И дело не только в проявленном уважении к главе государства. Собственно говоря, это была его инициатива – возродить в Слуцке прекрасный в полном смысле этого слова промысел. По его поручению была разработана комплексная программа по возрождению производства уникальных поясов в качестве культурно-этнографического бренда Беларуси. Александр Григорьевич выразил уверенность, что нынешние слуцкие мастера не посрамят честь своих предков. И они не посрамили – современные копии слуцких поясов не уступают шедеврам ткачества былых времен.
Подаренный президенту слуцкий пояс – точная копия ткацкого шедевра XVIII века – занял почётное место в просторном холле во Дворце Независимости в Минске.В качестве сырья при его изготовлении использовались позолоченные нити и нити из натурального шелка. Длина пояса – 350 см, ширина – 33,5 см, вес – 500 г. Моё личное впечатление: от него трудно взгляд отвести – настолько великолепный.
Сегодня женские руки делают аналоги слуцких поясов.
Перед входом на предприятие отлита в бронзе фигура ткача. Оригиналы поясов – дело умелых мужских рук.С тех пор, как ясновельможный пан Иероним Флориан Радзивилл открыл в Несвиже персиарню, ткачами и подмастерьями там были исключительно мужчины.
Живуча байка, что в случае прикосновения женской руки к золотым и серебряным нитям они потускнеют, и пояс будет безнадёжно испорчен. Враньё!
Женщины в Слуцкой персиарне (они были из числа крепостных) наматывали цветные нити на шпульки, а также золотые и серебряные нити на шёлковую основу – и после этого всё сверкало.Но в ткацкий цех женщин, действительно, не допускали. А что им там делать? Ткачество слуцких поясов предполагало точный математический расчёт ткачей, а женщины в ту эпоху не могли получить необходимого образования. Высокообразованные вольнонаёмные ткачи трудились в течение шести дней в неделю по 16 часов в сутки. Такая интенсивность труда была непосильной для женщин. Поэтому у мастеров в качестве подсобных рабочих типа «подай – принеси» использовались мужчины-крепостные.
Что за слово такое чудное – персиарня?
Всё знает экскурсовод Музея истории слуцких поясов Лариса Лемеза.Издревле славятся персидские ковры. Там же, в Персии, давным-давно стали длинные и широкие шёлковые пояса с причудливыми восточными узорами. Ими подпоясывались падишах и шахские вельможи, что свидетельствовало о высоком статусе их владельцев. Роскошные пояса персидские послы преподносили в дар султанам Османской империи, русским царям, европейским королям. Таким образом, пояса становились элементом персидской дипломатии. Пояса выгодно продавались за рубежом, принося доход в персидскую казну. Поэтому технология их изготовления хранилась в строжайшей тайне под страхом смертной казни.
И вот некто Доминик Миссиорович рискнул головой и вывез из Персии пару секретных ткацких станков в разобранном виде. Надо думать, удачливый авантюрист полагался не только на фортуну, но и на деньги, которые дал «на лапу» персидским чиновникам и таможенникам. В общем, домой в город Станислав (ныне – Ивано — Франковск) он добрался живым — здоровым и с ценным грузом. Станки собрали – потихоньку — полегоньку в 40-х годах ХVIII века здесь наладили производство шёлковых поясов в восточном стиле.
Имя счастливчика померкло на фоне могущественных конкурентов, богатейших людей того времени в Речи Посполитой – магнатов Радзивиллов. Они фактически были правителями Великого княжества Литовского, объединившегося в 1569 году с Королевством Польша в федеративное государство. Представитель славного магнатского рода Иероним Флориан Радзивил будь на то его желание, мог стать польским королём и великим князем Литовским. Но амбициозный пан, владелец множества усадеб на территории нынешней Белоруссии, счёл более стоящим делом наладить в своих владениях изготовление восточных поясов.
Для Речи Посполитой той эпохи пословица «встречают по одёжке» имела особый смысл. Дворяне-шляхтичи, на которых держалась государственность, обязательно носили жупан – своего рода сюртук, который плотно застигался. Украинская поговорка гласила: «Как надел жупан, так уже и пан». Поверх жупана шляхтичи надевали кунтуш, который носили расстёгнутым, подпоясывая поясом из дорогой ткани.
Со второй половины XVIII века престижно стало подпоясываться слуцкими поясами – по названию города Слуцка, который стал центром их производства. Слуцкие пояса стали показателем знатности и богатства владельцев.Однако вся слава досталась не Иерониму Радзивиллу, а его старшему брату великому гетману литовскому Михаилу Казимиру Радзивилу (Рыбаньке). Любвеобильный гетман был охоч до женщин, которых называл «рыбаньками». Отсюда – и его прозвище.
В 1750-е годы Михаил Радзивилл перенёс персиарню из Несвижа в Слуцк. Суровым словом и достойной оплатой труда он добился, чтобы ткачи Слуцкой персиарни превзошли в мастерстве восточных мастеров. И главную роль здесь сыграл Ян Маджарский – технолог, дизайнер и ткач в одном лице.Он армянин по происхождению. Его родное имя – Ованес Маджаранц. Родился и долго прожил в Османской империи, за что получил прозвище Турок. Но с подачи Иеронима Радзивилла, который переманил его к себе в Несвиж из персиарни в Станиславе, его стали называть Яном Маджарским.
В 1758 году Ян Маджарский заключил договор с Михаилом Казимиром Радзивиллом о создании в Слуцке «фабрики перской» для изготовления «пояса с золотом и шелком» с обязательным обучением «работе перской» местных умельцев. Это и есть точка отсчёта деятельности Слуцкой мануфактуры, которая почти столетие производила уникальные изделия для мужского костюма.
