающего поколения, и при наличии определенного благосостояния в семье, вскоре многие молодые семьи переберутся в современные дома из бетона за пределы города, оставляя бедные общины и своих стариков доживать в их традиционных красивых домах без современных удобств.
Тут разговор прекращается, а я добавлю к уже сказанному тогда, в 2011 году, кое-что из того, что случилось в 2015.
«Проект развития Бхактапура был известен главным образом за его реставрационные работы. Однако есть и другие компоненты проекта, как прокладка водоснабжения, дренажа, и канализационной системы, что внесло существенный вклад в улучшение условий жизни бхактапурцев. Система переработки твердых отходов с соответствующей системой сбора, а также уборка тротуаров на улицах, переулках и дворах способствовали чистоте города. Благодаря сочетанию этих мер, город возрождается к туризму, и сегодня сюда снова тянутся посмотреть на достопримечательности древней столицы».
.
Узкий переулок засветился «в конце тоннеля» и вывел нас на площадь — Площадь Горшечников–образец традиционного мастерства. Ч.105
Продолжение следует...
- Адрес:
Бхактапур,
Old Trade Route
Дешёвый ✈️ по направлению Бхактапур