72 материалa по 20 объектам, 1 469 фотографий
- GPS
- Мексика,
Чичен-Ица. Храм-пирамида Воинов. Ч.140
Этот совет является частью дневника «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает….»
Здесь сделан подкоп, вернее раскоп, чтобы было видно, что внизу, под пирамидой, имеется более раннее сооружение.
С левой стороны от основной лестницы величественного Кукулькана расположены Храм воинов (El Templo de los Guerreros) и Группа тысячи колонн (Grupo de las Mil Columnas).
Чичен-Ица имеет десятки зданий, но когда люди думают об этом месте, они всегда думают о Пирамиде Кукулькан, Священном Сеноте, Поле для игры в мяч и, конечно же, Храме Воинов, посвященный тольтекскому культу смерти.
Он построен около 1200 года и является одним из самых красивых и хорошо сохранившихся зданий здесь. Он был построен относительно новой, объединенной культурой майя-тольтеков, которая родилась здесь, в Чичен-Ице.
Пирамида, прорезанная широкой лестницей, имеет знакомый уже нам по Теотиуакану (Теотиуакан. Цитадель. Ч.22) архитектурный стиль «талуд-таблеро», повторяющийся орнамент орлов и ягуаров на ступеньках, «ползущую змею», заканчивающуюся наверху головой с открытой пастью.
Верхний храм содержит колонны и фигурку Чак-Мооля («громовая лапа», или «большой красный ягуар» в переводе). «Чак-Мооля не следует путать с Чаком, одним из главных божеств в мифологии майя, ведающим прежде всего явлениями дождя и грома, с которым эти статуи никак не связаны. Считается, что Чак-Мооль служил «течкатлем» (жертвенным алтарём». У подножия пирамиды, тоже колонны с рельефами воинов.
Платформа Северо-Западной Колоннады, расположена к югу от лестницы, ведущей к вершине Храма Воинов. Из интернета
На верхней площадке буквально свысока взирает на посетителей этот Чак-Мооль.
Вход на лестницу закрыт веревочкой, так что фото с символом Чичен-Ицы с близкого расстояния не будет. Фигурка Чак-Мооля, посредника между Верховным Богом и людьми, была найдена внутри храма. Измерено, что полный рост Чака составил бы 2,5 метра. Его несколько квадратное лицо повернуто на запад, а эта сторона символизировала для майя тьму и смерть. Мы можем только догадываться, «что за богач тут чудил» и каково назначение этой рослой фигуры. О принятом объяснении я уже говорила, повторяться не буду (Чичен-Ица. Храм Черепов Цомпантли. Ч.136). Скажу только, что у него на животе находится чаша для подношений, в которую клали вырванные из груди сердца
Исследованиями было установлено, что Храму воинов в Чичен-Ице, как и Эль Кастильо, предшествовала более ранняя конструкция, найденная внутри нынешнего Храма. Первый храм также имел Chac Mool и сводчатые потолки, используемые майя.
При обследовании первоначального храма в 1932 году там были найдены останки тела зяблика, птицы-представителя воинов Чичен-Ицы, и совы, символизирующей войну. Там же был найден бирюзовый мозаичный диск, на котором на деревянном основании были размещены четыре змеиных головки, а в центре – остатки того, что, предположительно, было зеркалом.
В Мезоамерике зеркала были связаны с реальной властью, потому что, как считалось, они были порталами в другие миры. По мнению некоторых исследователей, змеиные головы были связаны с войной и напоминают о змеиной мудрости. И даже найденные там фрески изображали героические подвиги воинов «Пернатого Змея» при завоевании Юкатана.
Отвлекаясь, скажу, что майя классического периода были созерцателями, их религия была полна мистерий, а потому требовала камерных помещений, где можно было в интимной обстановке пообщаться с богами и поразмышлять о бесконечности времени, которое было основой майской философии.
Воинственным тольтекам было мало такое «жизненное пространство», им требовался размах, поэтому и стали появляться колоннады и открытые галереи, создавая более широкие внутренние пространства на основе более легких опор.
Надо сказать, что завоеватели ассимилировались с местными майя, брали в жены их дочерей, и учились у более цивилизованных подданных, переняв многие черты материальной и духовной культуры. При этом тольтекам удалось сохранить свое могущество и власть, постепенно захватывая другие майские центры, в том числе Ушмаль.
