Будайский холм – один из главных туристических объектов в Будапеште. С какой стороны не зайти найдется немало интересного. Так почему бы не прогуляться, открыв для себя нечто новое?
На холм, с которого когда-то начиналась история Буды (и самого Будапешта), можно попасть разными путями (на транспорте, фуникулере или пешком) и с разных сторон, с северной стороны в крепость ведут Венские ворота.
В конце XVII века ворота, появившиеся в честь освобождения Венгрии от турецкого владычества, имели вид массивной триумфальной арки. Но нынешний облик, а заодно и название ворота, ставшие памятником истории и архитектуры, приобрели в конце XIX столетия.
Кроме того, что с Крепостного вала открывается захватывающая панорама города,
здесь на каждом шагу есть за что взгляду зацепиться, будь то Лютеранская церковь (сразу за воротами) или Библиотека, отели и рестораны в старинных зданиях, каждое из которых, уверена, со своей историей,
или Национальный архив.
Здесь начинается улица Михая Танчича (1799-1884) – венгерского писателя, политика и революционера-демократа (памятник ему у Венских ворот).
На первый взгляд улица как улица.
Но здесь, что называется, удивительное рядом: напротив осовремененного дома, но с венецианскими окнами,
отель 5* Hilton Budapest. Это возведенная в XIII веке в стиле барокко доминиканская церковь, потом принадлежавшая иезуитам, а ныне фешенебельный отель, оснащенный всеми современными удобствами, вызвавший немало споров в свое время, чтобы быть построенным в самом центре исторического района.
Вот такая связь между прошлым, от которого и осталось всего-то что башня церкви св.Николая с колокольней
и барельефом, изображающим короля Матьяша, и будущим.
При доминиканцах здесь же рядом были устроены винные погреба, занимавшие часть подземного лабиринта. Монарший двор использовал все их для королевского стола. Теперь бывший королевский винный дом и погреба на площади 1400 м² открыты для посетителей и используются как музей Wine Cellar Museum, где можно узнать об истории вина вообще и его производстве в Венгрии в частности.
На площади, названной именем первопечатника Андраша Хешша, который в 1473 году издал «Хронику венгров», памятник вовсе не ему, а папе римскому Иннокентию XI, благодаря которому был создан Священный союз, освободивший Буду от османского владычества. Монумент установили в 1936 к 250-летию освобождения Буды.
А за памятником в доме №4 рядом с бывшим постоялым двором «У красного ежа» и была типография, где и увидела свет 1-я в стране печатная книга.
Ориентируясь на башню знаменитой церкви св. Матьяша (Самая знаменитая церковь Будапешта), место венчания венгерских монархов, ставшее и королевской усыпальницей,
выходим на площадь Святой Троицы с Чумной колонной. Скульптурная композиция на ней когда-то и дала название площади, появившейся на месте разрушенной в 1686 турками улицы. Колонну на Будайском холме установили в 1706 во имя избавления от страшной эпидемии (такие памятники можно видеть во многих городах Европы), но «черная смерть» вернулась. Жители сочли выраженную ими благодарность небесам недостаточной и в 1709 поставили новую колонну. Последний раз ее отреставрировали после нескольких предыдущих в 1960-х годах.
И вот, наконец, одна из важнейших туристических точек Будапешта — Рыбацкий бастион, который для обороны от военной угрозы никогда не использовался, но менее ценным от этого для горожан не стал.
До него здесь была площадь, где бойко торговали рыбой (отсюда и «рыбацкий»), а рыбаки в случае угрозы извне должны были защищать этот участок крепости от неприятеля. Со временем торговля прекратилась, крепостная стена обветшала, в 1905 решили вместе с Королевским дворцом реконструировать и бастион, чтобы он сослужил службу столичному району Буды, став архитектурным фоном для одного из самых старых и почитаемых храмов Будапешта.
Бомбежки Второй Мировой серьезно потрепали сооружение, восстановлением которого занимался потом сын архитектора Фридеша Шулека – Янош.
После очередной реконструкции в 80-х годах прошлого столетия будто обнимающее церковь сооружение представляет собой галерею в 140 м с 7 башнями, символизирующими 7 мадьярских племен, образовавших государство.
Вместе с Королевским дворцом и другими памятниками на Замковой горе с 1987 года Рыбацкий бастион в списке объектов ЮНЕСКО.
А виды с высоты роскошные. Вход на галерею платный, но впечатления от увиденного дороже.
На Дунай и Пешт у подножия холма взирает создатель государства, король Венгрии Иштван I Святой (он же Великий). Идея установки памятника появилась еще в 1863 году, но прошло не одно десятилетие, прежде чем память о первом короле решили увековечить, приурочив его к 1000-летию Венгрии. Отлитый из бронзы конный памятник королю Иштвану I, основателю династии Арпадов, с которым связывают достижение политического единства и распространение христианства в королевстве, открыт 21.05.1906 года.
Здесь всегда толпы туристов, в какое время не приди. И не только на смотровых площадках. Да оно и понятно: достопримечательности, бары, кафешки, магазинчики и просто красивые зоны отдыха с фонтанами.
Даже такому странному соседству седой старины с современным «обличием» есть место.
На их фоне памятник Юлиану и Герарду. Монах-доминиканец Юлиан, живший в XIII веке и известный двумя своим путешествиям в поисках Великой Венгрии как «Колумб Востока».
На вершине Будайского холма, который еще называют Замковым, есть, конечно, и дворцы. Один из них, скромный на вид – дворец Шандора. Красоты ему добавляет разве что ажурный балкон и барельефы на фасаде.
