137 материалов по 16 объектам, 3 650 фотографий
- GPS
- Португалия, Quinta da Regaleira, 2710-567 Sintra
- www.regaleira.pt
МММ — мистический Дворец и Часовня Регалейры. Ч.104
Этот совет является частью дневника «И СЕРДЦУ СНЯТСЯ, КАК В ДЕТСТВЕ СНЯТСЯ, ДРУГИЕ СТРАНЫ И ГОРОДА ...»
В своем предыдущем кратковременном посещении Португалии, я была в составе большой группы с интересным, но трудным автобусным туром через всю Европу, с посещением Испании и Франции. Неудивительно, что при 17 днях тура мы прогалопировали по странам, и я не только не побывала в Регалейре, но даже и не слышала тогда про нее. Восполнить такой пробел предстояло сейчас.
Дворец был спроектирован итальянским архитектором Луиджи Манини и во всех информационных источниках говорится, что он задумывался как райский сад. В интернете нашла хорошую статью Paulo Pereira «A QUINTA DA REGALEIRA EM SINTRA: UMA MANSÃO FILOSOFAL» («Кинта Регалейра в Синтре – философский особняк»), где этот Дворец описывается как здание «с большей символической нагрузкой, способный затмить известность странных и иллюзорных произведений священника Беранжера Соньера о Ренн-ле-Шато или необычность загруженного интерпретациями Росслина (Шотландия)». Оба этих имени известны многим по книге и фильму «Код да Винчи», полному намеков, тайн и мистики.
У самого входа в дворцово-парковый комплекс нас встречает этот пышный дворец в обрамлении цветущей глицинии. Поместье Регалейра размещено не в самом легком для строительства месте – горный ландшафт требовал особых подходов и решений, но и одновременно давал возможность реализации многоярусного парка, спускающегося по склонам гор.
Стоимость билета сюда составляет – 6 евро, к нему также прилагается красочный буклет с картой. К слову сказать, информацию про Регалейру мы получили только здесь, в других «i» ничего обнаружено не было.
Дома я, конечно, читала про этот мистический дворец и парк масонов, но одно дело читать, и заворожено погружаться в таинственные колодцы и гроты, другое реально их найти в парке, при этом, будучи поджимаемыми временем отправления автобуса к Кабо де Рока.
Немного истории: переходя из рук в руки с 17 века, в конце 19 это поместье было приобретено баронессой Регалейра (дочерью знатного торговца из Порту), давшей ему свое имя. Впоследствии оно было куплено доктором Антонио Аугусто Карвальо Монтейру (1848-1920), уроженцем Бразилии, и в память о даме он не стал менять имя поместья. Владение огромным состоянием, созданным на монополии в торговле кофе и драгоценными камнями из Бразилии, позволило Монтейру получить хорошее образование и стать известным коллекционером. Да и то, когда деньги не позволяли получить доступ к культурным ценностям высшего качества? Важно только другое, чтобы при этом полученные знания шли на благие дела. В этом смысле Миллионщик (Монтейру – это прозвище как раз и обозначающее это) был филантропом и владельцем огромной частной библиотеки. В конечном итоге, все это стало «достоянием республики», и сегодня мы можем любоваться этой полной таинств усадьбой.
Карвальо Монтейру был приверженцем мистической философии с ее двойственностью человеческого существа. Хотя нет подлинных документов, подтверждающих принадлежность Монтейру к кругам масонства или нео-тамплиеров, анализ комплекса и его символики позволяют сделать неоднозначные выводы.
Свое жизненное кредо он возмыслил воплотить в «музыке камня», построив дворец философии, в сочетании с условиями и красотами, естественным образом созданными матушкой-природой. Объективно здешние места идеально подходили не только своей географией, но и проживанием в этих местах португальской знати, включая представителей королевской семьи. Не приняв предложенный французским архитектором проект, Монтейру объединил усилия со ставшим его единомышленником и другом, итальянским архитектором Луиджи Манини, служившим художником и сценографом в миланской «Ла Скала». Манини, приехавший в Португалию, вскоре заинтересовался мощным декоративным эффектом стиля Мануэлино, который он интерпретировал по-своему как что-то эклектичное.
