Редко когда удается побродить по средневековому городку, захватив его если и не спящим, то уж только-только просыпающимся. Но ранний выезд из отеля позволил нам увидеть венгерский Шопрон, что в 6 км от австрийской границы, именно в таком состоянии. Только наша группа и ни души вокруг. Красота!
Сегодня он уютный, ухоженный, как с картинки, со следами нововведений, но бережно хранящий наследие прошлого.
Хотя город, покоривший своим архитектурным обликом с первых же мгновений, не сразу стал таким, как в наши дни. Его летопись, начавшаяся с небольшого поселения в глубокой древности, длинна и полна драматизма.
Центральная площадь Fő tér расположена на том же месте, где в римский период находился Форум города Скарбантия, стоявшего на торговом пути из богатой янтарем Прибалтики в Южную Европу.
Вокруг раскопок живут люди, каждый день, выглядывая в окно, видят эти пласты истории. Любой из них может сказать словами Б.Пастернака:
В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
С крахом империи разорен был и город, но с приходом сюда венгров в XI веке восстановленный он ожил и окреп, был обнесен городскими стенами и назван именем одного из владельцев здешнего замка. Как Sopron (который немцы называли Ödenburg), он зафиксирован в анналах истории в 1153 году, а уже в XIII столетии стал свободным королевским городом.
Турецкое нашествие не принесло Шопрону ничего хорошего, в 1529 он был разграблен, но подчинить себе город турки не смогли. За счет беженцев со всей Венгрии он начал быстро расти. Страшный пожар в 1676 прервал развитие Шопрона, но жители его, засучив рукава, отстроили практически заново город (ставший впоследствии историческим центром) за каких-то пару десятилетий, облик тех лет сохранен и поныне.
После I Мировой войны и распада империи Габсбургов Шопрон вместе с другими городами Западной Венгрии был отторгнут в пользу соседней Австрии, но венгры воспротивились такому повороту событий. В 1921 году стороны при посредничестве Италии договорились, пусть судьбу города решит референдум. И большинством (65%) голосов решили, что быть Шопрону в составе Венгрии.
Городу досталось и в годы II Мировой войны, пока 1 апреля 1945 его не освободили советские войска. Почти все евреи в злую годину были истреблены в лагерях смерти, но одной из старейших в Центральной Европе Синагоге, построенной в 1379 году, повезло больше. Она действует и сейчас.
Еще одна заметная страница в истории города – так называемый «Европейский пикник», символизирующий падение «железного занавеса», когда 19.08.1989 года за 3 часа открытыми границами воспользовались сотни и сотни людей, чтобы обрести свою постоянную родину.
Сегодня площадь Fő tér – настоящая кладезь памятников архитектуры. В центре типичная для Европы Чумная колонна, она же Колонна Св.Троицы.
Ее установил в 1680 году на собственные средства уроженец города Янош Якоб Левенбург в память о жене Еве, умершей во время эпидемии.
На южной стороне площади бенедиктинская церковь, которую в народе называют «Козьей церковью» из-за барельефа козы на часовне. Но известность ей принесло не это непокорное животное, а тот факт, что в храме короновали 3-х венгерских королей. В XIII веке он был готическим, но после многократных перестроек приобрел больше барочных черт.
Для города с населением около 62 тысяч человек Городской муниципалитет на скромной по размерам площади выглядит более чем внушительно. Строительство здания приурочили к 1000-летию венгерской государственности, которое отметили в 1896 году.
До этого здесь с 1497 года и 4 столетия подряд была, почти не меняясь, скромная Ратуша. Она лишь раз претерпела реставрацию, когда восстанавливался весь город после большого пожара. С годами и то здание обветшало, да и чиновникам ютиться в тесных помещениях надоело. В 1889 приняли решение построить новое. Их не остановили даже народные настроения и то, что будет нарушен сложившийся облик центральной площади. Ратуша появилась, уместна она или нет в общем ансамбле, но ее пришлось принять.
Разве такой дворец можно сравнить с Домом Гамбринуса, построенного в XV веке и по указу короля Жигмонда переданного городским властям под ратушу?
Рядом достопримечательность, заслужившая право называться одной из главных в Шопроне — Пожарная башня. Многие ли в мире пожарные каланчи удостаиваются такой чести?
