30 материалов по 14 объектам, 506 фотографий
- GPS
- Мексика, Coba Group. Juego de Pelota
Группа Коба. Поле для игры в мяч. Ч.166
Этот совет является частью дневника «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает….»
Все эти сооружения соединяются шестью дорогами (sacbeoob).
Идем дальше, заворачиваем за угол храмовой пирамиды (Храмовая пирамида «La Iglesia» группы Коба. Ч.165), и попадаем к первому игровому полю Juego de pelota. Наклонные стены с местами для зрителей наверху, каменные кольца – все, как уже видели, только само поле невелико.
Стены украшены рельефами с изображением игроков. Ну как, можно закинуть мяч так высоко, да еще и без помощи рук? Для меня это загадка…
Игра с мячом была командной игрой, похожей на волейбол, в которой мяч передавался из стороны в сторону, используя только бедра, плечи и локти. По-видимому, команды были составлены как минимум из двух и максимум пяти игроков (в зависимости от размера поля), которые покрывали свои головы и локти кожаной защитой.
Этому виду спорта, считающемуся старейшим командным видом спорта в мире, около 2500 лет, и он уже тогда имел судей, которые обеспечивали соблюдение правил игры. Игра проводилась между стен, размеры поля варьировались в размерах, но в целом все поля состояли из длинного и узкого игрового поля, окруженного стенами, как с горизонтальными, так и с наклонными поверхностями.
Считается, что поначалу у поля не было обручей, и гол засчитывался, если мяч просто не упал на землю. Кольца-обручи были добавлены позже, и, хотя это не точно, но считается, что с этого момента команду можно было считать выигравшей, если игрокам удавалось пробросить мяч в обруч.
Мяч был тяжелым, сделанным из твердой резины, а прыгучим он становился из-за вулканизации резины. Испанцы считали мяч заколдованным, потому что они не понимали, как он может подпрыгивать так высоко.
Татьяна пытается кратко объяснить подтекст и смысл игры в мяч, и как спортивная игра была связана с религией. Жили-были два брата-близнеца (Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу), и вот однажды они сильно увлеклись игрой в мяч. А играли они рядом с преисподней (Шибальбой — Xibalbá). Богам нижнего мира понравилась эта игра, и они решили завладеть мячом. Они позвали братьев в страну мертвых, но те, предчувствуя беду, спрятали мяч. За это боги казнили их, а голову одного из них подвесили на дереве. Дочь одного из правителей подземного царства проходила мимо этого дерева, тогда голова ожила и плюнула на руку девушке. Та, как водится, забеременела, и ей пришлось сбежать из нижнего мира в человеческий. У нее родились близнецы (Хун-Ахпу и Шбаланке), которые уже наполовину были богами. Когда они выросли, история повторилась, они нашли мяч отца и стали играть им. Их снова позвали в Шибальбу, но будучи божественного происхождения, они сумели преодолеть препятствия и даже после убийства смогли воскреснуть. В другом обличье они спустились в подземный мир, уничтожили своих врагов, а оставшимся навеки наказали перестать вредить людям. После этого они воскресили своего родителя и вознеслись на небо в виде солнца и луны.
Подтекст этого мифа в следующем: стадион олицетворяет связь между миром живых и мертвых. Рожденные от владыки живого мира и дочери подземного царства близнецы становятся правителями после того, как начинают играть в мяч. Каучуковый мяч ассоциируется с отрубленной головой их отца, а игра с династической преемственностью. Возрождение родителя – это символ семени маиса, опущенного в землю, которое всходит побегом и прорастает в виде кукурузы. Таким образом, Бог Маиса для благополучного завершения цикла «умирания и возрождения» требует определенного ритуала.
Идем по реальному лесу, здесь сухо и светло, на небе светит яркое солнце, но Таня говорит, что ожидается дождь. Она указывает на дерево, по листьям которого она сделала такой вывод. К вечеру на самом деле пошел дождь. Кстати, Таня рассказывает нам о том, что такое тропические ливни, которые идут здесь неделями. Дождь льет так, что в 2-х метрах ничего не видно. Если ты за рулем, то лучше свернуть на обочину, остановиться и зажечь габаритные огни. Возвращаясь к деревьям — они растут парами, иногда даже соприкасаясь, при этом у одного из них кора темная, у другого – светлая.
Вдоль дороги под соломенными крышами выставлены высокие каменные блоки-стелы (всего их здесь 20 штук), на одном из которых рельефом иллюстрируется предсказание конца света в 2012 г. Приглядитесь, и вы увидите на некоторых стелах изображение того, что жертвенные пленники лежат под ногами правителя у основания. Вам нужно будет использовать все свое воображение, так как эта и большинство других стел здесь довольно изношены. Некоторые стелы здесь изображают женщин, и благодаря этому ученые предполагают, что в городе было много женщин-правителей.
Стелы стали появляться здесь в период с 600 по 900 г.н.э. Это были скульптурные каменные памятники, на которых фиксировались основные события из жизни правящего класса. Жители, которые не принадлежали к этому социальному классу, жили на окраинах центральной зоны, и их жилища не сильно отличались от тех, в которых сегодня живут их потомки.
Мы узнаем здесь насколько в мире все тесно связано, вот и наш соотечественник, ученый Кнорозов виртуально «наследил» в Гватемале, именно ему удалось частично декодировать майяские иероглифы. Однако полностью их расшифровать не удается до сих пор. При этом великооткрыватель умер в одиночестве.
Следующими на нашем пути будут руины храма, очень красиво вписанного в заросли деревьев — Группа Grupo de las Conjunto Pinturas. Храм Фресок. Ч.167
Продолжение следует...
- Адрес:
Coba Group. Juego de Pelota
Дешёвый ✈️ по направлению Коба