Первый архитектор не понял концепции, которой грезил Монтейру, поэтому его проект был отвергнут. А вот Манини был настолько близок по духу Монтейру, что когда он показал свои наброски дворца и часовни, то Монтейру оторопел, испугавшись того, как выглядит на бумаге его альтер-эго.
Таким образом, в Синтре под закат португальской монархии был реализован проект романтическо-мистической ландшафтной усадьбы. При его строительстве можно смело сказать, что «все смешалось в доме Облонских», под влиянием специфических философских и эстетических вкусов заказчика Монтейру и архитектора Манини в канве проекта тесно переплелись искусство и эзотерика в ее мистическом проявлении. К созданию избыточных декораций были привлечены известные португальские художники: Antonio Goncalves, Joao Machado, Jose da Foseca, Costa Motta, Rodrigo de Castro, как скульптор по камню и Julio da Fonseca – по дереву.
Мы понимаем, что попасть внутрь дворца уже не успеваем по времени и только бросаем взгляд на это белое каменное здание, обильно сдобренное каменной резьбой в виде растений, оплетающих окна и башенки. Одаренный Манини отдал предпочтение знаменитому, истинно португальскому стилю «Мануэлино», но добавил массу остроконечных башенок, множество горгулий и капителей. Эта симфония в камне, созданная строителями в духе традиций, открывает поэтические и пророческие измерения этого философского особняка в стиле эпопеи Лузиад Камоэнса. Здание дворца имеет три этажа над землей и 2 под. Подземные этажи отведены под кухню, гладильню, кладовую, помещения для мытья посуды, теплоцентр, трапезную и спальню прислуги.
На первом этаже расположены частные комнаты, включая спальни, кабинеты, детскую. Главный, нулевой этаж демонстрирует влияние периодов Мануэлино, Возрождения и барокко. Второй этаж украшен восьмиугольной башней, на третьем имеется панорамная терраса, окруженная 8, обильно украшенными шпилями с изображениями натуральных и фантастических фигур. Один из этих шпилей, обращенный к океану, содержит изображение автора португальских эпических поэм Луиса де Камоэнса (Luis de Camoes). Также на 3-ем этаже, в его северной части, есть личный кабинет владельца с отдельной террасой. Башенка (Turret), с которой можно насладиться видами холмов Синтры и Атлантического океана, увенчана армиллярной сферой и флюгером c геральдическим символом — крестом Ордена Христа.
Сейчас, уже после того, как мы прогулялись по парку, могу дать совет тому, у кого недостаточно времени на посещение Дворца, в котором можно зависнуть надолго. Начните с садов, возьмите карту, которую вы получили на входе, и обязательно посетите каждый уголок этого фантазийного мира. Человек, который идеализировал это место, Карвальо Монтейро, был увлечен ботаникой и хотел создать здесь образец парка, в котором будут расти деревья и растения из разных частей мира. Чтобы сориентироваться, смотрите на буквы и цифры, указанные на карте, и примите решение, куда вы хотите пойти.
Оставляя Дворец сзади, мы идем вверх по склону, готовые к встрече с тайнами и загадками. Бросаем прощальный и грустный взгляд назад и буквально застываем (как библейская жена Лота), увидев восхитительную картинку в обрамлении бело-голубых гроздьев цветущей глицинии.
Следуя схеме, подходим к первому объекту, повернув по дорожке направо, – это небольшая часовня Святой Троицы в мануэлинском стиле.
Эта церковь имеет красивый портал со скульптурой, представляющей Тайну Благовещения и двух Святых по бокам — Сан-Антонио и Санта-Тереза.
Эта часовня была построена из благородного материала, и одно это уже выделяет ее из остальных зданий парка.
Именно с Благовещенья начинается сложный путь возрождения человечества, после того, как прекратилась его непосредственная связь с Богом после грехопадения.
Распятие Христа означает закрытие цикла, которое начинается с падения Адама и Евы.
Венчает главный вход большой равносторонний крест тамплиеров. Этот крест использовался Орденом тамплиеров, а также его преемником в Португалии, Орденом Христа. Войдя в часовню, на первом этаже снова можно увидеть такой же массивный равносторонний крест, окруженный пентаграммами, выложенными на полу.