Возвращаясь к пирамиде, возвышающейся над площадью, следует сказать, что она состоит из квадратного основания размером 40 м каждой из сторон. Карнизы украшены барельефами, в которых присутствуют воины, орлы и ягуары, пожирающие человеческие сердца.
Ягуар, пожирающий человеческое сердце, вырванное из груди его жертвы. Справа — воин в маске.Из интернета
Верхний храм также квадратный с основанием в 21 метр, от него остались стены и квадратные колонны внутри (осталось 60 штук), украшенные фигурами богов и воинов, которые раньше держали перемычку входного крыльца.
Стены украшены рельефом, прерывающимся главным входом. На нем можно увидеть маски Чака, бога Кукулькана, выходящего из пасти Пернатой Змеи с раздвоенным жалом. По углам храма имеются маски Чака с их узнаваемыми изогнутыми носами.
а) Доступ к Храму Воинов Чичен-Ицы имеет портик, состоящий из двух колонн с изображением "Пернатого Змея" б) Так называемые атланты из мексиканского города Туле, олицетворяющие воинов. Из интернета
Входной портик образован двумя большими гремучими змеями, с открытой пастью, готовой к укусу, головой у основания и хвостом, поднятым вверх, придерживающим притолоку. Это изображение Бога, под эгидой которого воинствующие тольтеки пришли в страну майя.
Тело пирамиды состоит из 4-х ступеней, боковины которых украшены рельефами, представляющими символы Ордена Орла и Ягуара, а также ритуальные сцены. Если бы нам было позволено подняться наверх, то мы могли бы увидеть эти рельефы ягуаров, пожирающих человеческие сердца, а также воинов в масках.
Прочные формы архитектуры и каменной скульптуры, представляющей искусство майя, восхищают всех до сих пор. Жаль, что менее прочные фрагменты резьбы по дереву и красочная лепнина не дошла до нас, будучи менее устойчивой и быстро подвергающейся порче.
Первоначально интерьеры майяских храмов были покрыты множеством каменных и лепных скульптур, красивых резных мотивов, любовно отполированных и окрашенных с большим диапазоном ярких и сочных цветов. Например, крыша Храма Воинов поддерживалась каменными колоннами с квадратным сечением, каждая из которых состояла из восьми-одиннадцати блоков, соединенных известковым раствором.
У основания каждого из них сделаны откосы, а само тело украшено резьбой, изображающей фигуры священника, воинов в красивых одеждах и украшениях. Интересно то, что колонны не только были вырезаны, но и блестяще окрашены. Более того, глаза фигур были заполнены смолой, имитирующей зрачки.
Окрашивались скульптуры тоже не абы как – фон был красным, рамка синей, а фигуры людей естественного цвета тела. Исследователи даже смогли установить, что периодически скульптура перекрашивалась.
В Храме Воинов было обследовано и скопировано 337 рельефов, что было очень важно для последующей классификации этих ценных материалов и восстановления искусства майя, как это уже было сделано для греческих фресок.
А некоторые фрески очень даже интересны и вызывают больше вопросов, чем имеют ответы. Например, показаны светлокожие мужчины, готовящиеся к отступлению по морю, в то время как другие остаются в качестве пленников в деревне. Изображения белых людей на фресках Чичен-Ица, в Храме Воинов, вероятно, представляют викингов — главных европейских мореплавателей в то время, когда храм был построен. Викинги посещали доколумбовую Мексику? Как я выяснила в прошлом году при посещении Исландии, для правительства этой страны это даже не вопрос, а твердое убеждение. Так что задолго до испанцев Мексику посещали скандинавские «белые боги», но ведь это только гипотеза... Или уже нет?
Перед Храмом Воинов находится еще одно сооружение – так называемая Группа Тысячи Колонн, на которую Эмилио обращает наше внимание, и мы послушно переводим взгляд от Чак-Мооля на этот каменный лес — Чичен-Ица. Группа Тысячи Колонн. Ч.141
Продолжение следует...
- Адрес:
Templo de los Guerreros
Дешёвый ✈️ по направлению Чичен-Ица город майя