- GPS
- Бутан, Пунакха, Chimi Lhakhang Temple
Chimi Lhakhang в честь плодородия и фаллоса-громовержца.Ч58
Этот совет является частью дневника «ИСЧЕЗАЮЩАЯ TERRA INCOGNITA ЗАПРЕТНОГО БУТАНА.ALL INCLUSIVE без свободы передвижения в стране счастья»
Пройдя через ярусные рисовые поля, останавливаясь возле источников воды, полюбовавшись просторами, погладив пышные, наполненные колосья риса, мы буквально наслаждаемся такой мирной картиной.
Конечно, мы уже видели рисовые чеки во многих странах, но здесь они не мокнут в воде, а эстетично красиво дозревают в сухой земле. Метелки колосков заставляют любоваться ими, кланяясь, чтобы сделать фотографии. Сколько труда вложено в эту зерновое растение, одно из древнейших продовольственных сельскохозяйственных культур! И как тут не вспомнить об основных блюдах на основе риса – плове, ризотто и паэлье.
Полосы желтого, уже созревшего риса, чередуются с зелеными проходами между грядками, и тут же рядом видны пробивающиеся новые посадки риса.
Мирную картину повседневной сельской жизни дополняют обмолотчики риса, которые делают это возле своих домов.
Посредине поля стоит обязательный чортен с молельными барабанами, которые все туристы раскручивают, проходя мимо.
Я еще поговорю позже о рисе и его сортах, потому что в Бутане произрастает красный рис, и мы твердо намерены его купить, как делали это в Лаосе (Утренний овощной рынок Луангпрабанга. Часть 27), Камбодже и Индии, а позднее в Шри-Ланке. Сейчас же самое время перейти к рассказу о необычном храме Chimi Lhakhang, аналогов которому мы еще не видели. И это не в смысле архитектуры, а в смысле смысла ритуала богослужения.
Поднявшись наверх, оглядываемся назад и любуемся прекрасным видом полей, и заодно и коровой, пасущейся рядом. Переводим дыхание возле небольшого озерца, заросшего лилиями, обращаем свой взгляд на цветущие кактусы, и уже затем делаем последний рывок к самому храму Chimi Lhakhang.
Этот небольшой храмовый комплекс состоит из самого храма, небольшого внутреннего двора и пристройки для обучения маленьких детей.
По внешнему и внутреннему фасаду храма расположены молельные барабаны, и прежде чем войти внутрь, туристы обходят здание по периметру, раскручивая каждый из них.
Снимаем обувь, заходим внутрь, где нам рассказывают, что храм был построен аж в 1499 году двоюродным братом буддийского учителя Друкпа Кюнле по прозвищу «Священный Сумасбород Драконовой Линии».
Храм был построен в честь этого святого и в ознаменование его победы над демонессой (или демоном, в разных источниках об этом говорится по-разному), обитавшей на перевале Дочу Ла. А победил он ее с помощью «magic thunderbolt of wisdom», т.е. своим фаллосом-громовержцем. И тут нам демонстрируют этот самый фаллос, выполненный из дерева и слоновой кости. Представьте себе, какая фантазия была у этих людей, чтобы бороться со злом путем эксгибиционизма, как бы сказали в Европе и других цивилизованных странах.
Интересна история про этого сумасшедшего святого. Он был выходцем из Тибета, и с юности двадцать лет слонялся по Тибету и Бутану. И его похождения со временем обросли различными легендами. Бог знает, что там было правдой, но точно известно одно, что со временем он стал ярым проповедником алкоголя и мирских утех. Его необычный стиль проповедования и его песнопения, наполненные юмором и сексуальным подтекстом, сперва напугали бутанцев, которые прозвали его «божественным сумасшедшим». А этот проповедник тем временем достиг Пунакхи и услышал там о демоне, завладевшем перевалом Дочу Ла. Бесстрашный монах направился туда для сражения со злым духом, принявшим форму собаки. «Flaming Thanderbolt of Wisdom» (Пламенный громовержец Мудрости – какое поэтическое название, ха-ха!) поразил демона, сбив его с ног. Этим громовержцем был фаллос, и потому он стал символом храма, возведенного в честь Кюнле позднее. Поверженный демон был заточен в чортен (ступу), над которой Кюнле провозгласил «Chi Mi», что означает «конец собаке». По-видимому, Кюнле был сильно озабочен, потому что даже этот чортен строился на холме, выбранном за его схожесть с женской грудью. Позднее здесь был построен и сам храм.
С тех пор в Бутане фаллос стал символом процветания и удачи, а его изображения не только являются охранной грамотой для домов (от пожаров, разрушения и пр.), но спасают и сохраняют урожай, когда на полевое пугало надевают бусы из него. Надо признать, что это часть обыденной жизни бутанцев, и следует с уважением относиться к ней, глядя как местные с удовольствием покупают раскрашенные «divine art form», украшенные бантиками и смешными надписями вокруг деревянного писюна.
