591 материал по 177 объектам, 9 535 фотографий
- GPS
- Португалия, Avenida Sidónio Pais | Parque Eduardo VII, Лиссабон 1070-051, Португалия
- +351 210 312 700
- www.cm-lisboa.pt/en/equipments/equipment/info/pavilhao-carlos-lopes
Многострадальный павильон Карлуша Лопеша. Ч.58
Этот совет является частью дневника «И СЕРДЦУ СНЯТСЯ, КАК В ДЕТСТВЕ СНЯТСЯ, ДРУГИЕ СТРАНЫ И ГОРОДА ...»
Перед зданием и за ним раскинулись озера, здесь можно увидеть статуи и удивительные скульптуры работы João Cutileiro.
Интересна история возведения павильона: в ходе празднования столетия со дня провозглашения независимости Бразилии, в Португалии возникла необходимость построить в честь этого особый павильон, и он появился в парке Эдуарда YII.
Но изначально это здание (работы архитекторов William and Rebello de Andrade and Carlos Alfredo Santos Assunção) появилось в Рио-де-Жанейро для большой международной выставки, которая проходила в период с 1922 по 1923 год. В этом красивом здании были выставлены промышленные товары Португалии. Открытие здания произошло в мае 1923 года, 9 месяцев спустя, и в этом событии принимал участие единственный представитель Бразилии.
И только после этого в 1929 году здание начали воссоздавать и в Лиссабоне те самые архитекторы Андраде и Carlos Alfredo Santos Assunção, которых я уже упоминала. Оно получило название «Дворец выставок и фестивалей», а затем в Лиссабоне в 1932 году предстояло провести большую промышленную выставку, в ходе которой здание было обновлено под руководством архитектора Jorge Segurado, и его открытие состоялось 3 октября 1932 года.
Позднее этот ярмарочный павильон был адаптирован к спортивным сооружениям и мероприятиям, отсюда было его обновленное название Спортивный (1946 г.).
Далее его судьба была печальна, оно даже было под угрозой сноса, если бы не возникла необходимость его адаптации для проведения World Cup of Roller Hockey в 1947 году.
Бывшее здание Спортивного павильона, богато украшенного плиткой, сегодня гордо носит имя Карлуша Лопеша, победителя марафона на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе. Он первым из португальцев завоевал золотую медаль, поэтому его имя было присвоено павильону в 1984 году. Украшением павильона служат декоративные панно из изразцов в бело-голубых, зенитовских тонах.
Некоторое время этот павильон использовался для временных и постоянных выставок, концертов и других культурных событий столицы. Например, еще во времена создания этого потрясающего павильона Португалия решила показать миру достижения своей промышленности, среди которых безоговорочно было azulejos.
«Азулежу, или азулейжос (порт. azulejo) — название португальских изразцов. Традиционный португальский азулежу представляет собой расписанную глиняную плитку, чаще всего квадратной формы, обожжённую, глазурованную, размером 14 см на 14 см.
Изначально слово «zulaycha», «zuleija» — маленький полированный камушек — пришло в португальский язык из арабского. Керамические изразцы изготавливали на древнем Востоке и использовали для облицовки стен. Арабы принесли с собой глазурованный кафель в Испанию и Португалию».
Azulejos (плитки) являются одним из самых узнаваемых характеристик Португалии. Все или частичное покрытие внутренних/наружных пространств и фасадов зданий является неотменным декоративным и эффектным способом украшения в стране на протяжении, по крайней мере, пяти веков.
В период модерна плитка азулежу достигла наивысшего уровня и мастерства. Благодаря высокому качеству керамического материала и рисунка, вручную нанесенного на плитку, прекрасные окрашенные композиции захлестнули рынок Португалии, и они по-прежнему видны на зданиях, что составляет гордость и необычность страны.
Характер облицовки стен уникален среди других европейских производителей и художников. Одними из самых известных работ того времени являются настенные произведения художника Хосе Антониу Хорхе Пинто, работавшего в конце 19 – начале 20-го веков.
Известно, что он делал конкретные плитки для некоторых из наиболее хорошо известных португальских архитекторов.
Обладая способностью отличного рисовальщика, он стал так сказать, керамическим художником. Ему хорошо удалось интегрировать свое мастерство в архитектуру, скоординировав два жанра искусства, что способствовало расширенному взгляду на возводимое здание.
Можно сказать, что его работы занимают уникальное место в португальской культуре, а его творения в стиле ар-деко, как и большую часть его работ, можно найти на фасадах домов в Лиссабоне.
Особенно много он сделал в период модерна (с 1922 по 1923) и при подготовке к всемирной выставке World Expo. Переосмыслив все достижения иностранных мастеров, ему удалось объединить их в оригинальной форме португальской культуры.
Используя наиболее признанный в родной португальской культуре ресурс керамики азулежу, выраженный в стилизованных мотивах, он мудро расширил его возможности, создавая впечатляющие работы, напоминающие целые картины с сюжетом.
Все это я рассказываю потому, что, увы, но в 2003 году павильон был закрыт для проведения реставрации, и вновь открыт после большой реконструкции только в 2017 году.
С тех пор в павильоне Карлуша Лопеша можно полюбоваться работами Хосе Антониу Хорхе Пинто (José António Jorge Pinto) внутри, где они составляют часть постоянно действующей выставки.
Работы Пинто внутри павильона представляют украшенные керамической плиткой стены галерей, комнат и вестибюля.
Изначально при строительстве этого не было предусмотрено, но со временем после того, как Пинто приобрел широкую известность как мастер ар-деко, власти сочли уместным разместить его работы, отражающие повседневную жизнь Португалии, именно здесь.
Жаль, что в 2011 году у нас не было возможности взглянуть на эту красоту, но уж, конечно, мы обошли здание по периметру. Хотя оно имело вид не очень презентабельный и требовало срочного ремонта, но ведь всегда можно призакрыть на это глаза, вычленяя главное.
Фасад здания украшен несколькими панно с изображением исторических батальных сцен (работы Jorge Colaço, Жорже Колласу).
Сын португальского дипломата, художник родился в Марокко, изучал искусство в Лиссабоне, Мадриде и Париже. Его специализация – украшение азулежу больших поверхностей.
Одно панно из изразцов бело-голубой палитры повествует о победе над маврами в битве при Оурики (Ourique), которую в 1139 году одержал первый король Португалии Афонсу Энрикеш. Преодолеть врагов королю помог появившийся на поле боя Святой Иаков.
Другие панно отражают Генриха Мореплавателя на мысе Сагреш, сражение при Алжубарроте и другие битвы.
В дополнение к азулежу в фасаде использованы и другие декоративные элементы, включая две статуи, представляющие Науку и Искусство (работы Raul Xavier,1935).
Эти каменные статуи придают благородство портику здания.
В целом и плитки, и статуи, и лестницы, являясь важным наследием, достойны того, чтобы их состояние поддерживалось в отличном состоянии.
Однако павильон, и азулежу, будучи очень симпатичными, находятся в ужасном состоянии, требующем срочной реставрации.
Замыкая круг, мы возвращаемся к началу парка, чтобы, пройдя по левой стороне Авениды Либердаде, увидеть еще одну лиссабонскую изюминку — Французский акцент португальского театра Тиволи. Ч.59
Продолжение следует...
- Адрес:
Avenida Sidónio Pais | Parque Eduardo VII, Лиссабон 1070-051, Португалия
- Телефон:
+351 210 312 700
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Лиссабон