Есть в Беларуси города, возраст которых едва приблизился к возрасту выхода на пенсию их жителей. Они создавались как крупные центры производства для растущей индустриальной экономики БССР: Солигорск — центр добычи калийных солей, Новополоцк — центр химической и нефтехимической промышленности, Новолукомль это город энергетиков при крупнейшей в стране ТЭЦ — Лукомльской ГРЭС, Светлогорск — химический центр, а Жодино...
Вы могли никогда не слышать об этом городе, но даже если вы не фанат техники и автомобилей, вы точно слышали о Белорусском автомобильном заводе (БелАЗ) и производимой на нём карьерной технике.
Формально, как деревня и местечко, Жодино с разными названиями существовал с 1643 года, но городом стал только в 1963-м. Ввиду его молодости и, так сказать, пролетарского происхождения, с архитектурой и традиционными достопримечательностями здесь очень бедно.
Жодино примечателен своей индустриальной брутальностью: много заводов, в том числе и тяжёлой промышленности, плакаты, призывающие к трудовым подвигам, даже скульптуры кажутся сделанными из остатков деталей производства. Но выглядят они симпатично.
И самая известная скульптурная композиция в Жодино посвящена Анастасии Фоминичне Куприяновой, все пять сыновей которой ушли на войну и ни один из них не вернулся живым.
"Мать-патриотка". Памятник матери-патриотке Анастасии Куприяновой, все пять сыновей которой погибли на войне
Это очень трогательная скульптурная композиция, заставляющая остановиться, смотреть и примечать детали. Здесь нет какого-то величия, просто фигура матери, напряжённая, в простой деревенской одежде, олицетворяющая всех матерей, отправивших сыновей на войну. Моё мнение — сюда нужно приводить политиков и военных из высших чинов, что хвастаются ракетами, позволяющими покромсать полмира.
Казалось бы, представить туристов в Жодино невозможно, но стабильный их поток обеспечивает флагман города БелАЗ, бывший единственным заводом по производству карьерной техники в СССР и оставшийся единственным в СНГ. В соцлагере его конкурентом был румынский DAC, куда более скромный по объёму производства, большая часть которого шла на внутренний рынок и в другие соцстраны, поэтому и не выдержавший перехода на рыночную экономику в 90-ые.
Сейчас БелАЗ третий по величине в мире (из, примерно, десяти) производителей карьерной техники. Проводимые выставки, дни открытых дверей и экскурсии по заводу и находящемуся там музею стабильно привлекают много любопытствующих.
Готовая техника на обозрение публики. После производства в таком виде самосвал живёт недолго, ведь кроме как в разобранном виде его не перевезти ни на поезде, ни по дорогам.
Развитие завода, производившего изначально не столь впечатляющую технику для добычи торфа, началось в 1958 году, когда сюда было передано производство столь нужного советским карьерах крупного самосвала МАЗ-525.
Уже в 1960-е БелАЗ начал производить собственную технику, поначалу небольшую,
которая даже могла проехать по улицам Минска,
но которая всё росла и росла, пока в 2013-м году завод не выпустил 450-тонный карьерный самосвал БелАЗ-75710, крупнейший в мире.
Однако это миф, что все БелАЗы гиганты. Многие карьеры и разработки не настолько масштабны, чтобы им понадобился крупнейший в мире самосвал. Гранитным карьерам в Беларуси, к примеру, вполне хватает и самых маленьких БелАЗов в линейке
Почему белорусские гиганты жёлтые? — Тут можно вспомнить пчёл и ос: они тоже жёлтые, чем тонко намекают на свою опасность. Техника же работает в карьерах, где доминируют чёрный и оттенки серого цвета, плюс, бывает пасмурная погода или туман, поэтому жёлтый делает громадин заметными, позволяя мелкоте всякой увидеть их издалека и понять, что нужно уступить и держаться подальше. Но понимают не все...
К слову о том, почему карьерная техника постоянно растёт в размерах. В основе этого не лежит никакой гигантомании и чего-то фрейдистского, чистая экономика: один 200-тонный самосвал или два 100-тонных, что выгоднее? — Разумеется, выгоднее использовать один крупный, потому что его расход топлива ниже, чем у двух мелких вместе взятых, ему нужно меньше шин, масла и т.д. И до тех пор, пока карьерная экономика функционирует по принципу "больше -> лучше", техника и дальше будет расти.
Однако размер создаёт проблемы. Но не с управлением, — управлять ими не сложнее, чем небольшим грузовичком. Даже коробка автоматическая, ведь других просто не ставят.
А вот для доставки этих гигантов по всему миру требуется потрудиться: их требуется разобрать, погрузить на/во что-нибудь и отправить покупателю.
А затем собрать на месте, на что может потребоваться и неделя. По цехам БелАЗа возможно заказать экскурсию и уже десятки тысяч человек воспользовались этой возможностью.
Можно даже попробовать себя на тренажёре
Дни открытых дверей на заводе это прекрасный шанс увидеть воочию и посидеть за рулём гигантов, пройтись по цехам и увидеть настоящих рабочих, от вида которых мы изрядно отвыкли в офисах. Здесь чествуются передовики, выполняется план, есть доска почёта (наверняка. есть и доски позора, но они не публичные), но всё это сочетается с капиталистическими плюшками, потому что спрос на этих громадин стабильно высок, потому высока и прибыль и зарплата.