23 материалa по 16 объектам, 512 фотографий
- GPS
- Бутан, Паро, Satsam Chorten
Чортен Сатсам как разграничение гордыни родственников. Ч.75
Этот совет является частью дневника «ИСЧЕЗАЮЩАЯ TERRA INCOGNITA ЗАПРЕТНОГО БУТАНА.ALL INCLUSIVE без свободы передвижения в стране счастья»
03 октября 2011 г. – понедельник
Паро
Утренний подъем не был ранним – в 7.00 и после завтрака в 8.30 мы покинули отель. Сюда мы уже не вернемся, а будем проживать в другом отеле (Nak-Sel Hotel). Осматриваем 3-хэтажный отель Tiger's Nest Hotel (Отель «Тигриное Гнездо» с видом на одноименный монастырь.Ч74), в котором провели ночь, снаружи, и он нам нравится еще больше – у него большая площадка-балкон, где можно посидеть за столиками и полюбоваться великолепнейшим видом. Несмотря на облака, окутывающими вершины гор, день обещает быть солнечным.
Поворачиваем налево от отеля, едем вниз и вскоре пересекаем мост, еще 10 минут езды, и мы у монастыря и чортена Сатсам (Satsam Chorten), что в 10 км от Паро. Сам чортен небольшой, а знаменит тем, что раньше он обозначал границу между Бутаном и Тибетом. Во всяком случае, такую информацию я почерпнула в и-нете до поездки. Глядя на карту сегодняшнего Бутана возникает вопрос, как этот чортен мог быть на границе двух стран. Задаем вопрос Тандину, и он информирует нас, что этот небольшой и неприметный Сатсам Чортен когда-то служил «нейтральной полосой между двумя соперничающими пенлопами (губернаторами, а само слово сатсам означает «граница»).
Позже, ползая по интернету, случайно наткнулась на страничку в фейсбуке, которая ведется от имени нынешней королевы страны. Так вот, она сообщает, что информация о том, что этот Чортен когда-то служил границей между Тибетом и Бутаном, не соответствует действительности. Она уточняет, что чортен, в самом деле, служил линией раздела, но только между двумя враждующими кланами: властителем Паро Агай Хаапом и его племянником, Такзик Дромом. Паро исторически имеет шесть подрайонов, или Tsho, каждым из которых соответственно управляли Дромас, которые в свою очередь подчинялись пенлопу (губернатору Паро). Когда Агай Хаап пришел к власти, назначение его собственного племянника Такзика Дромом привело к конфликту между ними двумя, охваченными гордыней. Это происходило в конце 19 века, и многие тогдашние жители стали свидетелями решительного противодействия со стороны собственного племянника правителя. Так Чортен Сатсам стал историческим разделением границ правления в указанных регионах, так сказать своеобразной демаркационной линией.
Перед Чортеном раскинута яркая палатка, а на прилегающей площадке много (по-бутанским меркам, конечно) народу. Сегодня здесь отмечают местный (local) праздник, вот и собрались старики для общения друг с другом.
Тандин говорит, что на второй день праздника все хранят молчание – такова традиция.
Здесь, как и во многих местах Бутана, много собак и кошек, и это тоже традиция.
Подкармливают животных, что называется всем миром и в какой-то мере они считаются общественными. Бутанцы считают этих животных священными, и убить кошку или собаку считается грехом, приравненным к убийству человека. Надо сказать, что стаи собак, которые мы наблюдали в городах, отнюдь не сбившиеся вместе оголодавшие агрессоры, как это часто бывает у нас, нет. Собаки считаются общими, а, следовательно, и подкармливать их и беречь – это обязанность всех жителей населенного пункта.
Наши трепетные зоозащитники, ратующие за сохранение бездомных собак, здесь бы остались не у дел. Поскольку еда в Бутане преимущественно вегетарианская, то в стране даже запрещена разделка мяса. Однако потреблять его не запрещено, именно поэтому все мясо в стране привозное, импортированное, потому что в королевстве убивать животных категорически нельзя. А вот обработанные кости не возбраняется повесить на забор, чтобы они отгоняли злых духов.
Путеводитель дает знать, что насильственные преступления в стране крайне редки, да и то их количество имеется за счет гастеров. Основное население страны пополняется и разбавляется за счет непальских и индийских поселенцев, а также тибетских беженцев. Часть из них создает совместные семьи, часть принимает гражданство Бутана, создавая политические партии за демократию. При кажущейся безмятежности, последовательности в соблюдении буддийской культуры, нетронутости природных богатств, страна неумолимо двигается к прогрессу, и я не удивлюсь, тому, что вскоре и этот затерянный рай станет частью всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Несмотря на усилия по ограничению въезда в страну иностранным туристам, «тлетворное влияние запада», вызванное увеличившимися контактами с чуждой для бутанцев культурой, привело к тому, что и в этой стране нетронутой цивилизации начали появляться такие негативные явления, как разводы, пьянство и наркомания среди молодежи.
Белоснежный конус ступы с золотистой пирамидкой на вершине, увенчанной полумесяцем и катающимся внутри него шаром, украшен знаменитым рисунком глаз.
В обрамлении альпийских лугов, глубоких ущельев, заканчивающих широкой долиной, прорезанной рекой с ледниковыми водами – это место выбрано тютелька в тютельку. Немногочисленные туристы, побывавшие в Бутане, сравнивают ее со Швейцарией, а мне показалось, что здесь связь больше с австрийскими Альпами. Именно они произвели на меня во время исследования Европы наибольшее впечатление. Так и казалось, что кто-то специально стриг и поливал траву, чтобы она выглядела именно так. Вот и здесь немногочисленные домики, разбросанные там и сям, издалека напоминали альпийские шале. Но только издалека, вблизи эти домики-пряники оказывались самобытнее.
Впереди у нас длинный путь восхождения к главной достопримечательности Бутана и первая остановка — Enjoy your hiking! Или как пройти полпути к Тигриному гнезду
Продолжение следует...
- Адрес:
Паро,
Satsam Chorten
Дешёвый ✈️ по направлению Паро