Ну и напомню, что история создания национального животного Бутана также связано с Кюнле (То ли бык, то ли овца – национальная гордость Бутана. Ч.48). В его понимании детородный орган был сильным оружием в борьбе со злом, и он активно использовал его направо-налево. Последствием такого бурного служения людям стало рождение множества детей. Своим необычным методом учения он заслужил прозвище «святой 5000 женщин». В какой-то мере он протестовал против ханжества и комплексов в сфере интимной жизни, но уж больно рьяно он это делал, и главное, с использованием личного примера и получением удовольствия. Однажды он повязал ленточку благословения вокруг своего пениса: с тех пор и пошло-поехало и на картинках домов стали появляться изображения перевязанных лентой фаллосов. Так что можно считать его основоположником «надомных изображений по-бутански». В храме можно увидеть его фигурку в компании с собакой Sachi, в которую превратился один из побежденных им демонов, а росписи на стенах отражают его похождения. Также здесь есть узнаваемые уже нами Шабдрунг и Шакьямуни, фото которых нам посчастливилось сделать.
В Бутане этот храм почитается как храм плодородия, и можно смеяться над способом благословения в нем, но страждущие паломники тянутся сюда постоянно. Тандин с гордостью говорит нам, что этот храм имеет всемирную (представляете, каковы амбиции?) известность у бездетных пар, которые приезжают сюда для получения благословения на рождение детей. А после счастливого рождения ребенка следует вернуться сюда для того, чтобы наречь ребенка и получить ему благословение. На алтаре можно увидеть множество деревянных фаллосов с прикрепленными к ним именами рожденных детей. Наш ум отказывался понять, как это можно – в святом месте!
Глядя на достаточно простой с виду храм, понимаешь, что красота может скрываться и в простых формах. Все, что я рассказала об этом храме, было почерпнуто мной из рассказа Тандина, который, как и другие гиды, бубнил нам эту историю, объясняющую, с их точки зрения, почему жители Бутана публично размещают рисунки своих интимных мест на стенах домов. Но почему-то мне показалось, что за их опущенными глазками крылось желание увидеть шок от такой скандальной настенной живописи. Во всяком случае, хоть мы и знали об этой особенности страны, ехали-то мы сюда не за этими «порно-картинками». Как я уже говорила, в путь нас позвало Тигриное гнездо (НЕПАЛ И БУТАН. Подготовка. Ч.1), а фаллические символы – это уникальная часть культуры Бутана, и это не так страшно, чтобы смущаться, глядя на всю эту феерию.
При выходе из храма становимся свидетелями того, как обучаются юные монахи-мальчики. Отличается это от наших сельских школ только тем, что у нас дети сидят за партами, а здесь они расположились прямо на полу. Дети – есть дети, часть из них с любопытством смотрит на нас, но все же большинство продолжает невозмутимо грызть гранит науки. Обратный путь мы посвятили фотографированию себя, потому что сложно было пройти мимо такой возможности присесть рядом с живительными рисовыми колосьями. Наши усилия с улыбкой были восприняты местной жительницей, голову которой украшал венок из папоротника. Добрая беззубая улыбка, палка в руках и натруженные руки наводят нас на мысль о том, что это возможно мужчина.
Вот как обманчива для нас юбка, которая пока у нас еще является прерогативой только женщин.
На обратном пути проезжаем мимо аналогичной деревни Лобеса, где все сувенирные лавки ломятся от известного товара, а стены домов украшены еще изысканнее.
В путеводителе я вычитала, что всю свою жизнь Кюнле боролся против жесткости духовенства и социальных условностей, удерживающих людей от изучения истинного учения Будды. «Его возмутительные, часто непристойные, действия и сексуальные выходки были преднамеренным методом, провоцирующих людей отказаться от своих предубеждений». Как вам, например, еще одна его выходка – он позволил себе помочиться на религиозную картину (thangka) в монастыре Танго (Два монастыря и встреча с королем, хоть и бывшим. Ч.53).
Его сексуальные подвиги легендарны, более того, он даже не гнушался осуществлять сексуальные завоевания в доме своих хозяев и спонсоров. Оказалось, что ту самую нить, которую он повязал вокруг своего «дружка», он получил из рук ламы в качестве традиционного благословения, чтобы он повесил ленту на шею. Наперекор традиции, он нарушил ее и сделав это по-своему, сопроводил действо словами, что он надеется, что это принесет ему удачу с дамами. При этом он добавил пару нецензурных слов в мантре.
В любом случае, бутанцы так свыклись с памятью о божественном сумасшедшем, что и сегодня свисающие с крыш фаллосы и нарисованные на стенах домов, они символизируют и прославляют этого ламу, вошедшего в историю нетрадиционным путем.
Впереди у нас прибытие в Пунакху и размещение в отеле – Punatsangchhu Cottages Hotel с видом на реку. Ч.59
Продолжение следует...
- Адрес:
Пунакха,
Chimi Lhakhang Temple
Дешёвый ✈️ по направлению Пунакха