Мастер имел представление об искусстве турецких и персидских ткачей. Помимо этого, он был знаком с ткачеством Китая и Японии. В своей работе Ян Маджарский виртуозно сочетал восточные орнаменты с элементами местной флористики – это незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба. Он разработал собственную технологию переплетения шёлковых нитей. Эта уникальная технология оказалась, увы, утраченной в середине XIX века после прекращения производства слуцких поясов.
В годы расцвета Слуцкой мануфактуры на ней работало до 60 ткачей, столько же челядников (подмастерьев) плюс прядильщицы на намотке нитей, имелось 20-25 ткацких станков и ежегодно выпускалось около 200 поясов тончайшей работы.
Производительность определялась сложностью заказа. Заказчики исходили из своих финансовых возможностей. Богатство заказчика измерялось длиной и шириной пояса. Ткались пояса длиной от двух до четырёх метров и шириной от 28 до 50 сантиметров. Соответственно, срок изготовления пояса варьировался от полугода до нескольких лет.
Над изготовлением одного пояса трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял свою часть работы в зависимости от сложности. Узоры для поясов разрабатывались не ткачами, а художниками. На изготовление одного пояса уходило от 60 до 200 граммов золота (сведения о содержании 400 – 800 граммов золота в слуцких поясах специалисты считают выдумкой). Будущие ткачи ходили в подмастерьях до семи лет. Обучались на рабочем месте у мастеров. Оплата труда производилась еженедельно по субботам – за выполненный фрагмент пояса.
У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними или двухсторонними (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной).
С большой долей вероятности можно утверждать, что именно Михаил Радзивилл продемонстрировал высшему обществу Речи Посполитой фирменный слуцкий пояс. Вызывая у одних восхищение, у других зависть, магнат стал появляться в разных поясах поверх одежды. На праздниках и торжествах на нём был пояс, где сочетались красный и золотой цвета, на траурных мероприятиях его видели в чёрном поясе, а чаще всего у него поверх одежды были пояса зелёного или серого цвета. При этом у всех поясов выделялись два прямоугольных завершения («головы»), каждое из которых решалось в виде парных стилизованных изображений букета цветов, переплетенных стеблей с листьями, вазонов с цветами, расцветших веток дерева, разнообразной конфигурации медальонов.
На самом деле это был один пояс – только четырёхлицевой. Каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами. При повязывании пояс складывался вдвое или скручивался так, как было угодно владельцу. Но все думали, что у него четыре слуцких пояса. А значит, его статус в глазах шляхты был просто недосягаем.
Для шляхтича было делом чести носить хотя бы двухметровый (короче нельзя, или не обвить вокруг талии) слуцкий пояс, на котором крепилась сабля. Слуцкие пояса передавались по наследству, включались в приданое. О том, что это слуцкий пояс, а не подражание ему, свидетельствовали тканые метки на старославянском или латинском языках (Слуцк, В городе Слуцке, Сделано в Слуцке) по углам пояса.
Сокращение производства и последующее прекращение выпуска слуцких поясов связано с изменением политической ситуации в Европе и Российской империи.
В результате трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 годы) между, Австрией, Пруссией и Россией территории нынешней Украины (кроме Галиции), Белоруссии и Литвы стали российскими владениями. Великая французская революция вызвала также революцию в европейской моде. Слуцкие пояса стали прятать в сундуках, жертвовать костелам и церквям.
Польское восстание 1830 – 1831 гг., поднятое шляхтой под лозунгом восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года, было с трудом подавлено русскими войсками. После этого было строжайше запрещено носить шляхетские костюмы, а следовательно, и пояса. В 1848 году фабрику в Слуцке закрыли.
Как сообщила экскурсовод Музея истории слуцких поясов Лариса Лемеза, согласно данным, полученным белорусскими исследователями, за столетие было выпущено порядка 5500 слуцких поясов. В музеях и частных коллекциях во всём мире сегодня хранятся свыше 1000 слуцких поясов, в музеях самой Беларуси – 11.
– Мы оказались сапожниками без сапог, — грустно пошутила Лариса Лемеза по поводу отсутствия оригинального слуцкого пояса в Слуцке до возрождения их производства.
Частный коллекционер согласился продать Слуцку раритетный слуцкий пояс за 90 тысяч долларов США. Два года копили деньги, чтобы купить реликвию. Она находится в Слуцком краеведческом музее.
Мне довелось воочию увидеть, как современные мастерицы сегодня ткут слуцкие пояса.Чего это я во множественном числе. Ткачиха за стеклом, отгораживающим её от посетителей, была всего одна.
Специально для воссоздания слуцких поясов был разработан немецкой фирмой Mageba технологический комплекс. Он управляется при помощи двух компьютеров, содержит в себе 6 челноков и 1200 нитей. Аналогов такого станка в мире нет.
На уникальном немецком оборудовании с использованием специально разработанной компьютерной программы на создание одного пояса тратится около 60 часов!В процессе используются очень тонкие нити из натурального шелка, содержащие серебро и золото. Стоимость пояса – от 1000 до 5000 долларов США. Поэтому их ткут исключительно на заказ. К слову сказать, в старину стоимость слуцкого пояса равнялась годовому жалованию офицера Речи Посполитой или стоимости нескольких породистых лошадей.
Основной же продукцией предприятия «Слуцкие пояса» являются куклы, салфетки, скатерти, покрывала, одеяла, национальные костюмы, а также рушники с национальным орнаментом.