Интерьер этого христианского храма богато украшен фресками, витражами и масонскими знаками из штука (пирамида с глазом), в виньетке из канатов.
Это всевидящее око в треугольнике, образ, встречающийся в некоторых из древнейших человеческих культур, таких ка древнеегипетские и индуистские мифологии, тесно связано с масонами.
На полу изображена армиллярная сфера португальских открывателей и крест, окруженный пентаграммами. Над алтарем Иисус Христос возлагает венок-корону на голову женщине, которая может быть как Девой Марией, так и Марией Магдалиной.
Посвященные в тонкости процесса алхимии, могли сразу угадать на картине его основные цвета, глядя на одежды Марии: Негредо (темно-синий плащ), Альбеда (ткань, покрывающая голову), Рубедо (красное платье) и Ауредо (золотой фон).
Дополняет сцену коронации резная фигура (уже из камня) голубя, олицетворяющего Святого духа. А под ним явственно видна буква «М», как ссылка на имя Богородицы. Но и тут нас не оставляет мысль, что возможно, буква означает имя владельца, Монтейру, или архитектора Манини. В общем, своеобразное МММ, как шарада, в которой каждый тщетно будет искать разгадку.
С двух сторон иконостаса в витых виньетках видны изображения пылающего сердца, одно из которых увенчано короной.
С левой стороны на витраже изображена сцена охоты на оленя, иллюстрирующая хорошо известную легенду Д. Фуас Рупиньо, в которой животное, олицетворяющее Дьявола-соблазнителя, завлекает рыцаря в бездну. И только появление Богородицы спасает беднягу.
Несмотря на свой небольшой размер, часовня имеет несколько этажей. Кроме того, крипта имеет подземный проход, связующий ее с дворцом. Кстати, даже простое наличие в здании трех этажей обладает символикой: это три уровня бытия – небо, земля и подземный мир, и все они связаны некоей осью. Так мир предков, или мир мертвых, мир человеческих дел и верхний мир богов могут пересекаться по этой оси.
Выходим из часовни, совершенно обалдевшие от столь многообразного оккультного характера всего, что там увидели, этого сочетания несочетаемого язычества и христианства. Мы с трудом возвращаемся к реальности бытия, овеянного в Регалейре сюрреалистическими мечтами владельца.
Правее часовни в тени деревьев белеет очень необычная каменная скамейка с широкой и высокой спинкой-стеной, украшенной все теми же армиллярными сферами. По бокам изображены пеликаны, являющиеся розенкрейцеровским символом. Пеликан, кормящий своих птенцов своим телом, символизирует Христа, спасающего человеческий род своей кровью.
Пеликан,кормящий детенышей из зоба, именно в этом в средневековье усмотрели жестокое обращение с родителями, думая, что птенцы разрывают внутренности отцов. То есть этоа своего рода жертвоприношение ради будущего потомства, так и провели аналогию между этим животным и святым причастием (евхаристией), при котором верующие христиане «вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом».
За часовней угадывается тропинка, и мы следуем ей, чтобы сперва погрузиться во мрак, а потом вознестись вверх — Искусство и эзотерика эдемского сада Регалейра. Ч.105
Продолжение следует...
- Адрес:
Quinta da Regaleira, 2710-567 Sintra
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Синтра
- 1 ноя 2019, 19:15удалитьА я уж было подумал, что Мавроди до Португалии добрался...
- 1 ноя 2019, 19:33удалитьЭто я специально перчинки добавила в название...
Хотя собственно Мария, Монтейру и Манини — чем не троица МММ? - 2 ноя 2019, 13:27удалитьВсегда сильные мира сего возвышали себя, возводя дворцы и замки на высоте. Да если красивый, да с умом возведенный парк... как этот. Изящный, красивый замок!
- 2 ноя 2019, 21:56удалитьПарк очень известный, и скажем так — специфический, но белые глицинии действительно умопомрачительные, хоть никаких тай не содержат
- 3 ноя 2019, 14:21удалитьДа, парк неоднозначный, вызывает много мыслей и ассоциаций, особенно Колодец Посвящения, о котором я буду дальше писать...