55 материалов по 15 объектам, 1 778 фотографий
- GPS
- Непал,
Шедевр реставрации — Chyasalin Mandapa. Ч.102
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
«Это одно из самых элегантных структур в долине: с новаторскими преобразованиями от восьмиугольного здания до плавных линий черепицы, выгнутых как лепестки раскрытого лотоса».
.
Этот открытый колонный зал сторожат бронзовые львы-драконы.
Сфотографировать мандап не удается, в кадр попадают облепившие его зеваки, безголовые «бычки на веревочке», и участники «кровавого побоища», беспрерывно кому-то звонящие. Орут они так громко, что производят впечатление шумного рынка, а не храмового места.
.
Даже отдельно фигурки собакоподобных львов сфотать без них не удается, а жаль, фигурки чудо как хороши!
Особенно необычен для нас высунутый язык, и как оказалось этот физический жест также имеет свой символизм. Надо сказать, что мифологические животные с высунутыми языками встречаются еще с древних времен.
Вспомнить хотя бы змея-Горыныча, Медузу Горгону и даже кукиш (или фигу), который раньше служил оберегом. Использовали символ высунутого языка и ацтеки, стоит только посмотреть в центр их знаменитого календаря. Но об этом позже (Укрощенные силы космоса, или собако-львы в Непале. Ч.123).
Кроме того, замечательно, что указанная как руины, мандапа в настоящее время восстановлена во всем своем великолепии и радует глаз своей изысканностью.
.
Осторожно, чтобы не наступить на жертвенное животное, еще раз осматриваем дворец 55 окон со стороны площади.
Сам Чиасалин Мандап – это красивый двухэтажный павильон, выполненный из красного кирпича и украшенный затейливой резьбой по дереву.
В ходе землетрясения 1934 года он сгорел в последовавшем пожаре, но к 1990 году он был буквально заново отстроен по образцу древнего с использованием оригинальных фрагментов, оставшихся от его развалин. Надо сказать, что в 17-18 веках германское правительство сильно помогало реставрировать и сохранять северо-восточную часть Бхактапура, и они почти закончили восстановление Chyasalin mandap на площади Дурбар, но все усилия пошли прахом из-за землетрясения 1934 года. Более 30% затрат легло на них по восстановлению Дворца 55 окон (Дворец 55 резных окон Pachpanna Jhyale Durba. Ч.98), о котором я уже писала. Этот же разрушенный восьмиугольный храм (Чиасалин Мандап) был восстановлен только в 1987 — 90-х годах. Думаю, именно эти работы с использованием металлических рам, спасли этот мандап от стихии 2015 года и помогли ему пережить новый коллапс.
Действительно, к счастью, он остался целым и невредимым, что говорит о качестве реставрационных работ. К слову сказать, тщательное воссоздание мандапы под руководством австрийского архитектора Гётца Хагмюллера с немецким финансированием, было приурочено, чтобы отметить государственный визит канцлера Гельмута Коля. А визит был связан еще и со свадьбой наследного принца Бирендры, стоил этот свадебный подарок Германии 100 000 дойч марок.
Правда, это была стоимость не только одного объекта, в проект были включены и другие работы, кроме восстановления и сохранения исторических и религиозных памятников. Бхактапур получил водоснабжение и канализацию, школы, базовую городскую социальную инфраструктуру, санитарное просвещение, жилищное строительство.
Выполненные работы по реконструкции мандапы считались шедевром научной реставрации, хотя были и те, кто сильно оспаривали это в то время. Если приглядеться к деревянной резьбе, то можно попробовать предположить, какие части резьбы являются оригинальными, а которые были сделаны современным местным резчиком по дереву. Восемь из двенадцати столбов и шесть из шестнадцати капителей оригинальны.
Король Бхупатиндра Малла первоначально построил этот павильон, как бы странно это ни звучало, чтобы защитить свой дворец от храма Пашупатинатх (Эротическая резьба храма Пашупатинатх. Ч.96). Чиасалин Мандап обеспечил искусственный барьер между королевским дворцом и храмом Шивы, который тогда был прямо напротив. Считалось, что храмы Шивы источали настолько сильную и мощную силу, что она могла принести разрушение рядом стоящих зданий в окрестностях и смерть их владельцев. Павильон был построен в восьмиугольной форме, чтобы восемь сторон отводили эти силы, исходящие из храма Пашупатинатх, и от удара по дворцу. Позже Mandap был использован в качестве места встречи и платформы для просмотра пьес и других публичных мероприятий, призванных развлекать королевских гостей.
.
.
Вдоль главной площади, обращенной к дворцу 55 окон, расположено длинное двухэтажное здание Дхармахалы (dharmashala) с длинной открытой галереей первого этажа. Это позволило обеспечить жилье для путешественников и посетителей дворца — и просто создало убежище в дождливый сезон. Если посмотреть на картины, где изображена площадь Дурбар до землетрясения 1934 года, то видно, что этот постоялый двор был ближе к королевскому дворцу, и становится понятно, что его отодвинули подальше от дворца в ходе программы реставрации.
.
.
С южной стороны мандапы можно увидеть водоем (water tap), который нынче также пуст, как и в королевском дворце (Змеиный бассейн Naga Pokhari для королей и богини. Ч.100).
.
.
Как и в королевском дворце, носик для воды выполнен в виде макары, только сделан он здесь из камня, и украшен крокодилом и лягушкой.
.
.
Из приятного, торговли на земле на площади нет, и лично мне это кажется правильным, иначе здесь было бы ни проехать, ни пройти.
Вверх на второй этаж мандапы ведет крутая лестница, однако в открытых окнах никого нет, по-видимому, существует запрет, потому что в интернете я видела фото с людьми наверху. Снова найдя те фото, убедилась в том, что наверху были не праздные туристы, а реставраторы…
.
.
.
Если идти вдоль дворца 55 окон, то можно попасть на небольшую площадку, где размещены интересные храмы со зверушками, и туда-то мы и идем — Храмы с вереницей зверей, людей и отдельно стоящие львы.Ч103
Продолжение следует...
- Адрес:
Бхактапур,
Дурбар
Дешёвый ✈️ по направлению Бхактапур