293 материалa по 53 объектам, 6 936 фотографий
- GPS
- Непал,
Король и его семья под зонтиком змеиного капюшона. Ч.26
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
Город является доказательством традиционной архитектуры с дворцами, дворами и храмами, построенными между 12 и 18 веками. Он объявлен объектом культурного наследия. Храм Таледжу и Дворец Хануман Дхока являются основными туристическими достопримечательностями здесь. Но все же начну я свой рассказ (или продолжу его) с царской колонны King Pratap Malla’s Column.
С левой стороны проходим мимо большого колокола Taleju Bell (Колокольная и Барабанная Башни по-непальски. Ч.24) на высоком белом постаменте. За ним требующий срочного ремонта храм Вишну (Vishnu Temple), подпертый деревянными распорками, и храм Сарасвати (Saraswati Temple). А за ними, замыкая линейку сооружений, стоит восьмигранный Кришна Мандир (Кришна Мандир в честь двух королевских жен. Ч.25).
Здесь площадь Дурбар (как сообщающиеся сосуды) плавно переходит в свою следующую часть. Правее стоит Колонна Короля Пратап Маллы (Pratap Malla).
На вершине возвышающейся колонны находится статуя знаменитого короля Пратап Маллы (1641-1674), которую он возвел сам еще при жизни. Аналогичные колонны имеются в Патане и Бхактапуре. Квадратный постамент наверху украшен слонами, гарудами, драконами. Короля Пратапа, сидящего под зонтиком змеиного капюшона, окружают фигурки его жен и детей. И чтобы он каждый день мог любоваться своим двойником, фигура развернута в сторону личных покоев, находящихся на верхнем этаже Храма Дегуталеджу (Degutaleju Temple).
На этой площади народу поменьше, но зато вся площадь около колонны заполнена голубями со всеми вытекающими последствиями. Буквально под ноги нам кидается торговка, предлагая нам купить у нее «бусы из натурального камня». Мы не заинтересовались, да и денег пока местных нет.
На небольшой площади, оформленной в виде невысокого постамента, между храмами Кришны и Джаганнатх и перед дворцом Хануман Дхока стоит высокая каменная колонна под названием Пратап-Дхваджа (Dhvaja). Золотые изображения Пратапа Малла и его семьи украшают верхнюю часть колонны. Эта колонна была построена Пратапом Малла в семнадцатом веке (1670 г.), но это была уже третья колонна такого типа, построенная самим королем (две предыдущие расположены в Патане и Бхактапуре).
Чуть отвлекусь, чтобы погрузиться в историю. Династия Малла была правящей в долине Катманду с 1201 по 1779 год н.э. на Индийском субконтиненте. Они претендовали на статус Кшатриев, представителей второй по значимости (после брахманов, духовных наставников социального общества) части древнеиндийского общества, состоящей из владетельных воинов. Из них в Древней Индии избирались раджи. Неудивительно, что термин «Малла» означает «борец» на санскрите. Первый из королей Малла пришел к власти в долине Катманду около 1200 г. н.э. Период Малла был золотым, который длился более 600 лет. Если взглянуть на это современному человеку, то Малла осуществили самозахват власти, но сделали это, как оказалось, во благо страны, поэтому неудивительно, что в стране их любят и почитают.
Вернемся к теме повествования. Квадратный каменный столб увенчан статуей знаменитого короля Малла (1641-1674 гг.), сидящего в окружении двух своих жен и пяти сыновей (в том числе одного младенца). Взгляд его устремлен на личные покои с молитвенной комнатой, расположенные на третьем этаже храма Дегуталеджу (Degutaleju), который был семейным святилищем династии Малла.
Возведение памятного столба может показаться неким «актом маркировки» себя в истории и способом показать свою личность (в данном случае королем Пратап Малла). Однако столбы такого рода традиционно устанавливались больше как знак уважения к божественному, чем для снискания любви к себе. Таким образом, можно предположить, что Пратап Малла построил эту колонну, по существу, чтобы выразить свою преданность своему главному божеству. В архивных записях, относящихся к этой колонне, мы можем найти молитву Чандике Деви, написанную самим Пратапом Маллой. В записях, Пратап Малла также указывает, что по случаю оснащения храма Дегуталеджу золотой крышей и навершием, он решил установить мемориал в честь себя и своей семьи.
