Одним из важных событий поездки по Аруначалу было посещение фестиваля Си Доньи.
Небольшая справка: Si-Donyi — главный праздник народа тагин, проживающего в штате Аруначал Прадеш, Индия. Основные торжества проходят с 3 по 6 января каждого года в городах Дапориджо, Думпориджо, а также в столице штата Итанагаре. Фестиваль устраивают для почитания богов Земли (Atu Si- мужская духовная форма Земли) и Солнца (Ayu Donyi- женская духовная форма Солнца). Праздник проводится с незапамятных времен. Считается, что письменных свидетельств нет, тем не менее, именно во время него из поколения в поколение передавались вера, куль тура и философия жизни тагинов. Через народные песни, священные тексты и молитвы, посредством общения разных поколений людей.
Мы побывали на этом празднике в его последний, завершающий день. Значимость события подчеркивало присутствие на трибуне премьер-министра штата и других важных гостей.
Веселье начиналось буквально от нашего отеля – собиралась и репетировала группа участниц, с которыми мы и прошли до места проведения праздника.
Интересно, что всю музыку к народным песням в данном случае составляет всего лишь позвякивание металлических накладок на мачете в руках «дирижера».
На стадионе собирались группы участников, торговцы, официальные лица, зрители – все в нарядной национальной одежде.
Прибывшие участники обходили вокруг Sehtu — платформы из бамбука и дерева, после чего «отмечались» у главного шамана nibu и занимали свои места.
В ожидании церемонии мы прогуливались среди участников, общались – они охотно соглашались на фото и с особым весельем нанесли на нас еttě – пасту из рисовых муки и пива, символ чистоты и радости.
Официальная часть с речами гостей и вручением призов за лучший танец, костюм и так далее, прерывалась танцами воинов и женских коллективов. Старейшины пели старинные песни, гимн фестиваля, шаман – особую молитву, о процветании, здоровье и благополучии.
В завершении фестиваля у ритуальной платформы были принесены в жертву три митхуна (полудикие буйволы), поросенок и куры. Зрелище на любителя – животных просто рубили топором. Пока шаман и «палач» приносили жертву, вокруг платформы плотным кольцом двигались участники праздника, распевая молитву.
После жертвоприношения люди довольно быстро разошлись, но, уверен, продолжили празднование – нас настоятельно просили не гулять ночью, да и на следующий день мы встречали много веселящихся компаний.
Конечно, сакрального смысла фестиваля мы не уловили, для нас он был живописным традиционным праздником: яркие наряды, музыка, танцы, общение, веселье. Тем не менее, этот день был ярким, насыщенным, интересным и запоминающимся.
В следующей заметке попробую рассказать о самой религии Доньи-Поло и тех ритуалах, что мы увидели лично.