Сиэтл... Ассоциации, связанные с этим городом, довольно банальны:
1. Башня Спейс Нидл (Space Needle), фигурирующая во многих фильмах.
2. Прозвище "Джет-сити" (реактивный город, из-за расположения в городе заводов компании "Боинг").
3. Старбакс. Ибо в этом городе появилась первая кофейня этой сети.
Но это, как говорится, вершки. Прогуливаясь по городу можно увидеть на улице вот такие световые люки с фрагментами толстого стекла.
Под ними находятся освещаемые скудным светом "корешки Сиэтла", — целые улицы с тротуарами под землёй.
Бывший первый этаж зданий, некогда находившийся на уровне улицы, пока её не подняли на несколько метров.
Здания города на уровне этого подземного этажа имеют двери и... окна.
Именно они тонко намекают на то, что это не подвал, а бывший первый этаж, неким образом оказавшийся под землёй. Ещё более уникальной, чем сами подземные улицы, является причина их появления — унитазы.
Обычно, появление в домах этих белых (чёрных, золотых и т.д.) устройств значительно улучшает санитарную обстановку города. В Сиэтле же этот шаблон не реализовался, потому что людям свойственно желание экономить. Перекапывать улицы, чтоб проложить сотни километров канализации, и построить очистные станции? — Зачем?! Есть же океан! Смыл и забыл. Однако природа умеет мстить по принципу "зуб за зуб": смытое в океан с сильным приливом возвращалось в унитазы.
Проблема эта ушла на второй план, когда 6 июня 1889 года колоссальный пожар уничтожил город, состоявший практически полностью из деревянных домов. После этого было решено построить, фактически, новый город с каменными зданиями. Заодно и полноценную канализацию проложить. Но вот для борьбы со старой проблемой, — наводнениями, — власти города пошли на смелый и необычный шаг: поднять город на несколько метров. И если вы думаете, что они просто насыпали эти несколько метров, то вы не правы.
Власти и инженеры-архитекторы решили так: мы ничего не насыпаем сверху, потому что это долго и дорого (самосвалов и экскаваторов не было ещё в то время), а прокладываем канализацию и срочно строим здания, потому что людям нужно где-то жить и работать, но первый этаж делаем невзрачным (заодно экономим на этом), а второй — с витринами, лепниной и прочими украшательствами. Далее тротуар поднимаем на колоннах до уровня второго этажа, а после укладки труб и прочих коммуникаций насыпаем улицы до уровня тротуаров (до второго этажа) и укладываем дорожное покрытие.
А — уровень современного тротуара и дороги D — изначальный уровень тротуара и дороги С — улицы были засыпаны с уровня D до уровня А, там же проложены трубы канализации и прочие коммуникации В — укрепляющая стена, отделившая насыпь улицы от пространства старого тротуара, что образовало подземный этаж города.
На фото видны колонны, на которых держится поднятый на пару метров тротуар. Слева фасад здания, справа — стена, за которой десятки тонн земли, насыпанной для поднятия проезжей части до уровня тротуара
Таким образом, второй этаж становится первым, а тот, что был первым, закрываем и забываем. Вуаля, — город мечты. Вот только до того, как улицы насыпали до уровня тротуара, между двумя сторонами улицы была, в прямом смысле, пропасть. Хочешь перейти улицу, изволь спуститься с тротуара на втором этаже по лестнице вниз, на старый уровень улицы, перейти её, ну и подняться снова по лестнице на другой тротуар. В таких условиях город жил всё время грандиозной стройки — 10 лет.
Далее, почти как в Чикаго времён "сухого закона", — начинается самое интересное. Закрывать этаж никто не стал, и он продолжил жить. Сюда переместились бедняки, криминал и самые доходные (и, увы, незаконные) заведения города — бордели и игорные дома. Их и сегодня можно увидеть (не работающими, не надейтесь) на подземном этаже.
Жившие здесь женщины указывали, что они швеи. Власти всё понимали, но городу нужно было развитие и деньги, поэтому глаза на "швей" и "шитьё" закрыли, но обложили это дело налогом. Волки сыты, овцы целы, а город в доле.
Во время сухого закона бары, ставшие незаконными, переместились вниз и начался локальный Дикий Запад: убийства, перестрелки, драки. Власти приняли меры: подземелья прошерстили, зачистили и замуровали входы туда. Остановило ли это преступность и криминал? — Да нет, конечно. Последнее подпольное казино здесь прикрыли в 80-ых.
Уже много позже жизнь и свет вернулись туда. Историк Билл Шпейдель (Bill Speidel) заключил договор аренды на эти помещения и получил разрешение на проведение экскурсий. Благодаря энтузиастам подземелья города стали важным туристическим пунктом. То, что стремились схоронить, закрыть и изолировать, теперь едва ли не обязательно к посещению.
За туристами потянулся и бизнес. Сейчас можно выпить во вполне законном баре в подземельях Сиэттла.
Так уникальный эксперимент конца 19 века, когда в ходе тотальной реконструкции города был поднят на несколько метров с целью прекратить затопления, закончился в конце 20 века обретением городом интереснейшей и, пожалуй, уникальной инженерно-архитектурной достопримечательности, позволяющей погрузиться в прошлое города и пройтись по следам нескольких исторических эпох.