Верхняя часть столба Пратап-Додж имеет круглую форму с рельефами голов животных, на нее опирается еще один круг в виде чаши, внутри которой находится трон, украшенный фигурами слонов, львов и гаруд.
Позолоченные фигурки со сложенными ладонями рук расположены на всем пространстве импровизированного трона. Четыре сына Пратапа Малла расположены на четырех углах; две его королевы (Прия Деви и Прабхавати Деви) находятся в передней части, в позиции «Намасте» (приветствие). Зрительно большая, чем остальные, фигура Пратап Маллы горделиво помещена в центр композиции, и она отличается по цвету от других фигур, имеющих более медный оттенок.
Снизу видно не все детали композиции, но говорят, что если внимательно присмотреться, то можно также увидеть маленькую фигурку (это и есть младенец), сидящую между двумя королевами, вместе с ней на этом пьедестале в общей сложности оказывается 8 статуэток. Все фигурки с замысловатыми деталями можно наблюдать с крыши храма Дегуталеджу, который, к сожалению, закрыт для посещения публики.
Согласно надписи на этой колонне, мемориал был создан для Пратапа Малла, его двух королев Прия Деви и Прабхавати Деви и его пяти сыновей Бхупендра Малла, Чакравартендра Малла, Бхутатиндрра Малла, Нрипендра Малла и Партевендра Малла.
Я уже частично касалась этой исторической для Непала личности (Кришна Мандир в честь двух королевских жен. Ч.25), добавлю еще немного информации. Летописцы отмечают большую религиозность Пратап Маллы, подробно описывают его пожертвования храмам. Во время одной из церемоний, например, он пожертвовал храму Пашупатинатх сто лошадей, а золота, серебра и драгоценностей общим весом, равным его собственному весу.
«Пратап известен как высокообразованный и культурный правитель, знавший несколько языков, в том числе английский. Он сочинял стихи во славу богов и богинь и высекал их на камне в храмах. Слава о его учености и талантах распространилась так широко, что к нему приезжали учиться из далеких княжеств Индии. Пратап отличался и военной доблестью, что помогало поддерживать мир в долине. Патан и Бхадгаон подчинялись ему. Важнейшие пункты на главном торговом пути из Индии в Тибет через перевалы Кути и Керонг контролировались им. Страна торговала с Индией, Тибетом и Кашмиром».
Кришна с двумя своими женами. Слева-направо — Rukmini, Krishna, Satyabhama и ездовое животное Гаруда. Из интернета
Колонна Pratap Stambha (The Stone Pillar with the Statue of King Pratap Mall) была частично разрушена землетрясением.
Металлическая статуя упала с каменной части. Статуя короля Пратапа Малла с двумя его королевами и четырьмя (5?) сыновьями была сильно повреждена. Потребовалось значительное время квалифицированных художников для восстановления поврежденной металлической статуи. Огромное каменное навершие столба было поднято с помощью традиционных знаний и техники, чтобы установить статую над ним. Теперь композиция Пратапа с семьей восстановлена в своем первоначальном виде. И как пишется в интернете «это изысканный кусок металлоконструкций и первое в своем роде изображение царя, коленопреклоненного перед его любимым храмом».
Мы кружили вокруг колонны в надежде сделать снимок, стараясь не потревожить голубиную стаю, способную разом взмыть в небо, оставляя следы своего недовольства на всех, кто посмел потревожить их покой. Однако нас спугнул очередной улыбчивый ряженый в желто-рыжем наряде.
Мы метнулись вправо от колонны, и почти уткнулись в резную деревянную решетку, за которой скрывалось тайное божество — Засекреченный лик Белого Бхайрава и пиво из его рта. Ч.27
Продолжение следует...
- Адрес:
Катманду, Дурбар,
Колонна Пратап Малла
Дешёвый ✈️ по направлению Катманду