С XI века построенная на остатках древнеримской стены она не раз меняла свой облик, но нынешний вид с балконом и куполом башня обрела в конце XVII столетия, когда город возрождался после пожарища.
А в 1921 после референдума, когда большинство граждан проголосовало за принадлежность Шопрона Венгрии, у ее подножия появились Ворота верности с девизом «Civitas Fidelissima» (Вернейшие граждане).
С высоты 60 м, куда ведут 200 ступенек винтовой лестницы, открывается прекрасная панорама на Старый город.
Целая россыпь старинных домов окружает площадь. Кроме Дома Гамбринуса это дом Шторно (слева), бледно-желтый особняк в 3 этажа с угловым эркером, построенный в 1417 году.
В доме, принадлежавшем семейству Хаберляйтер, в 1482-1483 годах останавливался король Матиаш Корвин. С XVIII века дом в собственности рода Фештетичей. В 1875 его выкупила семья Ференца Шторно, потомки которого владели особняком до 1984 года. Сам Шторн всю жизнь занимался коллекционированием антиквариата, реставрацией фресок, сыновья и внуки продолжили его дело. Теперь здесь музей.
А доска на доме памятует о том, что здесь концертировал Ференц Лист.
Рядом так называемый «Дом генерала». Принадлежал некогда доктору К.Лацкнеру, в 1681 он подарил его генералу. Фигурка военного на фасаде – свидетельство этого исторического факта. Там проживали то военачальники, то бургомистры города, пока дом не стал Городским историческим музеем. Ныне в нем выставляется современная скульптура.
По соседству слева дом Фабрициуса, теперь тоже музей, экспонаты которого позволяют познакомиться с образом жизни горожан в XVII-XVIII веках. А подвалы его хранят остатки древних руин времен Скарбантии.
Но не только центральная площадь хранит дух средневековья, здесь что ни дом, то история, да и сам Шопрон как музей под открытым небом.
И музеев в прямом смысле слова хватает. Есть Музей фармацевтики, Музей горного дела в бывшем особняке князей Эстерхази.
Дом известного на всю округу пекаря теперь тоже Музей-пекарня, где можно посмотреть на орудия производства и понаблюдать за процессом выпечки хлеба, тут же магазин.
Церковную улицу, где музеи с собранием ценнейших экспонатов следуют один за другим, так и называют Музейной. На ней в доме № 6, в особняке, которым в свое время владела знаменитая в Венгрии семья Безерыди, гостил Ференц Лист (уроженец Доборьян в Австрии). Был дан концерт, об истории с перчаткой на котором до сих пор любят писать.
Одному из величайших пианистов XIX века в городе, в котором он бывал не раз, есть и другие памятники.
Интересно рассматривать детали домов
и все, что просто приковывает взгляд.
Кованые вывески красноречивее всякой рекламы говорят о том, какие мастера там работают.
А широкие ворота? Въезжала лошадь с телегой под такую арку, а тесные дворы для маневров предназначены не были, поэтому, не имея возможности развернуться, просто выезжала на другую улицу.
Заглянем во дворы?
Как там было раньше, трудно сказать.
А сейчас идеальная чистота, цветочки в горшках,
исправно функционирующий колодец (или колонка).
Полно кафешек, которые пока пусты.
Открыты лишь музеи и церкви. На площади Уршули и Сечени
одна из красивейших церквей в городе – готическая церковь св.Георгия XVII века.
До 1674 была протестантской, потом передана иезуитам, в 1882 украшена колокольней.
В свете переплетения исторических событий и благодаря разным архитектурным стилям (хотя барокко преобладает) в городской планировке периода XVI-XVIII веков в Шопроне созданы невероятные сочетания: фрагменты древнеримского форума с остатками средневековой крепостной стены, готические сооружения и еврейская синагога, дома обычных горожан и дворцы знати. Таким наследием (не умоляя красоты и значения «Венгерского Версаля», как называют дворец Эстерхази в 20 км от города, и национальных парков страны) Шопрон и Венгрия могут гордиться.
Наша прогулка закончилась на мажорной ноте.
Уникальный Шопрон стал не просто объектом, который вышел за рамки программы, а чудесным началом дня (мы и были там именно в воскресенье утром), настоящим подарком, находкой для любого туриста.