Строился он в 1806 по заказу графа Винсе Шандора. Правда, в аристократических кругах большей известностью пользовался не старый философ, а его сын Морис, шокировавший публику своими невероятными конными трюками, за что в Пеште его звали «дьявольским всадником», а в Вене «конюшим дьявола».
Известно, что в 1814 году здесь проходила державная встреча русского царя Александра I, императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III. В 1831 дворец выкупила семья Паллавичини. Потом в нем размещалась штаб-квартира канцелярии премьер-министра. Разрушенный в годы войны дворец был полностью восстановлен и до 1978 использовался как склад, пока в январе 2003 не стал официальной резиденцией президента Венгрии.
Здесь интересно понаблюдать за сменой караула с элементами театрального действия.
А на руинах напротив дворца, где бомбежками уничтожены бывшие королевские конюшни, особняк графа Телеки, казармы и некоторые постройки военного ведомства, уже не первый год ведутся раскопки.
До чего еще, вскрыв фрагменты средневекового замка, докопаются археологи?
Полной противоположностью графскому является Королевский дворец. Точнее сказать, это целый комплекс на территории Будайской крепости,
занимающий обширное пространство с внутренними дворами
и просторными террасами,
откуда открываются панорамные виды на Будапешт.
Первый замок вместе с оборонительными укреплениями в 1265 здесь повелел возвести король Бела IV, резиденцией венгерских королей он был и потом. За столетия истории он не раз перестраивался, расширялся при каждом новом правителе, претерпевал разрушения в смутное время революций и войн и снова оживал, хоть и в новом облике. В первой половине XVI века, во времена турецкого владычества, замок утратил свою значимость, дворцовые покои стали казармами и конюшнями, часть залов вообще пустовало. Впечатляющих размеров он достиг в период 1715-1769 годов.
До начала освободительных боев в конце войны в королевских апартаментах размещалось командование Вермахта. Отступая, немцы разрушили все что смогли. Восстановительные работы начались после освобождения страны, и хотя Королевский дворец, ставший символом новой Венгрии, открыли для публики в 1980, реставрация в нем ведется до сих пор. Теперь во дворце Национальная галерея, Замковый музей, Национальная библиотека и правительственные учреждения.
Попасть же на территорию дворца можно пройдя через роскошные Орнаментальные ворота.
На одной из колонн восседает легендарная птица Турул с мечом Атиллы в когтях, вестник богов, указавший сюда путь мадьярским кочевникам. Бронзовая птица-предсказатель появилась в 1905, во время подготовки к 1000-летию освоения ими здешних земель.
Но эта птичка не единственная на дворцовой территории, есть еще Ворон на воротах Корвина в виде кованой паутины. Это прообраз того ворона, что стянул обручальное кольцо прямо со свадебной церемонии короля Матьяша (добавившего потом к своему имени Корвин «ворон» и изображение его на гербе). Дурной знак обернулся скорой кончиной молодой королевы.
Памятник Евгению Савойскому, принцу крови и герою империи, под командованием которого армия в 1697 наголову разгромила войско турецкого султана Мустафы II, одержав блистательную победу и вынудив османов к подписанию мира в пользу Австрии.
Заслуги его неоспоримы, даже в III Рейхе именем выдающегося полководца были названы тяжелый крейсер Кригсмарине, 7-я горная дивизия СС «Принц Ойген» из добровольцев и 33-й танковый полк 9-й танковой дивизии с эмблемой всадника на коне.
Фонтаны на территории тоже имеются, правда, фонтан «Дети с рыбой» по-прежнему не работает (как и в прошлый мой приезд).
Зато встроенный фонтан «Охота короля Матьяша», созданный скульптором Штроблем в 1904, действует, как и прежде, и напоминает (по легенде) о встрече короля с дочерью лесника во время охоты, о ее любви и трагедии.
Здесь обычно фотографируются и бросают монетки, чтобы вернуться.
От Королевского дворца можно спуститься вниз пешком или, если не пожалеть форинтов, на фуникулере Шикло (который ненамного моложе Цепного моста)
с вагончиками в духе XIX века, курсирующими каждые 5-10 минут.
У подножия холма огромное панно с гербом королевства Венгрии,
обратит на себя внимание и арка тоннеля через Будайский холм,
по длине как мост Сечени. Местные шутя говорят, что это сделано специально для того, чтобы прятать мост от дождя.
И каменный ноль — Нулевой километр, с которого ведется отсчет всех автодорог Венгрии и расстояний из Будапешта до любой точки страны. А площадь, где он находится, носит имя Адама Кларка, кому тоннель и знаменитый Цепной мост обязаны своим появлением.
А мы с группой шли мимо зданий по площади Св. Дьёрдя (Святого Георгия), которая когда-то образовалась на пересечении нескольких улиц и неоднократно переименовывалась.
На месте дворца Шандора в средние века находился францисканский монастырь, с северо-восточной стороны стояла церковь кармелитов (потом замковый театр),
с восточной стороны позже появились казармы, ближе к оборонительной стене артиллерийский барак, в северной части гражданские здания и гидротехнические сооружения.
Наша прогулка по Замковому холму заканчивалась, но это не значит, что на территории Будайской крепости больше нечего смотреть. Музеи, художественная галерея, катакомбы, Лабиринт, госпиталь в скале – словом, чтобы заглянуть во все закоулки «города в городе» нужно потратить не один час.
А мы направлялись к статуе Старого гусара,
которую в 1926 году установили на площади Св. Георгия как дань уважения всем храбрецам гусарам, отдавшим жизни за Венгрию, где нас ждал автобус.