Экономическая столица США, — Нью-Йорк, — это многомиллионный мегаполис с впечатляющими небоскрёбами делового центра, через который каждый час проходят суммы, не помещающиеся на экранах калькуляторов. Но в 1970-ых два северокаролинских банка, едва-едва входивших в топ-50 крупнейших банков США, бросили вызов "Большому яблоку". Амбиции их руководителей, поиск лазеек в законах, активное и жёсткое поглощение конкурентов, — всё это в начале 2000-ых превратило город Шáрлотт, не насчитывающий и миллиона человек, во второй по важности финансовый центр страны, суммарные активы банков которого превышали ВВП Германии, Франции и Нидерландов вместе взятых.
Если посмотреть на панораму города Шáрлотт,
то доминантой на его горизонте будет "увенчанный короной" 265-метровый "Корпоративный центр Банка Америки" (Bank of America Corporate Center).
Сейчас "Bank of America" это крупнейший банк США, филиалы которого по всей стране, а активы сравнимы с валовым внутренним продуктом Франции.
Принимая во внимание эти факты, 29-метровая "корона" на здании, состоящая из почти четырёх сотен алюминиевых стержней разной длинны и массы, не кажется пустым бахвальством.
Её подсветку обеспечивают несколько сотен ламп, потому ночью здание похоже на маяк и в ясную погоду видно за десятки километров.
Впечатляет и атриум здания.
Удивительно, но когда в 1992 году здание было закончено, то "Bank of America" не существовал ещё. Ему лишь предстояло появиться как результат активных действий "North Carolina National Bank" (NCNB), для которого небоскрёб первоначально и строился, называясь "NCNB Corporate Center". Именно "NCNB" стал одним из тех двух банков, сделавших Шарлотт финансовым центром, но в 1974 году до этого было далеко, хотя амбиции банка уже проявились в постройке самого высокого на тот момент (6-го по высоте сейчас) здания в городе — "NCNB Plaza" высотой 153 метра.
Стеклянное здание в центре фото, справа от Корпоративного центра Банка Америки с "короной", — Bank of America Plaza, где в 1974 обосновался банк North Carolina National Bank, ставший в последствие Bank of America
Второй банк, ставший причиной экономического взлёта города, — "First Union National Bank", позже превратившийся в банк "Wachovia", — тоже начинал со скромных позиций. В начале 1970-ых банк занял, ныне 14-й по высоте, небоскрёб "First Union Plaza".
В 1980-ых "FUNB" купил весь квартал и начал строить для себя новые здания, в том числе и новую штаб-квартиру (First Union Center) в 1988 году. Пятое по высоте здание города после кризиса 2008 года, как и сам банк "Wachovia", было куплено банком "Wells Fargo", поэтому и называется сейчас "One Wells Fargo Center".
Красноватый небоскрёб справа в 1988 году построен для First Union National Bank, ставший в 2001 году банком Wachovia
Предпосылки
Застроенный принадлежащим банкам небоскрёбами, Шарлотт не стал бы собой, если бы не кажущийся сейчас странным закон, действовавший в США чуть больше ста лет назад. Он не позволял банкам иметь филиалы даже в пределах одного штата, не говоря уже о филиалах по всей стране. Если банк хотел создать филиал в другом городе штата, требовалось найти средства для уставного фонда (эти деньги финансовые гарантии и тратить их нельзя) и пройти регистрацию, — то есть фактически, создать другой банк.
Однако Северная Каролина стала одним из первых штатов, которые этот запрет сняли, что позволило "North Carolina National Bank" и "First Union National Bank" начать активно расширяться. Это дало стимул экономике, так как для фермеров и бизнесменов в маленьких городах, где невыгодно было создавать отдельные банки, открывался доступ к кредитам, .
Эти банки стали крупнейшими в штате, но им не хватало собственных средств для финансирования масштабных проектов, поэтому приходилось обращаться, чаще всего, в нью-йоркские банки. Но местные банкиры хотели иметь собственные большие банки с достаточными для финансирования растущего индустриального Юга активами. Поэтому в конце 1970-х годов генеральный директор "NCNB" Том Сторрс и его правая рука Хью Макколл купили несколько банковских отделений во Флориде, чтобы проверить лазейку, позволявшую банку расширить филиальную сеть за пределы штата. Суды поддержали этот шаг, и началась гонка, в ходе которой с начала 1980-х по начало 2000-ых оба банка скупали десятки небольших банков в городах по всему Югу, а затем и по всей стране.
.
Так "NCNB" стал "NationsBank", обзавёлся новой штаб-квартирой в Шарлотте в 1992-м, а в 1998 году в ходе крупнейшего банковского слиянии в истории США на то время объединился с BankAmerica из Калифорнии, взяв его имя за основу и став "Bank of America". Так благодаря смекалке тогдашнего генерального директора Макколла, в Шарлотте расположилась штаб-квартира первого в стране банка, чьи филиалы были в большинстве штатов от западного до восточного побережий.
Тем временем, Эд Крачфилд, генеральный директор "FUNB", повёл свой банк по аналогичному пути: к 2001 году "FUNB" купил банк "Wachovia" и взял его название. Так Шарлотт стал домом для двух крупнейших банков страны — "Bank of America" и "Wachovia" (в 2008-м куплен банком "Wells Fargo").
Справа One Wells Fargo Center, бывшая штаб-квартира банка Wachovia, который вместе с Bank of America сделал Шарлотт банковским центром страны
Итог
Появление в Шарлотте крупных банков, а также извечные проблемы Нью-Йорка: дорожные пробки, квартирный вопрос, высокие цены и неподъёмная аренда, — поспособствовали перемещению банковских работников и инвесторов в Шарлотт. Это вызвало рост сфер торговли, строительства, питания и транспорта.
Крохотная квартира в Нью-Йорке с видом из окна на кирпичную стену? — в Шарлотте новые просторные кондоминиумы!
6 долларов за бутылку пива в супермаркете Нью-Йорка? — А в Шарлотте пара долларов за сваренное в местной пивоварне!
Пробки, заторы и неподъёмная стоимость проездного в Нью-Йорке? — Шарлотт отвечает широкими улицами и модернизированной "Charlotte Area Transport System", связывающей деловые и жилые районы с пригородами современными электричками LYNX.
В Нью-Йорке джунгли из стекла, стали и бетона, а Шарлотт богат парками, скверами и просто деревьями вдоль улиц.
Современный крупный аэропорт, три часа езды до пляжа или до гор, финансовые потоки, обилие квалифицированных специалистов, растущий строительный рынок и солидные инвестиции, — всё это способствовало привлечению в город новых банков и людей. Перспективы города казались светлыми, но финансовый кризис всё испортил. "Wachovia" и "Bank of America" продолжали расширяться, купив несколько ипотечных банков, оказавшихся токсичными активами во время кризиса 2008 года.
Но всё заканчивается, в том числе и кризис. "Bank of America" остался крупнейшим банком страны со штаб-квартирой в Шарлотте, "Wells Fargo" решил оставить Шарлотт центром своих отделений на Юге, а "NewDominion Bank" и "Carolina Premier Bank", поглотив конкурентов, стали одними из крупнейших банков на Юге США и также не покинули Шарлотт.
Вот так объединение умеющих искать лазейки юристов и амбициозных руководителей, которые жаждали быть №1, помогло создать город, который с гордостью утверждает, что он № 2.