Уже минут через 10 после прибытия в этот город, улицы которого после урагана выглядели как в сценах из фильмов-катастроф...
...я оказался в полицейской машине. Нет, я не буйный, а полиция не хватала всех подряд. Как раз наоборот: увидев слегка потерянного и не по погоде одетого человека на заваленной обломками и ветками пустой улице, стражи порядка искренне поинтересовались не нужна ли мне помощь, а затем предложили подвезти, ибо транспорт не ходил, потому что дороги не успели очистить. За короткую поездку я удовлетворил своё детское любопытство, изучив внутреннее устройство полицейской машины, а полицейские с не меньшим интересом слушали мои рассказы о поездке и отчизне. Так дружески и весьма душевно началось для меня знакомство с городом Чарлстон, столицей Западной Вирджинии.
Подвезли меня к Капитолию. Почему? — Это первое, что пришло мне в голову, а вообще для любого штата Капитолий это же не просто законодательный орган, а символ его самостоятельности, на который не жалеют денег налогоплательщиков, которые и сами не воспринимают эти траты как чрезмерные. В конце концов, Капитолий Западной Вирджинии считается одним из красивейших в штатах. И это самое высокое здание в городе.
Капитолий штата расположен чуть в стороне от центра города, от чего создаётся впечатление, что он посреди леса.
Этот символ самостоятельности построен лишь в 1932 году (после гибели его предшественников в пожарах), но этой самой самостоятельности и права самим управлять собою удалось добиться в итоге неповиновения и сопротивления лишь за 60 лет до этого. Ведь девиз Западной Вирджинии, имеющей прозвище "Горный штат", — Montani semper liberi" (Горцы всегда свободны), — взят не с потолка...
Территория на северо-западе некогда единой Вирджинии была гористой, вести сельское хозяйство оказалось сложно и поэтому огромные плантации с тысячами рабов не сформировались, в отличие от других рабовладельческих штатов, к которым относилась и Вирджиния. Различия в устройстве регионов Вирджинии усугублялись и привели к требованиям северо-запада об отделении уже во время Войны за независимость США.
Между тем неприметно рождался Чарлстон, ещё не ведавший о своём столичном будущем и не имевшем теперешнего имени. После завоевания США независимости небольшое поместье на территории современного Чарлстона было продано полковнику Джорджу Кленденину и превратилось в небольшой форт, где разместились сам полковник и его рота виргинских рейнджеров, название которому было Форт-Ли. Позже разросшееся поселение было переименовано в Чарлстон, как считается, в честь отца Кленденина.
К апрелю 1861 года США уже, фактически, раскололись на свободный север и рабовладельческий юг, военное противостояние между которыми готово было начаться в любой момент, нужен был лишь повод. И вот 12 апреля 1861 года в бухте у южнокаролинского Чарлстона (Чарльстон: архитектура Европы и очарование американского Юга) южанами был атакован форт Самтер, где размещался гарнизон северян. Это событие привело к отделению южных штатов, образовавших Конфедеративные штаты Америки, главным городом которых стала столица Вирджинии Ричмонд.
Но когда Вирджиния проголосовала за выход из состава США, делегаты от северо-западных районов этого штата высказывались (не единогласно, конечно) против. В итоге, эти делегаты собрались в июне 1861 года на конференцию в городе Уилинг, организовали свой парламент и выбрали собственного губернатора. По ходу войны в 1862 году северяне уже контролировали эту часть Вирджинии и президент Линкольн, идя навстречу интересам горцев, подписал указ 20 июня 1863 года о вхождении штата Западной Вирджиния в состав США. Статуя Линкольна, давшего горцам самостоятельность, красуется у Капитолия.
В 1861 году отделение началось в Уилинге, взявшего на себя роль столицы штата. Однако местоположение города было хорошо для обороны (добраться до него было непросто), но с точки зрения транспортных коммуникаций город был очень неудобен. Несколько раз столицу переносили в Чарлстон, но потом возвращали обратно в более обжитый Уилинг. Думали уже действовать по принципу "Не достанься же ты никому!" и сделать столицей какой-то другой город, но вопрос, в итоге, решили сами горцы, проголосовав за Чарлстон как столицу 7 августа 1877 года.
Здесь чтут историю и очень гордятся своими сотоварищами, воевавшими и погибшими на полях сражений. В Чарлстоне рядом с Капитолией есть West Virginia Veterans Memorial, — мемориал, увековечивающий память всех граждан штата, что участвовали во всех войнах. Отдельно отмечены те, кто с тех войн не вернулся.
А также женщины-солдат, женщин-пилотов и особо женщин-медиков, спасавшие жизни солдат, для чего часто рисковали своими.
Но живёт Чарлстон не только прошлым, каким бы славным оно ни было. Сейчас это успешный и современный город, во-многом типично-американский, с низенькими небоскрёбами (не считая Капитолия, самое высокое здание всего 81 метр высотой) в кварталах, примыкающих к реке Канава (Kanawha).
Угольные баржи, проплывающие по реке Канава (Kanawha river) в Чарльстоне, стали символом возрождающейся угледобычи и снижения безработицы.
Деловой центр города. Самое высокое здание города (с пирамидальной формой вершины, возвышается над белым зданием слева) — Kanawha Valley Building высотой 81 метр, построенное ещё в 1929 году.
Одним из камней в фундамент будущего успеха города стало обнаружение в начале 19 века сначала богатых запасов соли, использовавшейся для сохранения продуктов, а затем и угля, приводившего в движение корабли и паровозы, а также дававшего свет на электростанциях. Шахтёров и их труд здесь очень чтут, как, в принципе, и во всех уголках мира.
Если соляной бум закончился в начале 20 века с широким внедрением холодильников, то уголь оставался важным продуктом для штата до 21 века, когда требования соблюдения экологических норм привели к закрытию десятков электростанций и шахт. Увы, но сначала уголь был важнее человеческих жизней и приходилось бороться за улучшение условий труда, а затем всякие нормы стали важнее человека, становящегося безработным, потому что никакой альтернативы ему не предложили. Так целые города пустели, а экономика стагнировала. Неудивительно, что программу текущего президента поддержали местные, и вот снова угольные баржи засновали по реке.
Бравое военное и славное пролетарское прошлое города не помешало ему сохранить свою архитектуру, лучшие образчики которой можно оценить просто пройдясь по Кэпитол-стрит (Capitol street).
Являясь частью исторического района Чарльстона (Downtown Charleston Historic District), застроенного зданиями Викторианского стиля конца 19-го — начала 20 веков, Кэпитол-стрил даёт почувствовать погружение в прошлое и ощущение, что ты не в Америке, а где-то в Европе: магазины на первых этажах, уличные кафе и деревья вдоль мощёных тротуаров. Владельцы этих кафе и магазинов активно помогали муниципальным службам убирать последствия урагана, поэтому когда выглянуло солнце и граждане стали выбираться на воздух, то эти самые кафе и магазины могли похвастаться 100% занятостью и очередями.
Из всех городов США с названием Чарлстон, — а их много, — самый привлекательный для туристов расположен в Южной Каролине (Чарльстон: архитектура Европы и очарование американского Юга). Но в отличие от южнокаролинского тёзки, в западновиргинской столице нет колониальной архитектуры и моря, шикарных особняков плантаторов и исторических военных монументов, однако и ему есть чем похвастаться и его история интересна: он начинался как военное поселение, имел много общего с Зальцбургом, стал столицей отколовшейся части того штата, который сам откололся от государства, чтит свою историю, сохраняя память о ней и её наследие, но смотрит в будущее.